Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современном обществе существует острая потребность в профессиональных кадрах ориентированных на современные тенденции развития рынка. ФГОС третьего поколения призваны подготовить специалиста не только теоретическими знаниями и профессиональными навыками и умениями, но и профессиональными компетенциями и как следствие конкурентно способного специалиста.
В рамках традиционно сложившихся форм и методов обучения преподаватели нередко ограничиваются целью преимущественно качественной передачи студентам материала, что способствует торможению развития творческих способностей будущего специалиста, но это уже в прошлом.
Отличительной особенностью нового стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие творческой личности обучающегося. Современная система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний умений и навыков. Формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности – компетенции, которыми должен овладеть обучающийся. В соответствии с этим цели образования ориентируют преподавателей на компетентностный подход в организации учебно – воспитательного процесса.
В процессе формирования общих и профессиональных компетенций значительное внимание уделяется образовательным технологиям, позволяющим гармонично вписать инновационные методики в образовательный процесс, направленные в первую очередь на обеспечение активизации познавательной деятельности обучающихся. Исходя из этого, в условиях нового ФГОС для преподавателя ставится одна из приоритетных задач - обеспечить в учебном процессе активную познавательную деятельность обучающихся, используя новые педагогические технологии. Таким образом, с одной стороны реализуется дидактический принцип активности в обучении, с другой стороны учебный процесс носит деятельностный характер, способствующий повышению эффективности учебного процесса.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.
Управление активностью учащихся традиционно называютактивизацией.
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения общими и профессиональными компетенциями. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В структуре активности выделяются такие компоненты как: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие.
Активность подразумевает мотивацию учащегося и его самостоятельность в овладении компетенциями, которая достигается использованием разных форм, методов, средств обучения, их сочетание.
Особо важное место в учебном плане отделений «Сестринское дело» и «Лечебное дело» занимает дисциплина «Анатомия и физиология человека», так как изучаемый материал по данной дисциплине является пропедевтическим курсом и основой для формирования общих и профессиональных компетенций по другим общепрофессиональным дисциплинам. Именно анатомия и физиология человека устанавливает межпредметные связи с практически со всеми основными профессиональными дисциплинами.
Перед преподавателями анатомии и физиологии человека стоит серьезная задача по организации учебного процесса таким образом, чтобы уровень формирования компетенций обучающимися был высоким, что является залогом хорошего усвоения учебного материала по другим профессиональным дисциплинам и модулям.
В преподавательской практике по формированию общих и профессиональных компетенций по дисциплине «Анатомия и физиология человека» особое место занимают педагогические технологии активных форм обучения, позволяющие обеспечить активность познавательной деятельности. Считаем, что именно эти методы позволяют организовать участие на уроке каждого обучающегося, повышать его интерес к предмету, повысить авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда.
Использование данных методов в преподавании анатомии и физиологии человека имеет под собой определенную методическую основу.
Выбор активных методов обучения осуществляется соответственно принципам активизации познавательной деятельности обучающихся, которые соответственно определятся с учетом особенностей учебного процесса по данной дисциплине. К ним относят: 1. Принцип проблемности. Учитывая данный принцип, предъявление обучающимсязадач или вопросов происходит с последовательным усложнением, с целью создания в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно их формировать. Данный принцип реализуется при решении практических задач обучающимися. 2.Принцип взаимообучения. В соответствии с эти принципом учебный процесс построен таким образом, где студенты обучают друг друга, обмениваясь знаниями. Например, при организации учебной деятельности с обучающимися, испытывающие затруднения в освоении знаний, а также в организации групповой и коллективной работы. 3.Принцип исследования изучаемых проблем. Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности включала в себя элементы анализа и обобщения. С учетом данного принципа организуется работа в творческих группах, при подготовке к НПК и самостоятельной роботы обучающихся. 4. Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельностихарактеру практических задач.Следуя, данному принципу организация учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроках анатомии по своему характеру максимально приближена к реальной деятельности. Например, изучение скелета и отдельных его костей осуществляется с опорой на модели костей, также изучаются и системы органов. 5.Принцип индивидуализации. Реализация данного принципа позволяет организовать учебно-познавательную деятельность с учетом индивидуальных интересов, особенностей и возможностей обучающихся. 6. Принцип самоконтроля и самообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа указанного принципа. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации. Соблюдая данный принцип, первостепенно в начале активной деятельности формируется желание обучающегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить, а не вынужденность это делать.
При использовании активных форм для стимулирования познавательной активности в учебном процессе следует учитывать такие факторы как мотивы или стимулы, побуждающие к активности. Главным мотивом активизации учащихсяявляется профессиональный интерес. Учащимся предъявляется для изучения конкретные ситуации, которые отражают реальную действительность. Немало значимым является такой мотив как творческий характер учебно-познавательной деятельности. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
Важным стимулом является состязательность. Каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Значимым является и игровой характер проведения занятий. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию. На уроках используются дидактические и ролевые игры, игры – ситуации. Таким образом, учитывая, перечисленные факторы, удается активизировать деятельность обучающихся, вызывая у них интерес к занятиям.
Степень активности обучающихся зависит от методов и приемов работы преподавателя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В преподавании анатомии и физиологии целесообразно использовать проблемно – поисковые варианты словесных, наглядных и практических методов. Из группы словесных методов: 1. Метод дискуссии применяем по вопросам, требующим размышлений, добиваемся, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих. 2. Метод самостоятельной работы учащихся. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план ответа, план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации. 3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами. Организуется самостоятельную работу следующим образом: группе дается конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося. Используются раздаточные дидактические материалы: например, карточки с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план, карточки с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы; карточки с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.4. Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. 5. Метод самостоятельного решения логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают логические (требующие размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.
Среди наглядных методов частично-поисковый. Организуется работа студентов таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Из группы практических методовчастично-поисковый практический. Студенты решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения практического задания. До практической работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по- настоящему современным, происходит индивидуализация обучения.
Также используются приемы управления познавательной деятельностью обучающихся: 1. Активизирующие деятельность обучающихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу: прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов; прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии; прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его медицинской ценностью; 2. Приемы активизации деятельности студентов на этапе усвоения изучаемого материала: эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу; исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод. 3. Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний: прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций.
Итак, в условиях нового ФГОС задачей каждого преподавателя является научить студента учиться самостоятельно, заинтересовать обучающегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, они могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства.
Для этого методы и организационные формы учебной работы должны быть такими, чтобы они могли бы создавать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, повышения устойчивого интереса к знаниям, творческой активности и самостоятельности учащихся, реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях.
Анализ опыта применения активных форм обучения показывает, что можно достаточно эффективно решать такие задачи, поставленные перед преподавателем как: формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов, воспитывать системное мышление специалиста – общие и профессиональные компетенции.
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.