Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Особенности организации учебного процесса в условиях эксперимента и подходы к разработке рабочего учебного плана основной профессиональной образовательной программы

02.12.2015 906 1525
Баженова Светлана Владимировна
Баженова Светлана Владимировна, зам. директора по теоретическому обучению

Дузь Зинаида Андреевна
Дузь Зинаида Андреевна, первый зам. директора по учебной работе

Сургутский политехнический колледж

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план.

В декабре 2014 г. АУ «Сургутский политехнический колледж» присвоен статус экспериментальной площадки Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» по формированию индивидуальной образовательной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Цель данного эксперимента – повысить показатели, характеризующие качество государственной услуги (качество подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена) посредством формирования индивидуальной образовательной траектории.

Сегодня профессиональные образовательные организации самостоятельно определяют профиль профессионального образования в соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования, руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 №1199, примерным распределением профессий и специальностей среднего профессионального образования по профилям профессионального образования. Таким образом, нами было выделено два основных профиля при разработке рабочих учебных планов: технический профиль, куда входят все профессии и специальности энергетического, строительного и транспортного направлений  и социально-экономический, включающий все профессии и специальности сферы услуг.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования колледж при разработке учебных планов основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) среднего профессионального образования (далее СПО) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих – ППКРС, программы подготовки специалистов среднего звена – ППССЗ) формирует общеобразовательный цикл, включая общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору) из обязательных предметных областей, такие, как:  русский язык и литература  (литература), русский язык и литература (русский язык), история, информатика, математика: алгебра и начала анализа; геометрия, физическая культура, обществознание, экономика, право, основы безопасности жизнедеятельности, география, биология, экология, иностранный язык, физика, химия.

Из них три учебных дисциплины изучаются углублённо с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии или специальности. В техническом профиле на профильном уровне изучаются дисциплины «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия», «Информатика», «Физика», в социально-экономическом профиле – «Математика: алгебра и начала анализа; геометрия», «Информатика», «Экономика», «Право».

В связи с обучением групп по профилям и для создания идентичных условий освоения общеобразовательных дисциплин учащимся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программам подготовки специалистов среднего звена объём часов общеобразовательных дисциплин на первом курсе приведен к общему количеству – 1440 часов. Увеличение учебного времени на теоретическое обучение по основной профессиональной образовательной программе СПО ППССЗ произвели за счет часов вариативной части. Увеличилось количество часов в группах ППССЗ технического профиля на изучение таких дисциплин как литература, математика, физика,  в группах ППССЗ социально-экономического профиля на изучение литературы,  экономики, естествознания (биология, химия, физика). На втором курсе после распределения студентов в группы по профессиям/специальностям в рабочих учебных планах количество часов по программам ПКРС, ПССЗ определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования в части общего образования.

При формировании учебного плана учитывались следующие нормы нагрузки:

  • максимальный объем учебной нагрузки обучающихся составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды обязательной аудиторной и внеаудиторной учебной работы;
  • максимальный объем обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся составляет 36 академических часов в неделю;
  • консультации для обучающихся предусматриваются в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год.

Изучение общеобразовательных дисциплин в колледже распределено на 2 года обучения. Срок обучения на первом курсе – 40 недель, каникулярное время – не менее 10 недель в учебном году. На самостоятельную работу отводится 50% учебного времени от обязательной аудиторной нагрузки. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированных зачетов и экзаменов: дифференцированные зачеты – за счет времени, отведенного на соответствующую общеобразовательную дисциплину (далее ОД), экзамены – за счет времени, выделенного ФГОС СПО по профессии или специальности. Экзамены проводят по учебным дисциплинам «Русский язык и литература. Русский язык», «Математика: алгебра и начала анализа, геометрия» и по одной из ОД, изучаемых углубленно с учетом получаемой профессии или специальности (в техническом профиле – по дисциплине «Физика», в социально-экономическом – по дисциплине «Экономика»).

При реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего колледж опирается на соответствующие примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин, одобренные Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованные для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. На основе данных программ педагоги колледжа самостоятельно разработали рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин с учетом специфики ППКРС, ППССЗ.

В целях осознанного выбора будущей профессии обучаемыми с учетом их индивидуальных особенностей и интересов на первом курсе введена дисциплина по выбору профессиональной образовательной организации «Технология профессиональной деятельности», которая включает в себя следующие разделы: энергетика, транспорт, строительство, металлообработка (технический профиль) и торговля, питание, сфера услуг (социально-экономический профиль). В рабочих программах «Технология профессиональной деятельности» уточняется содержание обучения, в том числе изучаемое углубленно с учетом его значимости для освоения ОПОП СПО (ППКРС, ППССЗ) и специфики конкретной профессии или специальности; последовательность изучения материала, распределение часов по разделам и темам, лабораторные  и практические  занятия, самостоятельную внеаудиторную работу обучающихся, включая  выполнение индивидуальных  проектов, формы и методы текущего контроля и оценки учебных достижений,  промежуточной аттестации студентов, рекомендуемые учебные пособия и др. Порядка 80% предложенных часов отведено на практические занятия, проводимые в мастерских и лабораториях колледжа. Знания и умения, полученные студентами при освоении  данной дисциплины углубляются и расширяются в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин, а также отдельных профессиональных модулей  основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования. Изучение заканчивается дисциплины «Технология профессиональной деятельности» защитой обучающимися индивидуальных проектов (учебных исследований/учебных проектов), выполненных под руководством преподавателя и/или мастера производственного обучения.

Таким образом, можно выделить следующие особенности организации учебного процесса и новые подходы к разработке учебных планов, возникшие в ходе эксперимента:

- изменение примерной структуры и содержания образовательного цикла;

- необходимость выравнивания объёмов часов ОД ППКРС и ППССЗ;

- введение дисциплины «Технология профессиональной деятельности» и как следствие – изменения в организации режима обучения;

- включение в учебный план выполнения индивидуальных проектов.

Нормативные ссылки:

  1. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО от 17.03.2015 № 06-259).
  2. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2014)
  3. Положение об эксперименте по формированию индивидуальной образовательной траектории подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена в Сургутском политехническом колледже (приказ от 16.06.2015 № 01-09-01/171).



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*