Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ нашей стране c 2012 года происходит внедрение единых подходов в сфере квалификационных требований к работникам - профессиональных стандартов. По замыслу законодателей профстандарты должны со временем заменить действующие Квалификационные справочники, которые содержат много устаревших, не используемых сегодня профессий и По замыслу законодателей профстандарты должны со временем заменить действующие Квалификационные справочники специальностей и уже не соответствуют потребностям экономики. Описание требований к специалисту в профессиональных стандартах носит комплексный характер, поскольку в них используется более современная конструкция в виде сочетания требований к знаниям, умениям, профессиональным навыкам и опыту работы. Эта особенность стандартов делает их основными элементами национальной системы квалификаций, связывающими сферу труда и сферу профессионального образования. Работа по созданию национальной системы квалификаций сейчас идет очень активно. К концу 2015 г. должно быть утверждено 800 профстандартов [1].
В Федеральном законе РФ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» в статье 12 указано: «1) … Содержание профессионального образования и профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации», в статье 2 «5) Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности». Квалификация, присваиваемая выпускнику СПО, освоившего программы подготовки ППКРС и ППССЗ и все результаты обучения по этим программам – знания, умения, навыки, компетенции, прописаны во ФГОС СПО.
Однако работодатель выпускников профессиональных образовательных организаций при определении характеристики квалификации работника должен руководствоваться статьями Трудового Кодекса РФ, а именно статьей 195.1 в которой указано: «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции». (Курсивом выделено дополнение определения профессионального стандарта, вступающее в действие с 1.06.16, согласно [2] ).
В настоящее время отсутствует согласование требований к квалификации образовательных стандартов ФГОС СПО и профессиональных стандартов. Однако имеется ряд документов, в которых прописано об обязательности устранения противоречий в требованиях к квалификации ФГОС СПО и профстандартов.
Так в Постановлении правительства РФ от 22.01.2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» указано: «25. Профессиональные стандарты применяются: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.»
Имеется письмо Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн «Методические рекомендации по разработке ОПОП и ДПП с учетом соответствующих профессиональных стандартов» в котором предлагается алгоритм переработки образовательных программ СПО в соответствии с требованиями профстандартов.
Следующим нормативно-правовым документом является Федеральный закон от 02.05.2015 N 122-ФЗ О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Согласно этому документу (статья 2) вносятся следующие изменения в Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
«1) часть 7 статьи 11 изложить в следующей редакции:
"7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)."»
В других статьях Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ указано:
«Статья 4
2. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с требованиями, установленными частью 7 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.»
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 года»
Как видно из анализа документов Правительства РФ, Минобрнауки РФ и Минтруда РФ ФГОС СПО и образовательные программы СПО после 1 июля 2016 года должны быть приведены в соответствие с требованиями профессиональных стандартов к квалификации специалистов, рабочих, служащих.
Что же делать образовательным организациям СПО – ждать выхода переработанных ФГОС СПО или уже сейчас перерабатывать свои образовательные программы в соответствии с требованиями профстандартов (имеющихся в наличие)?
Согласно Постановлению правительства РФ от 22.01.2013 г. №23 – профессиональные стандарты применяются при разработке ОП СПО. Согласно содержания письма Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн (страница 3) использование профессиональных стандартов при разработке программ профессиональных модулей обязательно, так как профстандарты содержат характеристику квалификации для выполнения определенного вида профессиональной деятельности, а освоение программы ПМ обеспечивает готовность к выполнению вида профессиональной деятельности. Вероятно, можно сделать вывод, что уже сейчас образовательные организации СПО должны использовать профессиональные стандарты при разработке образовательных программ ППКРС и ППССЗ.
Таким образом, согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт характеризует квалификацию, необходимую работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Характеристика квалификации в профстандарте включает для каждой обобщенной трудовой функции, соответствующей определенному уровню квалификации, описание трудовых функций, трудовых действий, умений и знаний, а также возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту практической работы и особые условия допуска к работе.
Уровень квалификации устанавливается для каждой обобщенной и отдельной трудовой функции в соответствии с Приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 148н. Этим приказом определено всего девять уровней, отличающихся друг от друга полномочиями и ответственностью работника, выполняющего соответствующую трудовую функцию, а также характером необходимых умений и знаний. Наиболее простые работы отнесены к уровню 1. Для специалистов учреждений, как правило, предусмотрен 4 - 7-й уровень квалификации, для руководителей - 7 - 9-й уровень.
На рисунке 1 представлена структура описания характеристики квалификации работника в профессиональном стандарте.
Рисунок 1 – Структура описания характеристики квалификации в профессиональном стандарте
Несмотря на отличную от терминов ФГОС СПО формулировку требований к квалификации (трудовые функции, трудовые действия), эти требования легко трансформируются в требования ФГОС СПО к результатам освоения образовательной программы, а именно программ профессиональных модулей. Так, трудовые функции и трудовые действия могут соответствовать профессиональным компетенциям и практическому опыту.
В завершении можно отметить, что в письме Минобрнауки от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн [3] представлен алгоритм работы по разработке образовательных программ СПО в соответствие с требованиями профстандартов. Однако, как показывает практика гармонизации требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов при разработке образовательных программ СПО – ППССЗ, каждая образовательная организация и даже каждый преподаватель вырабатывает свой алгоритм и методику организации и ведения подобной деятельности.
Список используемых источников
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Гузеева Гульара
ГОУВПО "МДК"
Нелли Юрьевна