Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследовательская работа «Что значит жить по совести?» (по творчеству В.Г. Распутина)

11.01.2016 2240 3940
Филимонова Елена Борисовна
Филимонова Елена Борисовна, преподаватель

Рязанцев Владислав Сергеевич
Рязанцев Владислав Сергеевич, студент

Урюпинский агропромышленный техникум

В начале XXI века в России начались перемены, казалось, вот-вот сдвинется страна, начнется очищающий реку ледоход. По привычке русского общества многие обращали свой взор к литературе, что скажет она, что ощущает, что предчувствует? Поле ее было вспахано. Лучшей сокровенной книгой века оставался «Тихий Дон» М.А. Шолохова, в «Русском лесе» Л. Леонова искали ответ о загадочной русской душе. Фронтовая литература поведала миру о советском воине, о боях, гибели солдат, о победе. Имена А.Твардовского, К. Симонова, Ю. Бондарева, С. Орлова  и других знала вся страна. Творили А. Ахматова, А. Прокофьев, Б. Пастернак, А. Солженицын.

Но известный профессор, литературовед А.И. Овчаренко, чьи лекции о проблемах отечественной литературы слушали не только в Москве, но и в Вашингтоне, Бостоне, Берлине и Париже, считал, что с появлением книг В. Распутина, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Астафьева,  В. Шукшина и других «деревенщиков» начинался новый этап в художественной прозе России.  Список этот можно продолжить, и он знаменателен тем, что снова, как и в золотом ряду русской литературы XIX века, на первое место в произведениях вышли вопросы нравственности, совести, любви к ближнему.

«Деревенщики» (так закодировали, замаскировали этот духовный поток нашей литературы) заслуженно стали достойными наследниками Великой литературы. Святейшей Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал однажды при встрече с писателями, что в прошлом, атеистическом государстве классическая русская литература сохраняла в обществе высшие духовные ценности, поддерживала души людей в живительном, спасительном для народа состоянии. А лучшие произведения сегодняшней литературы продолжают эту линию. И одним из первых в этом ряду стоит Валентин Григорьевич Распутин. Недавний массовой опрос, проводимый газетой «Российской литератор», еще раз подтвердил, что таковым его считают тысячи и миллионы читателей. Первым не по тиражам, не по газетно-телевизионному шуму, не по скандалам вокруг его имени и произведениям. Он стоит там потому, что перед ним, как ни перед кем другим, открылась душа русского человека.

Можно с твердой уверенностью сказать, что творчество В.Г. Распутина явило миру самые глубинные процессы, происходящие в стране, обществе, в душах наших людей во второй половине столетия и на переломе веков.

По мнению литературного критика Валерия Ганичева, «сейчас он наиболее психологически убедительный, художественно, стилистически совершенный писатель у нас в Отечестве».

Итак, что же значит «жить по совести» для писателя и  его героев? Этот вопрос и является главным объектом нашего исследования.

В одном из интервью на вопрос: «Если бы совестливый человек спросил вас: что мне сейчас нужно делать, в наше непростое, переломное время, как жить - если по совести?.. Что бы вы ему сказали?» - писатель и публицист В. Г. Распутин отвечает так: «Жить по совести – это значит быть личностью духовной, умеющей разобраться в истинных и ложных ориентирах, личностью, поступки которой соотносились бы с вечным, передающимся из поколения в поколение представлением о назначении человека».

В каждом произведении писателя раскрывается проблема нравственности, духовности, гуманизма.

Интересна для меня повесть «Деньги для Марии», которая  вышла в свет в 1967 году. Все просто, как всегда, у Распутина. Растрата или «недостача» в магазине у Марии, ставшей по просьбе односельчан продавщицей. Деньги по тем временам немыслимые  -  тысяча рублей. А значит,  ей грозит суд и тюрьма. А ведь у неё четверо детей,  и «то, что зарабатывала в магазине Мария, шло на ребятишек». Пропадёт она - им беда. Ревизор проявил милость: если внесёт  она через пять дней деньги - в суд дело не передаст. Надо собрать деньги для Марии. А где, у кого взять, одолжить? Денег в семье нет. Есть ли они у односельчан? Ведь банкиров, процентщиков, скопидомов в деревне нет. Кузьма, муж Марии, понимает, что «деньги есть в деревне, пусть немного, но есть. Каждому хочется жить не хуже других…  Так неужели люди откажутся на время дать их ему, чтобы он мог отстоять Марию? Не может быть!»  

В те непростые  годы деньги проявляют одну из своих сущностей: с ними не хотят расставаться, хотя многие и не обожествляли их по тем временам. Деньги – «заплатки», закрывающие приходящие нужды: их и не копили потому, что лишних почти не было... Дед Гордей вообще считает, что надо надеяться на себя, а не на деньги, все попытаться самому сделать, на свои труды жить. Он возмущен, что нынче «работают за деньги и живут за деньги. Везде выгоду ищут -  не стыд ли это?» Кузьма же, например, считал, что есть они, деньги, - хорошо, нет - ну и ладно. Но все ли согласны с ним?

Читая эту историю, понимаешь, что  повесть становится сегодняшней, стучащей в наши души, просящей сочувствия в беде. Да и не в беде только. «Когда у нас раньше бывало, чтоб деревенские друг дружке за деньги помогали?» - с недоумением вопрошает дед Гордей.
И вот это испытание души в повести проходит на глазах у читателя, то укрепляя его веру в человека, то ослабляя. Люди по-разному реагируют на чужую беду. Например, умирающая тетка Наталья с готовностью отдаёт деньги, приготовленные для погребения, а Степанида не готова помочь попавшей в беду Марии.   Председатель колхоза предлагает специалистам отдать Кузьме всю зарплату: «Если ты с совестью, то и у нас она помаленьку есть». Но не все проходят это испытание…

Ах, как хочется, чтобы успешно завершился этот последний, пятый день для Кузьмы! Чтобы откликнулся брат! Ведь это последняя надежда семьи! Чтобы нашлись еще где-то в деревне деньги для Марии, а значит, совершилось то справедливое чудо, которого ждет и в которое верит человек всю жизнь.

Я считаю, что в этой повести В.Г. Распутин ближе всего к Ф.М. Достоевскому, когда каждая новая сцена, каждый новый герой привносит в повествование новый психологический, нравственный, сюжетный поворот. Так же, как Достоевский глубоко проникает в тайники истерзанной души Родиона Раскольникова и других героев в романе «Преступление и наказание», Распутин описывает малейшие движения души своих героев -  Кузьмы и Марии.

Автор достигает этого при помощи выразительных средств языка: Мария
«молчит», «дрожит», «то плачет, то смеётся»,  «ребятишек не видит», «ей всё стало безразлично», она «окаменелая, безмолвная и недвижная». Кузьма то «чувствует себя счастливым, благодарным людям за доброту и выручку», то «чувствует себя одиноким и потерянным»; получив чужую зарплату, «ему противно и обидно», «деньги не радовали его: что-то случилось с радостью, и она не шевелилась», «ему хотелось скорей освободить карманы».

Итак, пять дней отведено судьбой для спасения Марии. О чём же эта повесть? О деньгах? Да, наверное. Но скорее о нравственном выборе героев, а значит, о совести. О человеческом участии в горе. И о помощи. О человеке в Человеке.

Дальше уже, в следующих повестях и рассказах можно говорить о сложившемся  стиле Распутина, о его внимании к памяти, к традиции, к совестливому, нередко даже стыдливому герою, к его негромкому, но твердому обличению черствости, пренебрежению простым человеком, его заботами и нуждами. Распутин стремится к ясности, что ныне совсем нелегко. Высота его мысли и чувства не заслонена витиеватостью слова, не завалена местными речениями (хотя везде чувствуется местный сибирский говор). Распутин не усложняет жизнь, он пытается развязать ее узлы, вывести своего героя из жизненного лабиринта. Обожавший и уважавший его гениальный композитор Г.В. Свиридов тоже требовал простоты в творчестве. Он писал: «Русское искусство должно быть простым, потому что оно христианское искусство. Христос ведь прост. Никакой двойственности. А вот Иуда -  сложная натура. Сложная, потому что он предатель. Христос не сложный, но недостижима эта простота для нас». Как мне кажется, В.Г. Распутин и стремится к этой христианской ясности.

В семидесятые годы XX века в стране развернулась битва с «преобразователями» природы, своего рода бездумными реформаторами. Занимая видные посты в государстве, науке, они хотели быстро создать мощные источники энергии, построить гигантские целлюлозно-промышленные предприятия, оросить хлопковые поля Средней Азии и тем самым получить моментальный экономический эффект. Однако их проекты были скороспелы, непродуманны, необоснованны, не сопряжены  с человеком, с народом. Ярко, плакатно объясняя пользу этих замыслов, они не задумывались об их последствиях, о судьбах людей, о насилии над природой. В двадцатые годы такого рода люди хотели зажечь пожар «мировой революции» и тем самым сжечь этот мир. В семидесятые годы они уже строили наоборот, занимались разрушительной мелиорацией, уничтожали «неперспективные» деревни, они же построили Чернобыльскую АЭС, воздвигали Байкальский целлюлозный комбинат, разрабатывали проект поворота Оби, Иртыша, Енисея в пустыни Средней Азии. Для этого должна быть затоплена Западно-Сибирская низменность. Подобные планы впоследствии обернулись исчезновением сотен поселений,  страшной Чернобыльской

В эти годы смелые и мужественные граждане Отечества, писатели и ученые, среди них был и Валентин Распутин, выступили против такого экологического беспредела, надругательства над природой. Их обвинили в консерватизме, отсталости, в борьбе против прогресса. Однако писатели, «живущие по совести», были непреклонны. Вместе с учеными, другими ответственными деятелями культуры они подписывали письма и воззвания, обращенные к власти и общественности, выступали на конференциях, в печати. Удалось приостановить затопление Западно-Сибирской неизменности (будущей нефтяной сокровищницы России), не потекли вспять сибирские реки, стали строиться очистные сооружения у Байкала.

Но нужно было кроме выступлений публицистически глубинно, художественно показать катастрофичность этого «глобального», «планетарного» подхода к Человеку, Личности, к его дому, к его поселению, к памяти, к его малой Родине, к природе. И, в конечном итоге, ко всему народу, к Отечеству.

В.Г. Распутин выносил, выстрадал этот замысел. На свет появилась повесть, а по сути, по глубине проникновения в душу человеческую - роман «Прощание с Матёрой» - этакий град Китеж, уносящий с собой целый мир. Действие этого романа происходит в островной деревне Матёра, на берегу Ангары, истории которой более трёхсот лет. Однажды в деревне разнеслась весть, что всех жителей переселяют – на Ангаре строят плотину для электростанции, и вскоре деревня, вместе с другими поселениями на берегу, будет затоплена. Все жители по-разному воспринимают это известие. Но покидать свои дома, к которым они уже привыкли, люди не хотят. Они не слушают уговоры и доводы – им жалко оставлять и свое хозяйство, вещи, которые не потребуются в городе, и саму деревню, жизнь в которой кажется им понятной и простой. Но все же жители начинают постепенно уезжать из деревни. Дольше всех остаются в Матёре одинокие пожилые женщины, которые наблюдают, как деревню с одного конца поджигают. Они ничего не делают для того, чтобы предотвратить возгорание других домов – просто стоят и молча смотрят. А потом, обсуждая это событие, приходят к выводу, что загорелись дома случайно, так как не могут допустить мысли, что хозяин, уезжая, мог сам поджечь свой дом. Одна из героинь, до последнего остающаяся в родной деревне, – Дарья. Ее характер не позволяет ей просто пассивно наблюдать, как рушится ее старый мир – она ругается со своим сыном Павлом и его женой, винит их в том, что они покидают родной дом.

«Ежли мы кинули, нас с тобой не задумаются кинуть», - говорит о покинутых на Матёре могилах сыну Дарья. «Да как же без родных-то могилок?!» И вместе с другими стариками она остаётся в родном доме до конца. Так велит ей совесть. Да, уходит под воду Матёра, а с ней уходит прошлое, уходят кресты на могилах Предков, уходит память, уходит таинственный домовой – Хозяин острова, а с ними обрывается нить, связующая предков и потомков. Страшно! Писатель призывает: «Остановись, подумай, человек, не рушь бездумно, не разрушай фундамент, на котором стоит мир. Помни прошлое. Помни предков».

Много шуму и разговоров вызвала в свое время повесть «Живи и помни», опубликованная в 1974 г. в журнале «Наш Современник». Первая в советской литературе повесть о дезертире. Сразу после публикации вокруг неё закипели страсти. Распутина обвиняли в неуважении к памяти о Великой Отечественной войне, о героизме советских людей. Другие критики хвалили: смелый писатель, сказал правду. Между тем  литературовед и критик А.И. Овчаренко писал: «Повесть Распутина - не о дезертирстве, а о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях».

Читая повесть, начинаешь  осуждать главного героя Андрея Гуськова не столько за дезертирство, сколько за то, что он, совершив свой поступок в момент душевной слабости, не подался куда-нибудь в чужие места, а зная, что его будут прежде всего искать там, откуда он родом, все же понес свою тяжкую вину в родной дом. Молчание стало главным делом его жены.  Все силы Настёны были направлены на то, чтобы никто, кроме неё, даже отец мать и Андрея, не знали, что он скрывается поблизости от родного дома. 

Спасая мужа от наказания по законам военного времени, она не могла его спасти от неизбежного в его положении одичания, озверения. В повести есть страшные сцены, такие, как убийство телёнка, топор, тот самый, пропажа которого возвестила о появлении в родных местах Андрея, Настёна видит теперь окровавленным. Для  Настёны    все, что она совершала ради мужа, оборачивалось чувством вины перед своими деревенскими.

Чувство вины Распутин назвал одним из самых ценных в человеке. Настёна ждёт ребёнка от Андрея и оговаривает себя, неся в душе груз вины за любимого человека. Это чувство вины и утягивает Настёну на дно Ангары.

Эта повесть никого не может оставить равнодушным, потому что она о драме войны, об отступничестве, о попытке спасти, обогреть родного, оступившегося человека, о неизбежности кары, о совести, о душе.

Так вот, заканчивая наше рассуждение, возвратимся к душе русского человека, о которой мы начали говорить вначале и о том, что она открылась В. Распутину трепетная, отзывчивая, порывистая.  Жесткий XX век испытал ее во всех видах пыток, мук и надежд: искушением чужой собственностью, зыбью пламенной революции, братоубийственной гражданской войной, истощающим и благородным трудом во славу державы, адовой войной с коричневой чумой, прорывом в звездные миры и лишением надежд в конце столетия.

Но душа русского человека жива. Она высвечивается в жертвенном стоянии тружениц исчезающей Матёры, в их бесстрашном порыве сберечь человеческое гнездовище, в покинувшей жизнь Настёне и не заработавшей мучениями счастья, в созидательным порыве строящей избу Агафьи. У всех его незаметных, негромких героинь душа беспокойна и совестлива, их тревожит, что совесть «истончается» в людях. Оттого-то книги Распутина не успокоительное чтение, а скорее место для размышления и суда над собой, над душой своей.

В.Г. Распутин и есть «сбережитель», «сохранитель» и спаситель этой души. Ибо, увидев ее усталую, замерзшую под холодными порывами ветра, пытаясь ее спасти, он брал ее в свои руки, дышал на нее, отогревал, радовался ее оживлению и выпускал к нам, в мир, на волю как благовещенскую птаху. И вдруг оказалось, что стыдливые, безропотные и чистые старухи, все эти Анны, Дарьи, Насти, Алены стали на пути Зла и Бесстрашия.

Они не Гераклы и не Ильи Муромцы, но сила их духовного стояния отодвинула апокалипсис мира. Патриарх Московский и всея Руси сказал как-то: «...белые платочки бабушек спасли православную церковь от уничтожения». Старухи В.Г. Распутина, наши матери и женщины России спасли совесть народа, отогрели его душу, вдохнули силы.

И с ними, и с другими героями повестей и рассказов В.Г. Распутина нам понятно, что значит «жить по совести». У нас есть Вера, Душа, Совесть. И значит, вечна Россия, вечен ее народ, значит, не покинута она Богом!

 Список литературы

  1. Если по совести: Сборник статей. / Сост. В. А. Канунниковой. – М.: Художественная литература, 1988. – 398 с.
  2. Повести, рассказы: Ф. Абрамов, Ю. Бондарев,  В. Астафьев, Д. Гранин, Е. Носов, В. Распутин, Ю. Трифонов, В. Шукшин / Сост. Н. Ц.  Степанян. Послесловие Ф. Ф. Кузнецова. – М.: Советская Россия, 1981. – 400 с. - (Библиотека юношества).
  3. Распутин В. Г. Повести. Рассказы. В 2 т. Т.1 / В. Г. Распутин. – М.: Дрофа, 2007. – 396 с. – (Библиотека классической художественной литературы).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*