Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОсновной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами.
С принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» инклюзивное образование получило необходимую законодательную базу.
Инклюзивное образование в законе определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Следовательно, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья теперь может быть организовано не только в отдельных группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, но и совместно с другими обучающимися образовательных организаций (ст. 79 п. 4 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает его в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками.
А у здоровых детей, во многих случаях, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания, они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с низким уровнем толерантности.
Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в учебные заведения по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.
Основные принципы инклюзивного образования:
Для профессиональной подготовки педагогов необходимы:
Для осуществления предоставленных возможностей по организации инклюзивного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, необходимо создать определенные условия.
Основа практики инклюзивной формы обучения и воспитания - принятие индивидуальности каждого обучающегося а, значит, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Для реализации ФГОС принципиально важна индивидуализация и вариативность образовательной деятельности обучающихся. Например, при освоении программы по физической культуре необходимо проводить урок лечебной физической культуры и мотивировать обучающихся на получение хорошего результата. Практика показывает, что мотивация возможна при использовании элементов игры.
Речь идет об индивидуальной образовательной программе (далее – ИОП) с перечнем специфических образовательных услуг, учитывающей особенности его развития и ориентированной на личностное развитие и социальную адаптацию (расширение жизненного опыта и социальных контактов). При инклюзивном подходе необходимо не адаптировать детей с ОВЗ к тем или иным требованиям в обучении образовательного учреждения, а реформировать эти учреждения и искать иные педагогические подходы. Необходимо наиболее полно учитывать особые образовательные потребности всех тех обучающихся, у которых они возникают.
Однако реализация инклюзивного образования сталкивается с рядом трудностей.
При каких же условиях инклюзивное образование будет успешным?
На наш взгляд, инклюзивное образование становится эффективным при создании следующих условий обучения: небольшой наполняемости групп, реализации индивидуальной программы обучения, наличия подготовленных педагогов и других специалистов, соответствующего оборудования в учебных кабинетах, дополнительных занятий в условиях комнаты реабилитации.
Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
В результате ребенок с особыми образовательными потребностями должен иметь возможность реализовать свое право на образование при любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Следует исходить из того, что дети с любыми ограничениями и особенностями развития могут и должны работать в творческой сфере. Одной из основных задач деятельности инклюзивного творческого коллектива является социализация воспитанников – расширение круга социальных контактов, понятий о принципах жизни в социуме.
Ценности, реализованные в профессиональной деятельности педагога в условиях инклюзивного образования, во имя ребенка с отклонениями в развитии направлены на коррекцию имеющихся отклонений, на его развитие, образование, на становление как личности, социальной адаптации и приобретают статус гуманистических ценностей.
Список источников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
В России с 1995 г. развивают проект, полное название "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" (АФК). Проект развивают 20 лет, а авторы об этом не не знают. Ничего страшного в этом нет. Об АФК вообще мало кто знает, а если кто и знает, то это знание всё равно никому не поможет, потому что АФК - это чушь, дуреж, невежество и резонерство, и вообще никакого АФК у нас нет в действительности. Подробнее см. мои статьи в печати и И-нете: "Учительская газета Нет у нас такой профессии", "Не адаптивная она, а адаптированная с точки зрения закона", "Не адаптивная она, а адаптированная как по-русски, так и по-украински", "Адаптивная физическая культура - 20 лет коту под хвост" и др.
Вернемся к цитате. Для пытливого ума это очень интересное высказывание. Разберем его подробно.
"...При освоении программы по физической культуре необходимо проводить урок лечебной физической культуры". Окститесь, авторы. Физическая культура и лечебная физическая культура - это разные вещи. Настолько разные, что физическая культура относится к педагогике, а лечебная физкультура к медицине. Что интересно, авторы, ничего не зная об АФК, также как последователи идей основателей этого лженаучного направления С.П.Евсеева, ничуть не смущаясь, смешивают эти понятия. Лечебная физкультура - это неспецифический метод лечения, с использованием физических упражнений, а физкультура, точнее, физическое воспитание - это метод развития физических качеств. Физическим воспитанием занимаются педагоги, а лечебной физкультурой - медики. Почему это так трудно понять педагогам? В педагогике следует запретить использовать слово "лечение", а слова "коррекция" и "реабилитация" следует использовать с осторожностью.
"...И мотивировать обучающихся на получение хорошего результата. Практика показывает, что мотивация возможна при использовании элементов игры." Ничем другим их не мотивировать. "Элементов игры" и точка. А вы пробовали, авторы? Вы об обучении какой возрастной группы пишете? Сначала у вас студенты, потом дети. Определитесь и почитайте, что пишут о мотивации обучающихся разного возраста. Забавно, речь в статье идет о физкультуре, а авторы - учитель русского языка и мастер производственного обучения. В сумме они учителем физкультуры никак не являются. Писали бы о своем, причем, каждый о своем.
Я бы посоветовал всем, кому судьба детей с ограниченными возможностями здоровья небезразлична, обратиться к международному опыту. Во всем мире это направление называется "адаптированное физическое воспитание" или "адаптированная физическая активность (adapted physical education, adapted physical activity). Термин появился в США в 1952 г. Международная стартовая дата - 1975 г., принятие Закона о реабилитации в США, со строчкой "физическое воспитание является обязательной частью образования". Это обязывает учителей физкультуры проводить физическое тренировки для всех учеников и дает родителям право добиваться этого. Принципы и практика адаптированного физического воспитания распространилась в странах Европе и даже Африки.
Международный опыт насчитывает около 60 лет, а у нас об этом неизвестно. Теоретики нашего АФК даже название перевести правильно не смогли. Почему "адаптивная"? Если что-то адаптировали, оно становится адаптированным. В Законе об образовании в России дан термин и его определение "адаптированные образовательные программы". Почему "с отклонениями в состоянии здоровья"? В Законе об образовании "с ограниченными возможностями здоровья". Незнание профессиональной терминологии - один из признаков непрофессионализма.
В АФК есть еще одна интересная подробность. В Законе об образовании об этом нет ни слова, даже в последней редакции 2016 г. И рабочие места для выпускников не созданы, ни в школах, ни в реабилитационных центрах. И образовательная программа вместо знаний дает студентам искаженное представление о действительности.
Если изложенное мною кому-то покажется недостаточно убедительным, найдите и прочитайте мои статьи, и сами подумайте, что вы сами можете сделать, чтобы дети с ОВЗ получили физическое воспитание, а они в нем нуждаются больше, чем обычные дети. Распространяйте информацию, обращайтесь с запросами, обсуждайте на форумах. Теперь вы понимаете эту проблему.
И.Козловский, врач, ДМН,
действительный член (академик) Международной академии наук IAS/МАН, ветеран боевых действий, участник гуманитарных операций, Москва
И.Козловский