Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мотивация студентов в получении медицинской специальности

23.11.2015 1852 3720
Шабарина Ирина Юрьевна
Шабарина Ирина Юрьевна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Мотивация к обучению отражает жизненные ориентации студентов, их ценности. Диагностика мотивационной сферы представляет сложную задачу, так как мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной».

Каждый преподаватель желает, чтобы его студенты хорошо учились, с интересом и желанием занимались в техникуме. В этом заинтересованы и родители студентов. Но часто и преподавателям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у обучающего не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у студентов первого курса мотивации к получению знаний?

Преподаватели знают, что студента нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед преподавателем стоит задача по формированию и развитию у студента положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы обучающийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Однако, как показывает опыт, далеко не все преподаватели и не всегда уделяют должное внимание формированию мотивации обучающихся. Многие преподаватели, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз студент поступил в техникум, то он должен делать все то, что рекомендует преподаватель.

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

  1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;
  2. Через саму деятельность учения студента, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача преподавателя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания студента те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Студентам необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться обучающимися как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности.

В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес учащихся к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений преподаватель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Учащемуся ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, студент сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета. При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.
  2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если учащихся с нейтральной мотивацией к предмету объединить с учащимися, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.
  3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная преподавателем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание студентом своих успехов, продвижение вперед.
  4. Проблемность обучения. На каждом из этапов занятия необходимо использовать проблемные мотивации и задания. Если преподаватель делает это, то обычно мотивации обучающихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову студента (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого студента.

В возрасте 16-17 лет возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива, а также доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе, но и во внеаудиторных видах деятельности. Студент овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения. Особую роль приобретает овладения контрольно-оценочными действиями до начала работы в форме прогнозирующей самооценки, планирующего самоконтроля своей учебной работы и на этой основе — приемов самообразования. Умение ставить в учебной деятельности нестандартные учебные задачи и находить вместе с тем нестандартные способы их решения. У студентов первого курса познавательные мотивы укрепляются за счет того, что интерес к знаниям затрагивает закономерности учебного предмета и основы наук. Мотивы самообразовательной деятельности связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии.

В заключение необходимо отметить что, как правило, учебная деятельность студента побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Мотивационная сфера - ядро личности, а искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности.

Снижение мотивации к учебе может происходить по самым разным причинам:

  1. Состояние здоровья. Если ваш ребенок совсем не хочет учиться, прежде всего убедитесь, что он здоров. Может быть, из-за сосудистых проблем у него болит голова в моменты умственного напряжения; или сосредоточиться не дает аллергия на какое-нибудь горшечное растение, находящееся в классной комнате. Недомогания могут быть самые разные, часто они могут обостряться именно во время уроков, а по возвращении домой ребенок может чувствовать себя лучше и просто-напросто забывать о своем плохом самочувствии. Кроме того, далеко не все педагоги столь внимательны, чтобы быстро заметить ухудшение состояния ученика. Поэтому, пока вы сами не расспросите своего ребенка об этом, вы ничего не узнаете и, соответственно, не отведете его вовремя к врачу.
  2. Психологические проблемы, комплексы. К сожалению, чаще всего родители сами провоцируют появление у ребенка таких проблем. Бурно негативная реакция на плохую оценку, сравнение не в пользу ребенка со старшими братьями или сестрами или, того хуже, с одноклассниками или детьми приятелей и т.д. – все это может надолго нанести рану уязвимой детской психике. Когда мы показываем свое недовольство "неуспехами" ребенка в школе, в его сознании это преображается в послание: «С тобой что-то не так, ты нас не устраиваешь, ты неполноценный». Родители должны всегда, в любой ситуации, быть союзником и другом своему ребенку. Конечно, не нужно веселиться по поводу заваленной контрольной работы или невыученного стихотворения, но и драматизировать это не стоит, а стоит вместе с ребенком разобраться в причинах проблем и постараться помочь. Мешать учебе могут и сложные взаимоотношения ребенка с педагогом, и трудности адаптации в школьном коллективе – ко всем этим моментам родители относиться с большим вниманием.
  3. Индивидуальные особенности, способности к тем или иным предметам. Не следует путать отсутствие мотивации к учебе вообще и отсутствие интереса к отдельным предметам. Например, если у вашего ребенка гуманитарный склад ума, а педагог по математике предъявляет ко всем ученикам высокие требования, в лучшем случае не ждите высоких оценок по этому предмету, а в худшем – не удивляйтесь, когда ваш сын начнет прогуливать математику. В таких случаях, если доверительный разговор с ребенком и беседа с педагогом не помогают смягчить ситуацию, возможным выходом будет перевод ребенка в школу с уклоном.

Мотивация к обучению у детей разного возраста, естественно, разная. Формирование учебной мотивации младших школьников, как правило, закладывается еще в дошкольном возрасте и имеет игровую основу. Здесь очень многое зависит от воспитателя в детском саду и от первого учителя. Для профессионалов это отдельная тема, требующая большого внимания. На тему мотивации учебной деятельности младших, средних и старших школьников проводятся научные исследования, составляются специальные программы. Родители, впрочем, должны относиться к этому вопросу не менее серьезно и знать, какие особенности характерны для мотивации к учебе для первоклашек.

Практические советы как повысить мотивацию к учебе?

Повышение учебной мотивации – совместная задача преподавателей и родителей. Надо ли говорить, что в идеале действовать в этом направлении они должны сообща и согласованно. У преподавателей на вооружении есть свои, сугубо профессиональные способы повышения мотивации студентов. Мы же, родители, должны иметь представление, как мы можем внутри семьи повысить мотивацию к обучению. Что можно для этого сделать?

  • найдите правильный баланс одобрения и контроля: пусть ребенок знает, что вы любите его всегда, с любыми оценками, но в то же время вы хотите, чтобы вам с ним было, чем гордиться;
  • обеспечивайте поддержку при достаточной самостоятельности: помогайте, но не делайте за него, выслушивайте и корректно критикуйте, установите доверительные отношения;
  • скажите «нет» методу кнута и пряника: поощрение в виде конфет или походов в цирк за хорошие оценки возможно только в самом младшем возрасте и лишь изредка, так как это лишь внешняя мотивация, не формирующая внутреннего стимула; а домашние наказания за плохую успеваемость вообще недопустимы, так как полностью отбивают охоту к учебе;
  • интересуйтесь не оценками, а темами и содержанием уроков: показывая свой интерес к тому, что происходит в учебной группе, вы формируете интерес к этому и у ребенка; рассказывая об этом вам, он и материал лучше запомнит, и поймет, что процесс важнее, чем результат любой ценой;
  • не скрывайте и не отрицайте свои собственные ошибки: ошибаться свойственно всем, и ребенок не должен думать, что его родители идеальны – тогда и он не будет драматизировать свои ошибки, а будет с вашей помощью их исправлять;
  • установите режим и следите за дисциплиной:
  • совместное времяпровождение: эмоциональное удовлетворение от любимых занятий придает сил для выполнения учебных обязанностей.

Это лишь некоторые общие советы, которыми вы можете воспользоваться. Каждый ребенок индивидуален, и кто как не родители подберет ключ к раскрытию его способностей и потенциала? Желаем вам легкого решения этой задачи, доверительных, дружеских отношений с ребенком и успехов в учебе и во всех делах!




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*