Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация самостоятельной работы студентов на уроках латинского языка

15.12.2015 1362 2277
Тушина Маргарита Викторовна
Тушина Маргарита Викторовна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Самостоятельные мысли возникают только на основе самостоятельной работы. Самостоятельность в учебе повышает внимание учащихся к изучению материала, активизирует мышление, воспитывает более серьезное и ответственное отношение к работе.                                                                                                                                                                          К.Д.Ушинский

Одной из важнейших  задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Современные требования, предъявляемые к специалистам различных областей знаний, предполагают терминологическую грамотность. От умения свободно владеть профессиональным языком в общении с коллегами зависит понимание  между ними, поэтому значение латыни, как основного терминообразующего языка, трудно переоценить.

Согласно  Федеральному Государственному образовательному стандарту, дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» осваивается студентами в течение 54 часов. Из них 36 часов отводится на аудиторные формы работы (лекционные и практические занятия), которые проводятся при непосредственном участии преподавателя и 18 часов студенты занимаются самостоятельно.

Самостоятельная работа - это планируемая деятельность обучающихся по освоению учебного материала, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия.

Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общих и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать  способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

Анализ и обобщение педагогического опыта  организации самостоятельной работы свидетельствует о многообразии видов  самостоятельной деятельности обучающихся, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов. Существует два основных вида самостоятельной работы – это аудиторная и внеаудиторная.

Я хочу поделиться с вами своим опытом в организации внеаудиторной  самостоятельной работы студентов на уроках латинского языка в ОГБПОУ «Черемховский медицинский техникум».

Цельюсамостоятельной работы студентов по дисциплине « Основы латинского языка с медицинской терминологией» является закрепление и углубления знаний, полученных на лекционных и практических занятиях, а так же активизация познавательной активности и творчества студентов.

Задачи самостоятельной работы студентов:  

  • применение знаний по латинскому языку в профессиональной деятельности и повседневной жизни;
  • формирование познавательной потребности студентов, активности и самостоятельности мышления;
  • повышение общекультурного уровня

Самостоятельная работа студентов способствует развитию ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального, в том числе научного, уровня.

Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:

1.Подготовительный этап – определение целей, задач, составление программы (плана) с указанием видов работы, сроков выполнения, результатов и форм контроля, подготовку методического обеспечения, согласование самостоятельной работы с преподавателем.

2.Основной этап – реализация программы (плана) самостоятельной работы , использование приемов поиска информации, усвоение, переработка, применение и передача знаний, фиксирование результатов работы. На основном этапе студент может получить консультации и рекомендации у преподавателя, руководящего его самостоятельной работой.

3.Заключительный этап – анализ результатов и их систематизация, оценка продуктивности и эффективности проделанной работы, формулирование выводов о дальнейших направлениях работы.

Какие же основные виды самостоятельной работы выполняют студенты нашего техникума?

Подготовить сообщение «История развития латиницы». Сообщение  – вид самостоятельной работы, используется в учебных и внеклассных занятиях, способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает практически мыслить. При написании доклада по заданной теме следует составить план, подобрать основные источники. Работая с источниками, следует систематизировать полученные сведения, сделать выводы и обобщения.

Сообщение приготовить по следующему плану:

1. Индоевропейское семейство языков. Дать характеристику.

2. Этапы развития латинского языка и наиболее значимые литературные произведения, созданные  в каждом из периодов, важные изменения в языке, характерные для основных этапов  его развития :

  • архаичная латынь: Сципион, Плавт, Теренций;
  • классическая латынь: Цицерон, Саллюстий, Тит Ливий, Лукреций, Вергилий, Гораций, Овидий
  • послеклассическая латынь: Сенека, Марциал, Ювенал, Тацит, Апулей
  • поздняя латынь: Аммиан Марцеллиан, Иероним, Августин

2.Разговорная латынь, ее значение. Романская группа  языков.

 Составить кроссворд «Имя существительное 1 и 2 склонений»

При составлении кроссворда использовать слова из лексического минимума или при составлении кроссворда повышенной сложности допускается использовать слова, не входящие в лексический минимум. 

Написать эссе  по следующим темам:

1. «Gaudeaums» в студенческом мире».

2.«Клятва Гиппократа. Значение для профессиональной деятельности специалиста-медика».

3. «Вечные истины на вечной латыни».

Требования к эссе:

  • должно восприниматься как единое целое.
  • не должно содержать ничего лишнего, включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия идеи.
  • должно быть логичным и четким по структуре.
  • каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
  • должно содержать убедительную аргументацию по заявленной проблеме

Как написать эссе дома?

  • изучите заданный материал
  • продумайте актуальность темы.
  • выделите ключевой тезис и определите свое отношение к нему
  • определите, какие научные теории, термины, понятия помогут вам раскрыть сою позицию.
  • составьте тезисный план.
  • составьте черновик эссе.
  • проанализируйте содержание написанного.
  • проверьте стиль и грамотность, композицию построения эссе,
  • последовательность изложения.
  • внесите необходимые коррективы и напишите окончательный вариант.

Структура эссе:


1. Актуальность вопроса
2. Аргументированные доказательства и ваше личное мнение, позиция по требуемому вопросу.
3. Вывод, содержащий заключительное суждение.

Составить алгоритм согласования прилагательных с существительными.

Для того, чтобы правильно согласовать прилагательное с существительным по роду, числу и падежу необходимо выполнить ряд последовательных действий.

  1. Записываем словосочетание, которое необходимо перевести на латинский язык – Жидкие экстракты
  2. Записываем каждое слово в словарной форме  – Extractum, i, n, 2 – экстракт; – fluidus,a, um – жидкий, ая, ое
  3. По словарной форме имени существительного определяем его род и склонение – средний род, 2 – е склонение
  4. Из словарной формы прилагательного выбираем форму соответствующего рода, т.е согласуем существительное и прилагательное по роду – fluidum
  5. По русскому словосочетанию определяем число и падеж имени существительного – Что ?Екстракты – именительный падеж, мн.число
  6. Пользуясь таблицей падежных окончаний, выбираем нужное окончание. В данном случае это окончание – а
  7. Ставим в тот же падеж и число имя прилагательное.
  8. Записываем латинское словосочетание, ставя на первое место имя существительное, а на второе – связанное с ним имя прилагательное Extractа  fluidi

Подготовить трехъязычный словарь терминоэлементов

(русско- англо- латинский).

Используя знания медицинских терминов, относящихся к именам существительным всех пяти латинских склонений, и знания английского языка составить трехъязычный словарь медицинских терминов.

Заполнить рецептурную тетрадь.

Дать определение рецепта. Написать правила выписывания в рецепте основных лекарственных форм: мягких, жидких и твердых.  Заполнить латинскую часть рецепта, используя для этого лекарственные формы из домашней аптечки.

Подготовить трехъязычный словарь медицинских терминов

(русско-латинско-греческий).

Для выполнения задания, используйте знания греко – латинских дублетов.

Подготовиться к проведению конференции «Общекультурное значение латинского языка».

План проведения конференции:

  • Великая Римская Империя, ее история в произведениях великих римлян
  1. Тит Ливий
  2. Дионисий Галикарнасский
  3. Полибий
  • Римское право и великие юристы древнего Рима
  1. Ульпиан
  2. Гераклит
  3. Ликург
  • Писатели и поэты
  1. Тит Лукреций Кар
  2. Публий Овидий Назон
  3. Федр
  4. Эзоп 
  • Медицина древнего Рима
  1. Легенды о врачевателях
  2. Великие врачи Великого Рима
  • Крылатые латинские выражения, пословицы и поговорки
  • Латинизмы в современном русском языке

Список литературы:

  1. Ю.И.Городкова Латинский язык Ростов – на – Дону Феникс 2010
  2. Д.И.ДворецкийЛатинско – русский словарь М, Русский язык 2000
  3. Публий Овидий НазонЭллегии
  4. Д.И.Нагуевский «История римской литературы» М, Проспект 2011
  5. К.Маккалоу Владыки Рима М, Наука 1989
  6. С.Б. Барсов М; Центрполиграф Вечные истины на вечной латыни 2004
  7. Тит Ливий История Рима от основания города М, Наука 1989
  8. З.А.Покровская  Латинский язык М, Высшая школа 2010
  9. М.Н. Чернявский Латинский язык и основы терминологии 
  10. П.Я.Махлин  Латинский язык М, АСТ – Астрель  2012
  11. М.Н. Нечай  Латинский язык   Ростов – на – Дону Феникс 2010
  12. И.П.Агабекян Английский язык для ССУЗОВ М, Проспект 2011



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*