Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Рискованная и осторожная стратегии действий спортсменов-борцов и результативность спортивной деятельности

18.12.2015 1067 3 1858
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Риск представляет собой постоянный и неустранимый компонент спортивной деятельности. Благодаря рискованным действиям спортсмен способен выигрывать, побеждать соперника и обстоятельства. Нехватка же решительности и смелости, излишняя осторожность в действиях мешают достижению целей. Однако риск бывает и неоправданным, он может приводить не к успеху, а к неудаче, травмам.

Чтобы помочь спортсмену добиться максимального результата  с одной стороны и уменьшить вероятность возможных травм необходимо выяснить при каких индивидуально-психологических особенностях спортсмена ориентация на рискованные стратегии оказывается оправданной, а в каких случаях следует ориентироваться на более осторожные стратегии действий.

Теоретическую основу исследования составили работы А.П. Альгина ([1]), Е.П. Ильина ([2]), Т.В. Корниловой ([3]), А.П. Самсонова ([4]), Г.Н. Солнцевой ([5]), О.А. Черниковой ([6]).

Исследование проводилось с октября 2014 г. по март 2015 г. на базе спортивных организаций Саратовской области. В исследовании приняло участие 58 спортсменов-борцов в возрасте от 14 до 18 лет. Для выявления личностных особенностей спортсменов использовались тест уровня личностной готовности к риску Шуберта и модифицированный вариант методики Кеттела. В основе интерпретации полученной информации – подсчет суммы баллов, набранных респондентом при ответах на вопросы теста по тем или иным индивидуально-психологическим особенностям человека, что позволяет сделать количественную и качественную оценку. Значения шкал теста варьируются от 1 до 9. Средним значением по всему населению является 5 баллов. 

Критерием успешности спортсмена являлся коэффициент успешности, который рассчитывался исходя из соотношения возраста респондента, стажа спортивной деятельности и достигнутых результатов.

Для оценки степени взаимосвязи параметра с успешностью производился расчет корреляций. Для выводов учитывались найденные линейные связи, достоверность наличия которых находилась на уровне 0,95 и выше. В некоторых случаях учитывались связи при 0,7-0,94, которые также могут быть значимыми.

В ряде случаях тестируемые разбивались на несколько групп  с разным уровнем проявления индивидуальной особенности. По оси ординат в диаграммах выстраивались значения средней успешности при низком, сниженном, среднем, повышенном, высоком значении выраженности личностной характеристики. Это позволило определить наличие зависимостей, не носящих линейного характера и не определяемых корреляционным анализом.

1. Общее влияние склонности к риску на результативность спортивной деятельности. Прежде чем приступить к основному вопросу исследования мы провели оценку того, какое влияние в целом выбор рискованных действий оказывает на достижение спортивных результатов (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Базовая зависимость успешности спортивной деятельности от склонности спортсмена к риску.

Как видно из диаграммы 1 наиболее успешными оказываются спортсмены со средней или несколько выше среднего склонностью  к риску, тогда как однозначно ориентированные на риск, также как и гиперосторожные спортсмены, обладают меньшими возможностями.  Похожая зависимость была обнаружена ранее на смешанном контингенте спортсменов. Несколько отличаются полученные данные от аналогичных по игровым видам спорта, в которых более успешными оказываются спортсмены, склонные к умеренному риску, В нашем случае отразилась специфика силовых единоборств, менее требовательных к созданию неожиданных и рискованных ситуаций.

2. Влияние самооценки спортсмена на результативность при разной склонности к риску. В диаграмме 2 представлены полученные корреляты уровня самооценки и успешности для 4 групп спортсменов.

Диаграмма 2. Уровень самооценки в разных группах спортсменов.

Как видно из диаграммы 2 уровень самооценки в данных группах может существенно отличаться. В группе успешных спортсменов, как для осторожных, так и для рискующих, спортсменам свойственна средняя самооценка. В группе рискующих, но не достигающих результата в большей степени доминируют спортсмены с завышенной самооценкой, тогда как в группе осторожных (но также неуспешных) уровень самооценки оказывается заниженным.

В целом получается, что проблемы самооценки, мешающие успеху в группе рискующих и в группе осторожных спортсменов различны: в группе склонных к риску следует развивать большую критичность к собственным возможностям, тогда как в группе гиперосторжных – уверенность в себе. Т.о. следует говорить о  целесообразности воспитательной работы по оптимизации самооценки у спортсмена и ее соответствия реальным возможностям.

3. Влияние эмоциональной сферы спортсмена на результативность при разной склонности к риску. Для выявления личностных факторов успешности спортсменов с разной склонностью к риску мы разделили спортсменов на две одинаковые по размеру и составу группы: в первую вошли те, кто предпочитает не рисковать (группа осторожных), во вторую – те, кто с готовностью идет на рискованные действия (рискующие) и провели отдельно анализ влияния их психологических особенностей на успешность в спортивной деятельности.

В ходе проведенного анализа  мы выяснили, что некоторые из эмоциональных особенностей по-разному влияют на успешность спортсмена и достижение им результатов в случае предпочтений рискованных или осторожных действий.  Некоторые из полученных данных представлены в таблице 1.

Таблица 1. Влияние эмоциональных качеств спортсменов на успех

 

осторожные

рискующие

Подверженность стрессам

-0,14

-0,34*

Тревожность

0,06

-0,31*

Раздражительность

-0,07

0,11

Эмоциональность

-0,25

0,22

Примечание знаком * отмечены корреляции на уровне достоверности более 0,95.

Как видно из таблицы 1, влияние на успех эмоциональных особенностей спортсмена в группе осторожных и в группе рискованных отличается по силе, а в ряде случаев и по направленности. Спортсмены, ориентированные на риск, должны обладать меньшей тревожностью и меньшей подверженностью стрессам – высокие значения этих параметров негативно сказываются на итоговом успехе спортсмена. Напротив, высокая стрессоустойчивость и спокойствие «рискового» спортсмена способствует успеху. В группе спортсменов, реализующих осторожные стратегии, такого влияния мы не наблюдаем. Интересно, что, предположительно, эмоциональность спортсменов способствует достижению успеха рискующим спортсменом и, напротив, отрицательно сказывается на спортивных результатах у осторожных спортсменов.

4. Влияние деятельностных характеристик спортсмена на результативность при разной склонности к риску. Полученные корреляты успешности и деятельностных характеристик спортсменов представлены в таблице 2. 

Таблица 2. Отличие влияния деятельностных качеств на успех у осторожных и рискующих спортсменов.

 

ОСТОРОЖНЫЕ

РИСКУЮЩИЕ

Психологическая гибкость

0,03

0,31

Активность

0,11

0,41*

Открытость новому опыту

0,15

0,49*

Быстрота решений

-0,35*

0,4*

Настойчивость

0,33*

0,43*

Развитое воображение

-0,35*

0,59*

Сенсорика

0,24

0,59*

Примечание: знаком * отмечены корреляции на уровне достоверности более 0,95.

Так видно из таблицы 2 на итоговый успех спортсмена при реализации осторожных стратегий действий влияют его психологическая гибкость, умение подстраиваться под ситуацию; меньшая требовательность предъявляется к уровню внимательности и настойчивости. В группе спортсменов, склонных к риску, потенциальный успех или неудачу во многом определяют их активность, настойчивость, психологическая гибкость и внимательность.

Интересным является влияние быстроты решений. В случае реализации рискованных действий быстрота решений оказывает позитивное влияние, тогда как для реализующих осторожные модели действий излишняя поспешность спортсменов приводит к неудачам.

Любопытным оказывается влияние особенностей планирования спортсменами своих действий (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Тщательность планирования в разных группах спортсменов и их успешность.

Как можно видеть из диаграммы 3, построение детализированных планов сказывается позитивно, если осуществляется спортсменами, ориентированными на осторожность, и негативно, если ее реализуют спортсмены, склонные к риску. Возможно, что именно поэтому  для склонных к риску спортсменов большое значение имеют качества, связанные с быстрой и оперативной реакцией на события в неопределенной ситуации, в которой он оказывается в связи с рискованным выбором.

Вместе с этим, при необходимости построения планов действий именно склонные к риску спортсмены в большей степени нуждаются в помощи и совете (см. диаграмму 4).

Диаграмма 4. Взаимообусловленность успеха, самостоятельности планирования и риска у спортсменов.

По полученным данным (диаграмма 4) большего успеха среди рискующих спортсменов добиваются те, которые пользуются внешней поддержкой и при построении планов прислушиваются к мнению других. Противоположная картина наблюдается у осторожных спортсменов – самостоятельность в планировании является положительным фактором для успеха.

Выводы. В ходе исследования мы показали, что наибольшей результативностью действий обладают спортсмены-борцы со  средней склонностью к риску. Успех спортсменов, отдающих предпочтение рискованным или осторожным действиям зависит от некоторых их личностных особенностей, которые часто отличаются по силе влияния, а в ряде случаев и по направленности.

Для успеха спортсмена, предпочитающего рискованные действия, востребованными являются средняя самооценка, высокая стрессоустойчивость и спокойствие, активность, настойчивость, психологическая гибкость, внимательность, быстрота решений.

Для успеха спортсмена, предпочитающего осторожные действия, востребованными оказываются средняя самооценка, психологическая гибкость, умение подстраиваться под ситуацию, тщательность планирования.

Список литературы: 

  1. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни / А.П. Альгин. – Москва, Мысль, 1989. – 188 с.
  2. Ильин Е.П. Психология риска / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012 - 267 с.
  3. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т.В. Корнилова. - М.: Институт психологии РАН, 1997. - 232 с.
  4. Самсонов А.П. Влияние экстремальных условий на эффективность действий пожарного подразделения в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями пожарных / А.П. Самсонов // Психология человека [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://psibook.com/scholarly/vliyanie-ekstremalnyh-usloviy-na-effektivnost-deystviy-pozharnogo-podrazdeleniya-v-svyazi-s-nekotorymi-individualno-psiho.html (дата обращения 05.10.2015 г.).
  5. Солнцева Г.Н. Психологическое содержание понятия риск / Г.Н. Солнцева. – М.: «Вестник МГУ. Серия 14. Психология». 2007. - № 6. – С.21-22.
  6. Черникова О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте / О.А. Черникова. – М.: «Физкультура и спорт», – 104 с.



Назад к списку

Комментарии
Здравствуйте! Меня заинтересовала ваша работа. Можно узнать, есть ли она полная в интернете и, если нет, то не могли бы Вы рассказать как Вы выявили такие критерии как "явная осторожность", "умеренная осторожность" и т.д. И как вы получили баллы, использованные в диаграммах. Заранее спасибо!
Анна
Студентка,
МГАФК
Здравствуйте, Анна!
Постараюсь ответить на Ваши вопросы.
1. Более полная версия статьи содержит теоретическую часть, Вас же, как я понял, интересует эксперимент. По этой методике проведено несколько других исследований, с ними Вы можете ознакомиться в методическом пособии «Особенности личности спортсмена и результативность его спортивной деятельности» по адресу: http://www.numi.ru/fullview.php?id=70818.
2. В данном случае разделение происходило не параметров, а респондентов с определенной выраженностью характеристики «склонность к риску – осторожность», получаемые по соответствующей шкале. При этом нормировалась шкала опросника, переводились показатели в шкалу стенов и на базе пронормированной шкалы респонденты разделялись на соответствующие 5 подгрупп. По оси ОУ диаграммы, соответственно среднее значение инвертированных рангов в каждой подгруппе (1-наименее успешные, 2 - средний уровень, 3 – высокоуспешные).
А вот в остальных диаграммах – средние значения по той или иной нормированной шкале (от 1 до 9, 5 – среднее). Среди соответствующих подгрупп (например, осторожных успешных, осторожных неуспешных и.т.д.).
С уважением, Щедрин Д.С

Дмитрий
Спасибо Вам большое за ответ!
Анна
Студентка,
МГАФК

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*