Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование у подростков модели образа жизни

28.01.2016 1210 3015
Григорьева Светлана Николаевна
Григорьева Светлана Николаевна, преподаватель

Волжский промышленно-технологический техникум

Существует английская пословица «Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Прежде чем говорить о формировании «новейшей» модели образа жизни, надо  осознанно подойти  к вопросу самосовершенствования самих преподавателей. Потому что нелепо смотрится преподаватель-курильщик, рассказывающий о вреде курения. В жизни молодежь «пойдет» лишь  за лидером, которого  уважают  и к которому прислушиваются. Общество постепенно деградирует, если не придерживается моральных устоев и  не уделяет внимания  воспитанию достойной смены поколения.

Происходящие  в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни людей. Произошло сильное социальное  расслоение общества, самоустранение большей части родителей от духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, и как следствие - рост детской преступности. Введение конституционного запрета на цензуру в средствах массовой информации  преобразило информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых  через телевидение и интернет, на молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, наркоманию;

Историко-педагогический опыт убеждает, что формирование  у подростков «новейшей»  модели образа жизни имеет огромное значение в  развитии человека. Духовность, нравственность выступают в качестве элементов  национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям.

В результате целенаправленного духовно-нравственного воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.

Понимая культуру как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в форме организации жизни и деятельности людей, следует выделять определяющие  ведущие направления в воспитании личности человека: правовая культура, культура поведения (этикет), духовно-нравственная культура, сексуальная культура.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного.

Либерально-демократические преобразования пропагандируют  массовую низкопробную  культуру и искусство, культ тела без души и возвышенных чувств. С экранов телевизора  и интернета идеализируется сила и жестокость, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви , которые наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

Интеллект – это качество человеческого ума; это не то, чем обладает душа. Хотя человек может быть разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным.

Сильная  личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, ведущий здоровый образ жизни, нравственно сформировавшийся. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения.

Духовный человек – это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов действовать по воле случая. Культура поведения – это лицо нации, уважение к себе и другим.

Важна правильно организованная воспитательная работа с подрастающим поколением на всех уровнях его социализации, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение,  и культурную политику, направленную на удовлетворение  духовных потребностей подрастающих поколений.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу формирования духовной личности.

Понимая культуру как исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, следует выделять основной предмет культуры, определяющий ведущие направления в воспитании духовно-нравственной личности: правовая культура, культура поведения (этикет), экологическая культура, сексуальная культура.

Формирование экологической культуры как элемента духовно-нравственного воспитания связано с необходимостью защиты окружающей природы от угрозы ее уничтожения. Ведущей идеей воспитания экологической культуры молодежи выступает забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям.    

В основу модели формирования культуры здорового и безопасного образа жизни молодежи положены принципы:        

  • актуальности, который отражает каждодневные проблемы, которые связаны со здоровьем подростков, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; помогает обеспечивать знакомство молодого поколения с наиболее важнейшей информацией про гигиену;
  • доступности, в соответствии с которым учащимся предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий понимаемое сочетание изложения информации о гигиене теоретического значения с примерами и демонстрациями, что улучшает его процесс восприятия. Данный принцип дает возможность предусматривать использование наиболее разнообразных ситуационных задач с обязательной необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования.      
  • положительного ориентирования, в соответствии с которым уделяется в значительной мере большое количество внимания позитивной, с точки зрения здоровья, стилистики жизни, их благоприятному влиянию на здоровье. Реализация рассматриваемого принципа, то есть показ положительных примеров, более эффектна, по сравнению с показом отрицательных последствий неблагоприятного по отношению к здоровью и поведению;
  • последовательности, который предусматривает выделение базовых этапов и блоков, а также их логический преемственный процесс при его осуществлении;          
  • системности определяет каждодневный, систематический характер его воплощения, как раз это позволяет освоить познания, которые имеют отношение к самочувствию, в виде целостной системы;
  • сознательности и энергичности, которые ориентированы на решение  вопросов  хорошего самочувствия и здорового вида жизни.

Одним из основных аспектов здорового образа жизни является правильное сексуальное (половое) поведение человек, являющееся очень важным элементом общей культуры личности. В любом обществе половое просвещение, формирование сексуальной культуры подрастающего поколения выступает неотъемлемой частью нравственного воспитания.

Произошедшие в последнее время социальные процессы повлекли за собой изменения в сексуальной морали общества. Толкование понятия «свобода» стало отождествляться с беспорядочным, безнравственным удовлетворением своих потребностей. При этом подростки имеют чрезвычайно низкий уровень навыков в области личной гигиены и гигиены половой жизни, знаний о контрацепции, возможности заражения инфекцией при половом контакте. Современным молодым людям несвойственно чувство ответственности за партнера, за зарождающуюся будущую жизнь.

Задача педагога состоит в распространении научно обоснованных сведений по вопросам здоровой сексуальной жизни и профилактике ее нарушений, в воспитании навыков, обеспечивающих репродуктивное здоровье подрастающего поколения. Сексуальная культура в значительной мере определяет также гармоничность супружеской и семейной жизни. Особое внимание  надо уделять пропаганде «здорового образа жизни», занятиям спортом.

Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания. Основными показателями социализации индивида выступают представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности; нормативная система этикета.

Разработка действенных, практико-ориентированных методов и средств развития правильного, соответствующего социальным нормам поведения возможна при условии создания системы взаимодействия образовательного учреждения, семьи и общественных организаций. В то же время, опираясь на роль народных традиций в современном воспитании, необходимо приобщать детей к народным этикетным традициям, к  нравственно-этическим ценностям народа.

Успехи на пути формирования правового государства и становления гражданского общества зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в новых условиях, от уровня правовой культуры граждан.

Воспитание правовой культуры предполагает формирование умений видеть ценность права и его социальную роль, правовым способом разрешать конфликты и проблемные ситуации.

Задача образовательных учреждений – способствовать развитию правовой культуры учащихся, будущих граждан России, в процессе усвоения ими основных правовых ценностей, знаний об основных правах, а главное –  применение этих знаний в жизни. Этому должно способствовать использование различных форм обучающей деятельности: право как учебный предмет, факультативные занятия, классные часы, общешкольные мероприятия.

В сложившихся условиях только  духовные и моральные ценности могут служить ориентиром в жизни молодого человека и защитой его духовного здоровья. Поколение, воспитанное на истинных ценностях, общечеловеческих и национальных, сможет отличить прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, причем, не только в произведениях искусства, но и в быту, в труде, в поведении людей.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в  развитии, создании современных динамичных методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений.

Использованная литература:

  1. Игнатова В. В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе: Монография. — Красноярск: СибГТУ, 2014. — 272 с.
  2. Игнатова В. В., Шушерина О. А. Педагогические стратегии в контексте профессионально-культурного становления личности студента вуза // Сибирский педагогический журнал. 2004, № 1, с. 105–113.
  3. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пос. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2013. — 192 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*