Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектная деятельность в начальной школе

23.01.2012 4288 17739
Теплых Галина Анатольевна , учитель

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск

В настоящее время, в условиях внедрения новых образовательных стандартов, когда обучение предполагает субъектную позицию ребенка в познавательном процессе, предоставляет возможность свободы выбора, проявления индивидуальных стремлений и развития личности,  работа над проектами становится чрезвычайно актуальной.


В процессе работы над проектом можно сформировать следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции, входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знания о нем, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами.


Проектная учебная деятельность учащихся связана с выявлением и удовлетворением потребностей учащихся посредством проектирования и создания продукта, обладающего новизной. Она представляет собой творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Следовательно, когда речь идет о взаимодействии учителя и ученика в процессе создания проекта, правильнее говорить о методе проекта. Таким образом, понятия «проектное обучение», «метод проектов», «учебная проектная деятельность» взаимосвязаны, а метод проектов и проектная учебная деятельность являются компонентами проектного обучения. Можно выделить различные уровни проектов: исполнительский, конструктивный, творческий.На начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у учащихся недостаточно опыта для самостоятельного поиска, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации педагога о порядке действий. Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, он является исполнительским. Выполнение таких проектов неизбежно. Но, и в этом случае учитель не навязывает своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий.


Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.


Если учащиеся сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно охарактеризовать этот проект как творческий.

 

Виды учебных проектов


1) Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся.

- Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

- Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование.

- Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории.

- Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов.


2) Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

По комплексности (предметно-содержательной области):

- Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант- учитель другой дисциплины. Могут быть математическими, литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

- Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

- Внутриклассные,

- Внутришкольные,

- Региональные (в пределах одной страны),

- Международные.


3) Классификация проектов по продолжительности.

- Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

- Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

- Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

- Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах. И индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.


В своей работе я использую индивидуальные и групповые проекты. В групповых проектах отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проекты, выполняемые индивидуально, вношу элементы групповой работы. Включение групповой работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества, взаимовыручки, ответственности. При этом стараюсь учитывать индивидуальные особенности учащихся, их способности, увлечения  и возможности.


Учебные проекты позволяют сделать открытие, дарят радость познания и совместного творчества, формируют устойчивые навыки. Так, посредством проектной деятельности, моим детям стали доступны такие понятия, как симметрия,  фразеологизмы, синонимы и антонимы.


Разнообразят работу на уроках, расширяют кругозор интегрированные проекты по окружающему миру и литературному чтению, технологии и краеведению, окружающему миру и технологии. Таковыми являются выполненные с учащимися моего класса  проекты: «Познакомимся с ножницами», «Профессии наших родителей», «Мой край», «Россия – Родина моя».


Отрадно, что проектной деятельностью удалось заинтересовать и родителей учащихся. Дети и родители участвуют в семейных проектах. Наиболее удачными стали проекты «Юбилей школы», «Почему Земля не падает на Солнце?», «Традиции моей семьи».


Занимательны и содержательны проекты, используемые во внеурочной деятельности. Обладая широким диапазоном возможностей, они играют бесценную роль в формировании духовно-нравственного потенциала, помогают привлечь внимание к здоровому образу жизни, воспитывают культуру поведения, милосердие и гуманность, развивают творческие способности детей. Среди таких проектов следует выделить следующие проекты моих воспитанников: «О вреде сквернословия», «От зерна до каравая», «Вышиваю крестиком», «Мой друг – книга».


Однако, не смотря на все перечисленные достоинства проектов, следует отметить, что этот вид работы требует тщательной подготовки, как со стороны учащихся, так и со стороны учителя. Нельзя относиться к такой работе формально. К тому же следует отметить, что проводиться она должна систематически. Только в этом случае можно достигнуть результата. Многие школьники, могут испытывать трудности в выборе темы проекта, а так же немало трудностей их ждёт и в процессе работы над проектом. Поэтому должна проводиться предварительная подготовительная работа.


Учитель должен учитывать следующие факторы:

- интерес школьников к проблеме;

- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;

- творческая постановка задачи;

- приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;

- практическая направленность и значимость проекта;

- практическая осуществимость проекта.


Основные этапы проектирования:

Этапы выполнения проекта

Задачи, решаемые учащимися

Формы и методы обучения

1. Поисковый

- поиск и анализ проблемы;

- выбор темы проекта;

- планирование проектной

деятельности по этапам;

- сбор, изучение,обработка и анализ информации по теме проекта

- проблемная беседа;

- рассказ;

- консультация;

- самостоятельная работа;

- экскурсия

2. Конструкторский

- поиск оптимального решения задачи проекта;

-исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна;

-выбор технологии изготовления;

- экономическая оценка;

- экологическая экспертиза;

- составление конструкторской и технологической документации

- беседа;

- дискуссия;

- “мозговой штурм”;

- морфологический анализ;

- дизайн-анализ;

- ТРИЗ;

- ролевая игра;

- самостоятельная работа

3. Технологический

-составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых инструментов,

материалов и оборудования;

-выполнение запланированных

технологических операций;

- текущий контроль качества;

- внесение при необходимости

изменений в конструкцию

и технологию

- беседа;

- показ;

- упражнение;

- самостоятельная работа;

- практическая работа

4. Заключительный

- оценка качества

выполнения изделия;

- анализ процесса

и результатов

выполнения проекта;

- изучение возможности

использования результатов

проектирования

- беседа;

- дискуссия;

- консультация;

- деловая (ролевая) игра;

- имитационно–деятельностная игра

 

В своей работе  над проектом я использую памятки:

 

Требования к содержанию проекта.


Проект может состоять из двух или трех основных частей: 
1) теоретическая часть (обзор литературы); 
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.); 
3) проектная часть.


Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой авторы предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

 

Оформление проекта

1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;
е) год подготовки проекта.


2. Вторая страница. Оглавление.


3. С третьей страницы. Основное содержание проекта.

а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.


4. Последняя страница.  Список  литературы (по правилам библиографического описания).

 

Содержание исследовательской работы.


1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме

2. Литературный обзор, теоретическая часть
а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме.
б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.
в) Ссылки:
3. Практическая часть
а) Описание методики.

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.

4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе

5. Благодарность. Выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь

6.Список литературы 

 

Список использованных источников:

  1. Горячев, Иглина: Все узнаю, все смогу. Пособие по проектной деятельности в начальной школе (2-4 классы) Москва, Просвещение 2010
  2. http://www.coolreferat.com
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoi-shkole-umk-planeta-znanii
  4. standart.edu.rucatalog.aspx
  5. festival.1september.ruarticles/411473/
  6. http://www.nachalka.com/proekty
  7. http://www.clipproject.info/Clipart_Schule_Seite_1.html



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*