Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

О необходимости разработки образовательных программ среднего профессионального образования с учетом требований профессиональных стандартов

24.12.2015 4077 2 7357
Слюсарь Нелли Юрьевна
Слюсарь Нелли Юрьевна, методист, к.т.н.

Липецкий металлургический колледж

В нашей стране c 2012 года происходит внедрение единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам - профессиональных стандартов. По замыслу законодателей профстандарты должны со временем заменить действующие Квалификационные справочники, которые содержат много устаревших, не используемых сегодня профессий и По замыслу законодателей профстандарты должны со временем заменить действующие Квалификационные справочники специальностей и уже не соответствуют потребностям экономики. Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, поскольку в них используется более современная конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эта особенность стандартов делает их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. Работа по созданию национальной системы квалификаций сейчас идет очень активно. К концу 2015 г. должно быть  утверждено 800 профстандартов [1].

В Федеральном законе РФ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 12 указано: «1) … Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации», в статье 2 «5) Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». Квалификация, присваиваемая выпускнику СПО, освоившего программы подготовки ППКРС и ППССЗ и все результаты обучения по этим программам – знания, умения, навыки, компетенции, прописаны во ФГОС СПО.

Однако работодатель выпускников профессиональных образовательных организаций при определении характеристики квалификации работника должен руководствоваться статьями Трудового Кодекса РФ, а именно статьей 195.1 в которой указано: «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции». (Курсивом выделено дополнение определения профессионального стандарта, вступающее в действие  с 1.06.16, согласно [2] ).

В настоящее время отсутствует согласование требований к квалификации образовательных стандартов ФГОС СПО и профессиональных стандартов. Однако имеется ряд документов, в которых прописано об обязательности устранения противоречий в требованиях к квалификации ФГОС СПО и профстандартов.

Так в Постановлении правительства РФ от 22.01.2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» указано: «25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования

Имеется письмо Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке ОПОП и ДПП с учетом соответствующих профессиональных стандартов» в котором предлагается алгоритм переработки образовательных программ СПО в соответствии с требованиями профстандартов.

Следующим нормативно-правовым документом является Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Согласно этому документу (статья 2) вносятся следующие изменения в Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

«1) часть 7 статьи 11 изложить в следующей редакции:

"7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)."»

В других статьях Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ указано:

«Статья 4

2. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.»

Статья 5

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года»

Как видно из анализа документов Правительства РФ, Минобрнауки РФ и Минтруда РФ  ФГОС СПО и образовательные программы СПО после 1 июля 2016 года должны быть приведены в соответствие с требованиями профессиональных стандартов к квалификации специалистов, рабочих, служащих.

Что же делать образовательным организациям СПО – ждать выхода переработанных ФГОС СПО или уже сейчас перерабатывать свои образовательные программы в соответствии с требованиями профстандартов (имеющихся в наличие)?

Согласно Постановлению правительства РФ от 22.01.2013 г. №23 – профессиональные стандарты применяются при разработке ОП СПО. Согласно   содержания письма Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн (страница 3) использование профессиональных стандартов при разработке программ профессиональных модулей обязательно, так как профстандарты содержат характеристику квалификации для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, а освоение программы ПМ обеспечивает готовность к выполнению вида профессиональной деятельности. Вероятно, можно сделать вывод, что уже сейчас образовательные организации СПО должны использовать профессиональные стандарты при разработке образовательных программ ППКРС и ППССЗ.

Таким образом, согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Характеристика квалификации в профстандарте включает для каждой обобщенной трудовой функции, соответствующей определенному уровню квалификации,  описание трудовых функций, трудовых действий, умений и знаний, а также возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту практической работы и особые условия допуска к работе.

Уровень квалификации устанавливается для каждой обобщенной и отдельной трудовой функции в соответствии с Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н. Этим приказом определено всего девять уровней, отличающихся друг от друга полномочиями и ответственностью работника, выполняющего соответствующую трудовую функцию, а также характером необходимых умений и знаний. Наиболее простые работы отнесены к уровню 1. Для специалистов учреждений, как правило, предусмотрен 4 - 7-й уровень квалификации, для руководителей - 7 - 9-й уровень.

На рисунке 1 представлена структура описания характеристики квалификации работника в профессиональном стандарте.

Рисунок 1 – Структура описания характеристики квалификации в профессиональном стандарте

Несмотря на отличную от терминов ФГОС СПО формулировку требований к квалификации (трудовые функции, трудовые действия), эти требования легко трансформируются в требования ФГОС СПО к результатам освоения образовательной программы, а именно программ профессиональных модулей. Так, трудовые функции и трудовые действия могут соответствовать профессиональным компетенциям и практическому опыту.

В завершении можно отметить, что в письме Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн [3] представлен алгоритм работы по разработке образовательных программ СПО в соответствие с требованиями профстандартов. Однако, как показывает практика гармонизации требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов при разработке образовательных программ СПО – ППССЗ, каждая образовательная организация и даже каждый преподаватель вырабатывает свой алгоритм и методику организации и ведения подобной деятельности.

Список используемых источников

  1. Зайцева Г.Г. Готовимся к применению профстандартов http://трудовые-договоры.рф/article/34
  2. Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
  3. Письмо Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке ОПОП и ДПП с учетом соответствующих профессиональных стандартов»
  4. Постановлении правительства РФ от 22.01.2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»
  5. http://www.budgetnik.ru/art/9131-pravila-primeneniya-professionalnyh-standartov-trebuyut-podgotovki



Назад к списку

Комментарии
Неадекватное и непроработанное письмо № ДЛ-1/05вн, я не могу его применить полностью
Гузеева Гульара
Методист,
ГОУВПО "МДК"
Действительно, письмо Минобра плохо воспринимается, так как в нем соединены рекомендации для СПО, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. Нужно брать только для СПО. Кроме того, с моей точки зрения, не совсем удобна последовательность отдельных шагов и форма таблиц. Заполнение отдельных таблиц необязательно, это пустой труд. Я постараюсь в следущей публикации предложить свой алгоритм работы, более простой, но на основе рекомендаций Минобра.
Нелли Юрьевна

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*