Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«…Возвышенной музыкой гениев
утверждается призвание к вечности,
к дивному совершенству,
которое тревожит совесть,
побуждая к предельному вдохновенному
усилию творческой жизни…»
Медушевский В.В2.
Георгий Свиридов – это мыслитель, гений и пророк современности, обладающий национальным менталитетом, пламенно защищающий свою русскою культуру и Родину, глубоко понимающий и любящий её. Этот человек прожил долгую жизнь. Он родился в 1915 году, незадолго до революционных переворотов 1917 года. На его глазах прошло падение Российской империи, гонения на Христианство, становление, взлет и крушение советского строя, распад СССР. Он пережил революции, войны, сталинскую эпоху, перестройку и многое другое. Все эти события проходили через душу и внутренний мир композитора. Он преклонялся перед трудной судьбой России и верил в светлое будущее. Свиридов говорил: «Для меня Россия – страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа» [3, с. 43]. «Я стараюсь выразить звуками то, что меня волнует. Мысли какие-то, чувства, то что меня волнует в жизни»[5, с. 680].
Хотелось понять, что хотел до нас донести в своих произведениях композитор, что его волновало, за что сердечно переживал, и самое главное, о чем хотел предостеречь.
Свиридовская музыка основывается на массовом сознании, главный образ – это народ-творец. Патетический пафос проявляется в произведении «Патетическая оратория», проблема «личность – народ – история - Родина» решается в эпическом ключе(Поэма памяти Сергея Есенина), через раскрытие в музыке диалектики личного и общественного. Картины природы через раскрытие стихотворений (Есенина, Некрасова, Пушкина, Лермонтова, Прокофьева) в музыке, либо через собственные впечатления композитора от восприятия природы. Ему удается в своих произведения слушателям представить в новом прочтении портреты известных поэтов: Есенина, Маяковского, Пастернака, Блока, Некрасова Сологуба. Но помимо беспредельной преданности России, её многострадальному народу, в творчестве композитора есть особое чувство правды – это понимание человеческой души, рожденное его религиозным мировоззрением. Вершиной произведений духовной музыки композитора, конечно, является цикл: «Песнопения и молитвы». Духовность - это главный критерий творчества композитора.
Свиридов был убежден, что искусство исконно будет ценным в том случае если, оно будет духовным. «Художество вне веры, без Бога, это искусство,… под видом изобличения проповедует Зло» [3, с. 24 ].
Композитор говорил о кризисном времени, которое переживает наш мир, человечество и, конечно же, музыка. «Искусство наше в значительной степени зашло в тупик, потеряло язык, привлекательность для большого числа людей. Отсюда такая сейчас любовь к ничтожному. Такая любовь ко всякому барахлу, дряни, с точки зрения художественной….Большая музыка почему-то утеряла с людьми контакт. Музыканты должны искать контакт с большим слушателем. Не ценою утраты своего, так сказать, возвышенного тона беседы или серьезности содержания. Нет! Они должны искать пути сближения со слушателем. Какой-то язык надо искать, выразительный, который бы люди воспринимали. Эта задача стоит перед нами, перед будущим поколением. Потому что музыка у нас, с одной стороны, идет к халтуре, к общедоступности – за счет унижения содержания своего, снижения своего тона – и потери, так сказать, великого значения искусства. А с другой стороны, она обособляет в такую, так сказать, чванную какую-то, я бы сказал, салонную…Салонщину… – для малого количества людей. Мне кажется, что произошло одно: музыка потеряла духовное свое значение»[5, с. 675]. Продолжая свою беседу с Иваном Вишневским, Свиридов утверждал, что искусству необходимо вернуться к духовному предназначению. «Оно должно вернуться к крупной религиозной идее. …Но вернуться естественно. Не просто писать музыку церковную, так сказать, в церковном стиле…. Сейчас у нас много пишут этого. Но в большинстве случаев это – имитация церковного богослужения. Это другое. …Но музыка должна вернуться по существу к нравственным категориям. Она должна стать духовным искусством. Мне кажется, это единственный путь для того, чтобы искусство вошло в контакт с человечеством»[5, с. 676].
Свиридов как мыслитель очень много рассуждал о России и многие его речи были обращены к ней. «Жуткой нищетой живут у нас люди – большинство их совершенно задавлено машиной информации, сатанинское оружие, мирная водородная бомба, посредством которой народу внушается чужое мнение о нем самом и его Родине…»[3, с. 32-45]. Много слов сказано композиторов о духовном геноциде в отношении русской культуры, о гармонии, которую теряет мир, о крахе русских песенных традиций, о падении интереса к хоровому пению.Ведь композитор в русском хоровом искусстве видел проявление народности. «Хоровое искусство России – пишет Свиридов – было нашей национальной гордостью, его красотой и величием упивался весь народ. Хор – это живой организм, это и голоса, и сердце, слитые воедино, в нем все от Бога». «Когда в обществе появляются негативные процессы, расцветает зараза эгоизма – первым страдает хоровое искусство, искусство братского общения»[3, с. 54. 67].
Эту мысль в своих рассуждениях продолжает известный дирижер, хормейстер Владислав Чернушенкопо его мнению для России хоровое искусство является не только действием музыкальным – это соборное явление. Это то, что помимо церковной службы соединяет людей, направляет их чувства в единое русло высоких душевных устремлений [5, с.398].
Свиридов в своих записях начинал упорно «стучаться в равнодушные сердца» в надежде пробудить их к жизни, сказать, раскрыть им, что в ней (России) много таится хорошего, благородного, чистого. Напомнить о достойном гордости нравственном богатстве народа, что России тысячу лет хранит «высочайшие религиозные истины», что она дала миру музыку, литературу, живопись, театр и многое другое [3, с. 40-45].
Боль Свиридова за будущее своего народа настолько велика, что начал бить в набат о спасении человека.Восстань - боязливый! (Пушкинский венок) - это вселенский зов к нам, к русскому человеку, живущему в страхе, в боязливом молчании. Большая часть произведений композитора звучит как масштабная молитва за Россию, за ее историю, это как колокольный звон, который нас призывает прислушаться и направить нас на путь истинный, устремленный к высшим смыслам бытия.
И опять хотелось обратиться к записям, мыслям композитора: «Я человек русский, и люди, живущие здесь, мне дороги. Я русским людям сочувствую очень. Не то чтобы они были лучше других людей, населяющих Землю, - нет, так я не берусь говорить. Разные есть русские люди. Но я их больше понимаю, потому что я сам русский человек, прожил здесь жизнь. Конечно, хочется не только, чтобы лучше жизнь была, а чтобы как-то и все мы стали получше, все, и я сам тоже»[5, с. 681].
Очень многие музыканты, поэты, художники считали Свиридова уже при жизни музыкальным гением Руси. Хотя сам композитор не допускал даже мысли об этом, но много рассуждал о гениальности других людей. Например: рассуждая о А.Блоке, Свиридов пишет: Гений – «редчайший и крупнейший представитель породы обыкновенных людей… времени, ее бессмертное выражение» [3, с.54]. «Гений – дух творчества, наитие, озарение, откровение, способность общения с высшей силой, получать от нее первотолчок, а не придумывать его. Гений - стихия» [3, с. 60].«Гений не приобретается от культуры или с помощью культуры. Он дается свыше» [5, с.270].
В настоящие время мы с уверенностью можем,наверное, спокойно применить такие важные и значимые слова как Гений и Пророк к русскому композитору Георгию Васильевичу Свиридову. Вфилософском словаре указывается, что пророк может быть необязательно из среды Духовенства, это «индивидуальный носитель сакральной харизмы». А греческое слова «Профетес» означает одно – вестник, истолкователь, оратор. Пророк – это не предсказатель будущего, это слуга Бога.
Музыка Свиридова - как язык для передачи сверхчеловеческого, природного смысла, пророческих высказываний. Многие произведения композитора носят именно такой характер.
Как говорил исследователь И. Гулеско: «…Г.В. Свиридов – явление масштабное, самобытное и универсальное…… Наследие Г. Свиридова осознаются как духовное прозрение будущего, как попытка определить на десятилетия постановку проблем духовности, вечных проблем вневременного характера – бытия духа, гармонии, истории, культуры» [1, с. 14].
Художник, близкий друг Свиридова Николай Евдокимов, после смерти композитора напишет: «Человек, выйди один в поле в любую погоду, обозри с холма просторы, не глазом, душою растекись по земле родной – и ты услышишь великую музыку гения Свиридова, музыку земли русской» [5, с. 276].
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.