Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе

29.01.2016 2961 9046
Парамонова Виктория Сергеевна
Парамонова Виктория Сергеевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Научно-технический прогресс с необыкновенной скоростью вторгается в нашу жизнь, а многие дети уже в раннем возрасте начинают пользоваться компьютером. Учитель должен учитывать эту тенденцию и разговаривать с детьми на языке, который им интересен. То есть следует включать в свои уроки элементы новых технологий с использованием компьютера.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, активизировать познавательную деятельность студентов в процессе обучения иностранным языкам. Современные информационные технологии помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучаемых.

Особое внимание хочется обратить на то, что  готовые компьютерные программы для изучения иностранного языка, которые продаются в магазинах, не всегда подходят для использования на уроках. Они, скорее всего, нацелены на индивидуального пользователя, решившего усовершенствовать свои знания. В данной ситуации приветствуется создание собственных программ, которые позволят осуществить задачи, поставленные перед учителем в настоящее время.

Из собственных разработок самыми доступными и эффективными являются презентации. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока и различных типах уроков в зависимости от цели, поставленной учителем.

Успешное овладение иноязычным устным общением невозможно без использования эффективных, высокотехнологичных средств обучения, к которым мы относим мультимедийные технологии. Учитывая несформированность терминологического аппарата в области компьютерных технологий, под понятием «мультимедийные технологии» мы понимаем современные компьютерные технологии, позволяющие с помощью специального программного обеспечения и современной технической аппаратуры обьединить в компьютерной системе текстовую, звуковую, аудиовизуальную и графическую информацию, и обеспечивающие интерактивное взаимодействие с пользователем.

Современная методика дает следующее определение мультимедийной презентации как методического приема. Мультимедийная презентация иноязычного материала – способ предьявления творчески переработанной преподавателем, адаптированной для определенного возраста обучающихся языковой информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной лексико-грамматической теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий (Денисова, Денисов 2008: 20-21).

Применение компьютера как средства обучения на занятиях по иностранным языкам значительно повышает интенсивность учебного процесса, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям и максимально приближает процесс обучения иностранным языкам к реальным условиям. При компьютерном обучении усваивается гораздо большее количество материала. Удобнее всего пользоваться  компьютерной программой Microsoft Power Point. Благодаря ей можно создавать собственные презентации в довольно короткие сроки, оформлять их красочно и наглядно, используя большое количество шаблонов, звуковых и зрительных эффектов.

Применение компьютерных презентаций PowerPoint в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски показ слайд-фильмов с экрана компьютера на мультимедийном проекторе или на персональном компьютере для каждого учащегося. Презентация – это новое дидактическое средство организации учебного процесса. Образовательный потенциал презентации может эффективно использоваться на уроках как современное наглядное средство обучения. Преимущества презентации Power Point состоят в том, что она позволяет:

  1. наглядно представлять новый лексический и грамматический материал;
  2. осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  3. использовать отдельные слайды в качестве раздаточного материала (таблицы, опоры, распечатки на бумаге и т.д.);
  4. управлять вниманием учащихся за счёт эффекта анимации;
  5. активизировать внимание всего класса;
  6. поддерживать познавательный интерес учащихся, усиливать положительную мотивацию;
  7. эффективно воспринимать и запоминать новый учебный материал;
  8. осуществлять контроль за усвоением новых знаний и систематизировать изученный материал;
  9. повышать мотивацию учащихся;
  10. использовать большое количество иллюстративного материала;
  11. интенсифицировать урок;
  12. вовлекать учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.

Мультимедийная презентация способна обеспечить наивысшую степень наглядности при введении нового языкового материала, а также в ходе первичной проверки понимания его учащимися.

Мультимедийная презентация может включать в себя тексты, аудио и видеофрагменты, коллажи, анимационные схемы, а также языковые и условно-речевые упражнения, работа с которыми может быть организована как во фронтальном взаимодействии со всей аудиторией, так и в парной и групповой работе.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.

Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала.

Если материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.

Презентации для работы над грамматической темой можно создать по следующему принципу: грамматические таблицы, тренировочные упражнения, упражнения для контроля и самоконтроля. При  обучении письму можно также использовать презентации, с помощью которых ученики имеют возможность разгадывать различные кроссворды, заниматься поиском слов.

Следует отметить, что обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен самостоятельно создавать презентации, образовательный потенциал которых может быть  использован им с целью осуществления наглядной поддержки обучения речи учащихся на иностранном языке.

Изучение темы или раздела традиционно заканчивается повторением, закреплением и обобщением материала. Наиболее подготовленным учащимся можно предложить всё это объединить, подготовив презентации по пройденной теме. Создавая их, учащиеся имеют возможность систематизировать приобретенные знания и навыки, почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы.

Следует помнить о том, что компьютер не используется постоянно в течение всего урока, а лишь служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний.

Разумеется, мультимедийная презентация не может полностью заменить традиционные УМК, однако благодаря ее дидактическому потенциалу, ее использование способно качественно повысить степень усвоения учащимися вводимого материала.

Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению иностранным языком как на уроке, так и во внеурочное время.

Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам позволяют реализовать комплекс методических, дидактических и психологических принципов, возможности одновременной работы групп студентов с различными заданиями, работы с учетом индивидуального темпа работы каждого студента, экономят время и позволяют использовать его более рационально. Следовательно, процесс познания становится более интересным и творческим. Практическое использование информационно-компьютерных технологий влияет на развитие познавательной самостоятельности и формирование умений самостоятельно осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.

В заключение хотелось бы отметить, что применение мультимедийных технологий, как мощного и эффективного средства обучения ИЯ в целом и иноязычному устному общению в частности, ни в коем случае не должно быть ущербным для самого содержания обучения. Лишь грамотное использование этого технического средства в соответствии с целями и задачами каждого конкретного занятия способно многократно повысить эффективность подачи, а, следовательно, и степень усвоения студентами того или иного материала.

Таким образом, мультимедийные технологии повышают интерес к изучению иностранного языка, ускоряют процесс обучения, улучшают качество усвоения материала, индивидуализируют процесс обучения и дают возможность избежать субъективности оценки. Образовательный процесс при использовании компьютерных технологий становится более рациональным и интенсифицированным. 

Список использованной литературы:

1. Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием // Иностранные языки в школе. – 2008. - №3. – С. 20-27.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*