Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование у выпускников СПО качеств личности востребованных жизнью

30.12.2015 1523 2482
Татаринцев Алексей Федорович
Татаринцев Алексей Федорович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Россия всегда славилась своими умельцами. Известны тысячи примеров, когда сметливые мужики решали головоломные задачи, удивляя западных специалистов. Да и сегодня наша страна не оскудела талантами и продолжает «поставлять мозги» в различные научные центры мира.

Вместе с тем на поколении молодых не могли не отразиться негативные тенденции, имевшие место в прошлом, когда царила уравниловка, а выпуск продукции определялся не ее острой востребованностью, а «спущенными сверху» плановыми заданиями. Равнодушный производитель - такой чертой исполнителя характеризовались многие сферы нашей промышленности, бытового обслуживания и т.д.

Круто изменив социально-экономические отношения в стране, наше общество столкнулось с острой необходимостью такого же резкого изменения мировоззрения всех работающих. Насыщение всех областей рынка спроса товарами вызвало потребность оценки выпускаемой отечественной продукции на предмет ее конкурентоспособности с импортными аналогами. При одних и тех же параметрах приоритет стала получать менее энергоемкая, более долговечная, выигрышная по дизайну, продуманнее по конструкции и т. п. продукция. А так как на каждую операцию контролера не поставишь, оказалось, что выигрыш получает тот производитель, у которого исполнитель подходит к своей работе как к делу чести, ставя престиж марки своей продукции во главу угла

В реальности воспитание у будущего специалиста чувства подлинного хозяина жизни - непростая и далеко не самая легкая  задача. Неравнодушный, заинтересованный во всех сторонах ни, связанной и с производством, и с общественными отношениями, и с экономическими, экологическими, социальными актами - таким должен стать работник новой формации. И решение этой задачи в процессе обучения не менее значимо, чем высококачественная подготовка по специальности. Формирование творческой активности у обучающихся - это воспитываемое качество, которое становится чертой характера и проявляется в поведении.

По существу предстоит воспитать новую формацию исполнителей, которые смогут творчески и ответственно трудиться в разных сферах производства. Mы уже упоминали ранее, что обществу нужны творческие люди с активной жизненной позицией, люди для которых лозунг «достижение результата любой ценой» является анахронизмом. Их вос­питание - непростой и не быстрый процесс, связанный с привитием черт, становящихся определяющими для характера. Патриот, который любит свою Родину, не будет бездумно, подчиняясь сиюминутным интересам, губить ее леса, реки, природу, безжалостно черпать из ее недр. Такой специалист будет просчитывать варианты, наиболее приемлемые не только с точки зрения экономической выгоды, а и с позиций человека, думающего, какое наследие он оставит потомкам

При формировании черт характера у обучающихся личная обязательность наставника, его аккуратность, демонстрация готовности любое дело сделать наилучшим образом, стоящий перед глазами обучающихся, из урока в урок, пример профессионала высокого класса - заразителен, не может не быть взят для воплощения.

Если оценивать с методической точки зрения возможности формирования качеств активной творческой личности у будущего специалиста, то следует признать, что успех во многом определяется одним фактором. И это решающее обстоятельство - желание самого обучающегося. Конечно, очень многое зависит от мастера, вызвавшего интерес к проблеме, заинтриговавшего подростка тем, как подобные задачи решали другие новаторы, и побудившего его к поиску и самостоятельному нахождению других путей решения. Но никогда не будет найден требуемый вариант, если поиск не станет личной проблемой самого ученика. Только в том случае, когда не по обязательству, тем более не по принуждению, а исключительно добровольно, не считаясь со временем, обучающейся будет ломать голову над решением проблемы, копаться в литературе, искать аналоги в Интернете и т.п., - можно говорить о возможности формирования качеств активной творческой личности.

Вместе с тем следует признать, что для достижения подобного положения вещей надо познакомить обучающегося с существующими и успешно применяющимися приемами решения технических творческих задач. Самое интересное, что эти приемы применимы в каждой профессии, при выполнении любой работы.

Поиск оптимального решения проблемы позволяет обучающемуся обращаться к нестандартным вариантам тогда, когда он отказывается от шаблона в принципе.

Как же все-таки подготавливать будущих специалистов, воспитывая у них качества настоящего профессионала? Решающая роль здесь отводится мастеру группы. Именно он, естественно, в тесном содружестве с преподавателями, отвечает за «конечный результат продукции».

Жизнь выдвигает необходимость формирования в процессе обучения таких основных качеств профессионала в любой сфере, которые бы отвечали высоким требованиям общественного прогресса, а именно:

- гибкость и нестандартность мышления;

- чувство нового, умение реализовать его творчески в своей сфере деятельности для успешного улучшения дела;

- навык оперативной смены (при необходимости) сложившихся стереотипов;

- способность к анализу действий и поступков людей с пониманием того, что знания у всех ограниченны;

- навык оперативного перехода от одного уровня мышления к другому, разумной смены методов и подходов к решению проблемы;

- умение узнать и понять условия и исходные данные, а затем намечать план решения;

- понимание того, что не всегда прямой поиск решения проблемы наилучший, хотя он чаще всего встречается в наших действиях и поступках;

- умение разделить сложную проблему на составные части, что ускорит ее решение;

- умение профессионально мыслить -умение «проигрывать» в сознании весь возможный процесс возникновения проблемы, так как мысленное моделирование событий (даже при наличии компьютера) составляет основу, меру и качество профессионального мышления;

- способность принимать оптимально рациональное решение по существующей проблеме (важнейшее качество специалиста);

- навык оперативного принятия оптимальных решений в рискованных ситуациях.

Чтобы удовлетворять этим требованиям, выпускники учебных заведений, которые будут жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должны обладать определенными привитыми или сформированными личностными качествами, в частности быть подготовленными:

- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, распознавать возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;

- четко определять, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

- генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы по решению проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистические законо­мерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проблемы);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*