Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаМетодика изучения орфографии является самостоятельным разделом общей методики преподавания русского языка. Как самостоятельный раздел методической науки, методика орфографии имеет свой особый предмет и свои особые задачи.
Основные цели и задачи методики орфографии необходимо рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, они связаны с профессиональной подготовкой преподавателя, а с другой, - имеют непосредственное отношение к обучению и воспитанию обучающихся на уроках русского языка.
С точки зрения обучения и воспитания цели и задачи методики орфографии сводятся к тому, чтобы указать обучающимся оптимальные пути к приобретению полноценных знаний и умений в практическом владении орфографической системой русского языка.
В основе всей учебной работы по орфографии лежит принцип активизации мыслительной деятельности обучающихся и самостоятельного добывания знаний путем наблюдений над фактами орфографии русского языка, решения орфографических задач, проведение орфографического эксперимента и моделирования.
В качестве ведущего направления в изучении орфографии утверждается развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности обучающихся с опорой на чутье языка и максимальное привлечение связных текстов.
Повышение уровня речевой культуры – одна из важнейших задач, стоящих перед образованием на современном этапе. Большое значение приобретает культура письменной речи, составной частью которой является орфографическая грамотность.
В современной методике орфографии понятие орфограммы и орфографического правила являются основными объектами.
Орфограмма – это объективное явление письменной формы языка. Так, в словах (в) лесу, (в) поле, украшенный, жалеет подчеркнутые буквы являются орфограммами: при их выборе в процессе письма мы руководствуемся разными орфографическими правилами. Все орфограммы имеют свои названия.
В слове «украшенный» – орфограмма «Буквы а, я, е перед Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени». В слове «жалеет» - орфограмма «Буквы Е, И в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения», (в) поле – орфограмма «Буквы Е, И в окончаниях существительных».
Абсолютное большинство орфограмм находится в слове и лишь отдельные из них находятся между словами, например, к _нему, смотри-ка, кое-что.
В выборе правильных написаний пишущий должен руководствоваться знанием условий, от которых зависит единственное правильное написание.
Овладение орфограммами – процесс постепенный и неравномерный. Его постепенность связана с тем, что орфографическое умение (тем более орфографический навык) формируется в течение длительного времени.
Как самостоятельный раздел, орфография в общем курсе русского языка не выделяется. Разделы имеют следующие названия:
«Словообразование и орфография», «Морфология и орфография», «Состав слова, орфография».
Это обусловлено тем, что русская орфография связана со всем языком, со всеми его уровнями.
Какова же роль использования задач исследовательского характера в процессе усвоения орфографии?
Закрепление орфографических умений и навыков проводится с помощью орфографических упражнений.
Так, в 5 классе начинается систематическое практическое изучение орфографии. Чтобы заинтересовать ребят, преподаватель говорит примерно следующее: «Все вы умеете говорить по-русски, но хорошо ли на самом деле владеете русским языком? Правильно ли умеете писать? Орфография бывает волшебницей. И вы сами в этом убедитесь, участвуя в конкурсе «Сколько правил надо знать, чтобы правильно писать?»
Задания и упражнения исследовательского характера.
1.Чтобы решить, для каких согласных следует вводить орфографические правила, нарисуйте [прут] и подпишите свой рисунок.
Вопрос: можно ли по конечному согласному звуку в слове [прут] (водоем) и в слове [прут] (веточка) определить, где следует писать «д», а где «т»?
2.Можно ли по согласному звуку в слабой позиции узнать, какой буквой его следует обозначать? Для обоснования своего ответа сравните произношение и написание слов [лук] (луг) и [лук] (лук).
3.Можно ли проверить орфограмму в корне слова выкошенный (луг) словом «кошка»? Вопрос: какой очень важный признак проверочного слова, кроме сильной позиции звука, не учел обучающийся, который осуществил такую «проверку»?
Приведем другой пример.
В языковой практике тема «Частицы» является одной из сложных. Особые трудности вызывает написание частиц НЕ и НИ. Только умение анализировать, сопоставлять, исследовать поможет обучающимся сознательно решить вопрос о выборе той или иной частицы, определить, чем являются НЕ и НИ в каждом конкретном случае – приставкой или частицей.
Программой предусматривается урок-обобщение «НЕ с разными частями речи». Материал этот объемный, и в лучшем случае можно за урок рассмотреть таблицу и выполнить на повторение и закрепление изученного ряд упражнений.
Но можно этот урок построить на сопоставлении написания НЕ и НИ с разными частями речи. Такое обобщенное повторение будет активизировать мыслительную деятельность обучающихся, позволит обобщить изученные правила, увидеть в них закономерности. А это значительно поднимет уровень знаний по теме.
Такое повторение лучше провести не с помощью фронтальной работы, а с помощью текста.
Открываем текст из «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина: от слов «Кто не проклинал станционных смотрителей» до «Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. Еще несколько слов: в течение 20 лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям…редкого смотрителя я не знаю в лицо, с редким не имел дела».
Текст исследуется. Прежде всего при этом обращается внимание на его идейную направленность (изображение «маленького человека» с симпатией и сочувствием), на то, какими языковыми средствами это достигается. Далее объясняются все случаи написания НЕ и НИ, определяются части речи, с которыми они употреблены; выясняется, на какие случаи правописания НЕ и НИ в данном тексте нет примера. Подбираются свои примеры.
Такая аналитико-исследовательская работа поможет привести в систему полученные знания о правописании частиц НЕ и НИ.
Особое внимание изучению орфографии уделяется на занятиях анализа письменных работ (диктантов, изложений, сочинений). Работу над ошибками необходимо дифференцировать. Самостоятельно справиться с этой работой обучающемуся сложно.
Существенное влияние на упрочение орфографических умений оказывает словарно-орфографическая работа на основе ранее выполненных упражнений. Она особенно эффективна при работе с обучающимися с низкой мотивацией к обучению. Для повторного выполнения целесообразно не любые упражнения, а такие, которые заключают в себе элементы обобщения и достаточно разнообразного орфографического материала.
Например, обучающиеся допустили ошибку в слове «равнина» (написали с «о» в корне, проверяя словом «ровный»). Подобные трудности возникают потому, что связи между морфемами подчас бывают сложны, их не так-то легко установить. На занятии анализа ошибок прибегаем к своеобразной исследовательской задаче под названием «Ровная неравнина». На доске нарисован рисунок.
Равнина? Место ровное, без бугров и впадин. Но не равнина.
Другой рисунок.
Для равнины нужно, чтобы место было горизонтально-плоское. То есть, чтобы все ее точки были на равном расстоянии от уровня моря. Равном! Поэтому она – равнина.
При таком исследовании выясняется, что одну и ту же корневую морфему имеют слова «равный» и «равнина». Главное, что запоминают ребята: морфема при проверке должна быть одна и та же по смыслу и по фонемному составу. Да, отождествление фонем не всегда легко.
И еще одно задание. Почему мы произносим [б’], говоря о дубе, но выговариваем [п], рассказывая про дуб? А пишем при этом в обоих случаях букву «б»?
Какой фонетический закон здесь действует? Какое правило орфографии?
Задание для сильных обучающихся: во всех ли языках есть противопоставление звуков[б]-[п]?
Мы остановились лишь на некоторых аспектах использования задач исследовательского характера в процессе усвоения орфографии. Следует подчеркнуть: при работе над задачами необходимо умение вскрыть и разрешить заключенные в задаче противоречия. В работе по орфографии существенное значение принадлежит повторению. Оно особенно плодотворно тогда, когда обучающиеся повторяют старое под новым углом зрения. Элемент новизны (в данном случае исследовательские задачи) вызывают интерес, а это способствует более глубокому и качественному усвоению материала.
Список литературы
1.Власенков, А.И., Рыбченкова Л.М., Русский язык. Базовый уровень, 10-11 кл., М.- «Просвещение», 2011
2.Воителева, Т.М. Русский язык. Сборник упражнений, М. – Издательский центр «Академия», 2014
3.Русский язык. Под редакцией Н.А.Герасименко, М. – Издательский центр «Академия», 2015
4.Шаталова, В.М., Тодоров, Л.В. Русский язык, ч.1, Экспериментальное учебное пособие, М. – ИРПО, 2004
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.