Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта работы с вокальным коллективом юношей

20.11.2015 1280 2064
Копанева Любовь Ивановна
Копанева Любовь Ивановна, педагог дополнительного образования

Мезенский педагогический колледж

Вокальная группа юношей существует в колледже с 1999года. Общая цель создания ансамбля – это организация внеклассного времени студентов, развитие их творческих способностей. Участие в работе подобного коллектива активно способствует развитию общей и музыкальной культуры, что крайне важно для становления будущего педагога. Приобщение к миру музыки помогает воспитывать и развивать художественный вкус ребят, интерес к вокально – хоровому творчеству. Происходит обучение вокальным навыкам. На основе соответствующего репертуара осуществляется нравственно- патриотическое воспитание. Все занятия подчиняются главной цели: увлечь коллективным творчеством, самой музыкой. Для достижения этой цели особенно важна творческая атмосфера в коллективе. Необходимо вызвать интерес к разучиваемому песенному материалу, очень важно воспитать и любовь к самому процессу совместного пения. Поэтому каждая репетиция должна стать прежде всего занятием, на котором руководитель всячески старается создать коллектив единомышленников. Необходимо воспитывать не только послушных исполнителей, но и ценителей услышанного, умеющих ясно выражать своё мнение, свои мысли, активно относящихся ко всему, что касается коллектива, его успехам, неудачам,поведению каждого члена ансамбля. Важны также совместные обсуждения услышанного.

В репертуаре ансамбля используется музыкальный материал различных стилей, жанров, содержания и характера: песни патриотические, лирические, спортивные, шуточные, старинные русские, игровые. Выбор зависит от тематической направленности мероприятия, где задействован коллектив, который является постоянным участником всех концертов внутри колледжа и иногда принимает участие в городских конкурсах и концертах. Это позволяет развивать разносторонний музыкальный вкус студентов, выбирая репертуар высокохудожественный и разнообразный.

На занятиях ведется работа над постановкой голоса, звукообразованием, ансамблем, строем, эмоционально –выразительным исполнением музыкальных произведений. Без всех этих разделов урока полноценное звучание коллектива невозможно.

Особое внимание уделяется работе с первокурсниками, у которых голос может быть еще не сформирован, и продолжается процесс мутации, что требует особенно бережного подхода к голосовым нагрузкам. И при выборе репертуара приходится учитывать их возрастные особенности, касающиеся не полностью сформированного голосового аппарата.

Помимо приобретения музыкальных навыков, коллективная работа способствует развитию коммуникативных способностей, что положительно отражается на применении их в будущей профессии, ради приобретения которой ребята пришли в колледж. Также учит взаимоуважению, обогащает студентов духовно, развивая их как личностей творческих. Таким образом, работа в коллективе помогает в нравственно-эстетическом воспитании будущих педагогов.

Ансамблевое пение, благодаря организующим и выразительным средствам музыки, переживанию общих чувств при коллективном исполнении может быстро объединять людей. Острота эмоционального реагирования и выражения усиливается благодаря совместному творчеству, появляется чувство единения и в любой другой деятельности тоже. Это способствует формированию правильной гражданской позиции.

Ансамбль юношей – это особый, очень сложный специфический творческий организм, создание каждого, а главное, удержание и развитие, требует колоссальной энергии, знаний, умений, организаторских способностей всех заинтересованных лиц. Для решения этих задач нужны объединенные усилия участников коллектива, руководителя ансамбля, администрации – всех, от кого зависит успешная деятельность этого творческого содружества. Последнее слово – ключевое. Невозможно заставить заниматься творчеством. Весь процесс строится только на взаимоуважении, взаимопонимании, взаимодовериим взаимовыручке. И отсюда вытекаетрезультат.

Юношам, как правило, гораздо ближе внеучебные занятия, связанные с движением, спортом, техникой. Они менее дисциплинированны, более возбудимы и их трудно остановить, если в коллективе начинается какая-либо «ценная реакция», как эмоциональная, так и деятельная. Во время занятий постоянно удерживать внимание ребят довольно трудно, поэтому приходится часто менять виды деятельности. Часто, имея неплохой музыкальный слух, они плохо интонируют, появляются так называемые «гудошники». Зачастую, нет координации между слухом и голосом. Причина бывает не сенсорная, а функциональная, так как используется грудная манера голосообразования. Поначалу необходимо настраивать голос такого «гудошники» на фальцетный режимголосообразования. Появившееся умение интонировать в фальцетномрегистре постепенно перейдет в навыки при любом способе голосообразования.

Помимо коллективной работы, ведется и индивидуальная. В процессе занятий выявляются солисты. А точнее ребята, имеющие более яркие голосовые данные, их участие в общей работе способствует более глубокому раскрытию музыкального образа и точному воплощению замысла автора музыки.

Основные этапы формирования оптимального голосообразования зависят от условий занятий: при индивидуальном и коллективном обучении.

В условиях индивидуальных занятий:

  1. На начальном этапе педагогическая работа направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому проявляются склонности студента от природы.
  2. Следующий этап – это формирование навыка сознательного использования регистров в соответствующем им диапазоне.
  3. В дальнейшем, наряду с произвольным переключением, скачком с одного регистра на другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно переходить от фальцетного регистра кгрудному.
  4. И на заключительном этапе следует закреплять и совершенствовать способность ученика свободно пользоваться голосовыми регистрами в музыкальных произведениях.

Продолжительность каждого этапа всякий раз определяется по-разному, в зависимости от того, как часто будут проводиться занятия, от педагогического воздействия, восприимчивости обучаемого, его музыкальных способностей, которые зачастую бывают более, чем скромными, в силу того, что юноши пришли получать профессию, очень далекую от подобных занятий.

В условиях коллективного обучения трудно создать наилучшие условия для развития голосов всех видов. Поэтому и при коллективном обучении целесообразнее использовать все виды регистрового звучания. Задача развития голоса при коллективном обучении усложняется тем, что кроме вокальных навыков, необходимо заботиться и об умении петь в ансамбле. Эти навыки формируются параллельно и оказывают влияние друг на друга. Очень часто ребята перестают слышать себя с рядом поющим и начинают петь фальшиво. На начальном этапе работы главной задачей педагога является приведение ансамбля к общему тону, то есть выработке унисона. Осознание учащимися того, что песня, спетая в ансамбле, звучит выразительней и ярче, чем если бы каждый спел ее один – осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие, тем более, что каждый осознаёт свои скромные индивидуальные возможности.

Различают несколько периодов развития голоса, каждому соответствует определенная возрастная группа. Это домутационный, предмутационный, мутационный и послемутационный периоды. Студенты первого и второго курсов соответствуют мутационному периоду, а третьего и четвертого курсов-послемутационному. Мутация в среднем длится около полутора лет. Продолжительность ее подвержена значительным индивидуальным колебаниям: от нескольких месяцев до нескольких лет. В этот период нужно очень бережно относиться к голосовому аппарату.

Современная педагогическая практика показывает, что в период мутации петь можно и даже полезно. Помимо общего музыкального роста пение в этот период способствует развитию голосового аппарата и более быстрому формированию взрослого голоса. Для поющих устанавливается строгий щадящий режим: они могут петь только в ограниченном диапазоне(нетребующем никакого напряжения со стороны голосового аппарата), умеренной силой звука (без намека на малейшее форсирование). Их пение ограничивается по времени, они должны часто отдыхать.

Обычно на первой стадии мальчики-юноши при появлении первых нот с грудным звучанием стараются искусственно сгущать тембр и расширять свой диапазон вниз, то есть петь еще не свойственным им звуком, что ведет к перенапряжению голосовых мышц. Юношу можно переводить в тесситуру мужского звучания тогда, когда его голос заполнит малую октаву и обретет ровность и устойчивость звучания в этом диапазоне. При работе с юношами следует избегать двух крайностей: нельзя форсировать формирование взрослого голоса, так же как нельзя и искусственно задерживать период пения детским голосом. Как одна, так и другая крайность может нанести существенный вред голосовому аппарату. Поэтому наблюдение и воспитание юношеского мужского голоса в завершающей стадии является весьма ответственным моментом в работе педагога- руководителя ансамбля юношей. Из всех стадий мутации эта наиболее продолжительна. Происходит становление и формирование взрослого голоса на новой физиологической основе. Роль педагога в этот период особенно значительна.

В послемутационный период необходимо продолжать работу над укреплением высокой позиции, азвуковедение сделать более широким. В это время вокальные упражнения поются не только в нисходящем движении, но и непременно в восходящем.

Большое внимание уделяется опорному вокальному дыханию. Для восстановления гибкости и легкости голоса целесообразно давать юношам быстрые беглые упражнения с контрольной динамикой, специальные упражнения на регулировку постепенности выдоха, лирические произведения, требующие тонкой нюансировки.

Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание: естественное, глубокое и ровное. Важную роль в формировании дыхания играет пение на руке руководителя (дирижерские жесты «вступление»и «снятие») умение распределять дыхание по музыкальным фразам. Именно правильно, постепенно взятое дыхание способствует выработке опоры при дыхании, умению распространить дыхание на всю исполняемую фразу. Своеобразной проверкой правильного певческого дыхания служит цепное дыхание. В этом случае каждый певец сам контролирует своё дыхание, следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и вновь берет дыхание, повторяя тот же звук. Важно отметить, что ритм дыхания находится в тесной зависимости от темпа и характера исполняемого произведения. Если темп медленный и характер плавный.дыхание берется в темпе музыки и постепенно. Подвижные произведения заставляют дышать так же в темпе произведения, но значительно активнее.

Важнейшая часть всей вокально-хоровой работы – артикуляция. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, интонированием и т.д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь все важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, – все это влияет на качество исполнения. При пении важны такие особенности произнесения, как:

а) напевность гласных,

б) умение их округлять,

в) стремление к чистоте звучания неударных гласных,

г) быстрое и четкое проговаривание согласных, и т.д.

Руководитель должен постоянно следить за артикуляцией при работе над тем или иным произведением, а также при проведении специальных упражнений.

Каждую репетицию необходимо начинать с распевания. Нельзя недооценивать значение этого этапа работы. Голосовой аппарат нужно бережно и постепенно «разогревать», то есть приводить его в рабочий режим. Существуют различные упражнения, которые обеспечивают подготовку на репетиции для дальнейшей работы над репертуаром без негативных последствий для такого тонкого и ранимого «инструмента», как голос.

Самым наглядным показателем работыансамбля является его выступление на публике- концерт. Успех концерта зависит от многих причин – и главных и второстепенных, постоянно действующих и разовых, одномоментных. Здесь и достигнутый коллективом исполнительский уровень, и настрой участников, и степень общей подготовки к выступлению, и акустика зала, состав аудитории, ее реакция и т.д. Большую роль играет репертуар, который влияет на музыкальное и эстетическое воспитание участников ансамбля, повышает вокально-хоровое мастерство, развивает музыкальный вкус исполнителей и аудитории.

Критериев отбора музыкальный произведений много. Это и доступность для исполнения и восприятия, но не упрощенность, богатство исполнительских красок, но не усложненность. Репертуар должен обязательно нести в себе учебно-исполнительские задачи и одновременно быть высокохудожественным, не теряя при этом возрастной направленности и соответствия.

Несколько слов о доступности произведения. Подразумевается доступность диапазона, чисто вокальные возможности исполнения. Нельзя забывать и об охране голоса, правильный выбор репертуара в сочетании с расспеваниями может по-настоящему помочь его развитию. В то же время ошибки в выборе репертуара приводят к торможению развития голоса и даже к пагубным для него последствиям. Доступность репертуара предполагает так же восприятие образного строя произведения. Здесь наряду с музыкальной формой огромное значение имеет его текст. Встречаются произведения, в которых текст плохо сочетается с музыкой. Поэтому, так важен тщательный отбор в обоих смыслах. Еще один аспект доступности – исполнительно-технической. Речь идет о том, насколько участники коллектива подготовлены в техническом отношении для исполнения того или иного произведения. В связи с важностью этого раздела в подготовке ансамбля и выступлениям на каждой репетиции проводится тщательная и кропотливая работа по основанию различных технических навыков для дальнейшего широкого их применения в исполнительской деятельности. При этом, метод зазубривания, натаскивания не способствует развитию музыкальной грамотности, росту исполнительского мастерства, а только творческий, заинтересованный подход к данной проблеме обеспечит успех и хороший результат по освоению техники пения.

Что же касается выразительности и музыкальности исполнения, здесь нет пределов для творческого роста коллектива, который может постоянно развиваться и совершенствоваться, искать новые предпочтения, вырабатывать свой собственный исполнительский почерк, улучшать свой музыкальный вкус.

Выбирая произведения для разучивания руководитель должен думать об их художественной ценности, поэтому для правильного выбора необходимо обладать хорошим художественным вкусом и прививать его своим воспитанникам. Нужно стремиться к тому, чтобы каждое произведение оставляло в душах исполнителей и слушателей хороший, добрый след. Должно быть много не просто спетых, а любимых произведений, от которых постепенно протянутся ниточки, пролягут «мосточки» к музыке не только вокальной, но и к любым другим высокохудожественным шедеврам мировой культуры. Таким образом, как говорил Д. Кабалевский, воспитывается «иммунитет против пошлости», который так важен при формировании мировоззрения молодого поколения.

Важнейший участок работы– это воспитание чувства патриотизма, гражданственности, высокой нравственности. Отсюда, включение в репертуар соответствующей музыки. Творческий рост коллектива, его успехи находятся в прямой зависимости от качества его репертуара, от его репертуарного фонда.

При всей сложности работы с юношами умелое использование их психологических и физиологических особенностей приносит хорошие результаты. Прежде всего специфический звук, которым обладают поющие, создает ни с чем несравнимое по своей красоте звучание. У них широкий диапазон исполнительских возможностей, особенно там, где мужскую партию исполняют ребята после мутации. В этих случаях возникает дополнительная хоровая краска ирасширяется не только диапазон коллектива, но и его возможности в выборе репертуара.

Ансамбль юношей является постоянно действующим коллективом, где состав регулярно обновляется в связи с уходом выпускников и приходом студентов младших курсов. Постоянно стремится выполнять цели и задачи, обозначенные выше, разумеется в силу своих возможностей и способностей.

Еще в период античности неоднократно была отмечена магическая сила воздействия певческого искусства на душу человека. В средние века все определялось догмами церкви, но, отвергая античные идеалы, церковь все же не отрицала чудотворного воздействия вокального искусства. В России же главенствовало хоровое пение, открывались певчие школы. Одно из ранних упоминаний о детском пении 1621год, где мальчики наряду с мужчинами пели в храмах. Хорошо известно, что пение, особенно ансамблевое и хоровое (т.е. совместное)- это верный показатель духовного здоровья нации. В каждой приходской школе, реальном училище,гимназии, институте – в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Именно на базе всеобщей певческой культуры развивалась уникальная музыкальная культура народа. Россия славилась хоровым пением, своими удивительными талантами, певцами, музыкантами. В настоящее время, к сожалению, постоянно теряются традиции совместного пения, серьезного отношения к музыке вообще. Поэтому, трудно переоценить значение работы с подобными коллективами, которые являются наиболее благоприятным образовательным пространством для интеллектуального, духовного и нравственного развития подрастающего поколения, удовлетворяющим разнообразные образовательные социально-культурные потребности. Особенно в наше время, когда духовные и нравственные ориентиры сильно изменились далеко не в лучшую сторону.

В.А. Сухомлинский писал: «Музыка –могучий источник мыслей. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она, музыка – ни с чем несравнимое средство воспитания творческих сил разума».

Поэтому, вся музыкально-педагогическая деятельность должна быть подчинена воспитанию человека и гражданина.

 

Авторский материал




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*