Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитание гимназистов через семейные проекты

03.04.2011 767 2547
Суркова Галина Владимировна, учитель

БОУ Гимназия № 12, г. Омск

В воспитательной работе коллектив гимназии руководствуется принципами сотрудничества, открытости, демократичности. Среди основных направлений работы основной упор делаем на воспитание бережного отношения к  духовно-нравственным традициям семьи; формирование ценностных ориентиров у обучающихся на сохранение благополучной семьи;  активизация творческих способностей обучающихся.

 

Особое внимание уделяем сотрудничеству с родителями наших гимназистов. Мы разрабатываем содержание совместной деятельности, договариваемся о взаимодействии, определяем задачи, итоговый результат. Для этого проводим традиционные встречи детей и родителей под общим названием «Моя семья» (тематические вечера и праздники, семейные конкурсы и проекты). Семейные праздники и традиции – это способ объединения людей, это общая культура, общая история. Мы должны знать историю своих предков и уважать семейные традиции.

 

В Международный праздник День Матери у нас проходит конференция «Моя семья», в которой принимают участие обучающиеся гимназии. Организацию и проведение конференции осуществляет коллектив педагогов гимназии при поддержке сотрудников учреждений высшего профессионального образования, представителей общественных организаций, родительской общественности.

 

В конференции принимают участие обучающиеся 5-11 классов, представившие работы о собственной семье поисково-исследовательского и творческого характера. По итогам конференции всем участникам вручаются сертификаты, лауреаты награждаются дипломами, руководители работ получают свидетельства. Тезисы работ участников размещаются на сайте гимназии по адресу: http://www.mou12-omsk.3dn.ru и публикуются в гимназическом сборнике «Моя семья».    

 

Особенностью нашей конференции является возможность привлечения старших членов семьи. Такая совместная деятельность способствует сплочению и укреплению семьи, что в конечном итоге положительно сказывается и на микроклимате в ученическом коллективе.

 

В воспитательных целях расширяем и социальное партнёрство с учреждениями культуры, дополнительного образования, общественных организаций. Такое сотрудничество является важным стимулирующим и стабилизирующим фактором в организации воспитательной работы.

 

Определить эффективность проведенного мероприятия можно по результатам. В данном случае, по тем изменением, которые происходят в личности ребенка. Для оценки применяем различные методики и способы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование.

 

По полученным данным можно сделать вывод, что у детей формируются  и развиваются нравственные оценки и понятия, которые приобретают для обучающихся особый смысл, затрагивают их потребности, стремления и интересы.

 

Опыт работы по теме: «Семейные проекты» был опубликован в методической газете для школьной администрации «Управление школой» (№ 14, 16-31 июля 2009 г.) и представлен на  Международной конференции «Миссия православных женщин в духовно-нравственном возрождении Отечества» (доклад «Воспитание обучающихся через семейные проекты») и «Региональной ярмарке педагогических инноваций» (Доклад «Семейные проекты») в г. Омске в 2010 году.


Приложение № 1

 

Лист планирования содержания проекта «Моя семья» и этапов его проведения


Продумывание темы проекта: «Моя семья».

 

Выбор возрастной категории учащихся: 5-11 класс.

 

Формулирование основополагающего вопроса темы: Зачем нам нужна семья?

 

Формулирование дидактических целей проекта: Формирование и развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с различными источниками информации, умений увидеть проблему и наметить пути её решения, навыков работы в команде.

 

Формулирование методических задач: Сформировать представление о духовно-нравственных традициях семьи;  научить работать с различными источниками информации и оформлять результаты исследований в различных формах.

 

Формулирование тем индивидуальных исследований учащихся:

  1. Предназначение семьи.
  2. Семейные традиции.
  3. История семьи.
  4. Правила поведения в семье.

Выдвижение гипотез решения проблем: «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье»  (А.С.Макаренко)

 

Определение творческого названия проектов:

  1. «Родословное древо».
  2. «Семейные праздники».
  3. «Правила для детей и родителей».
  4. «Секреты семейной кухни».
  5. «Тайны семейного альбома».

Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов:

1 группа – презентация,

2 группа - буклет или бюллетень,

3 группа - книга рецептов семейных блюд,

4 группа - семейный альбом,

5 группа - поисково-исследовательские работы.


Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе: Учитель и ученики определяют этапы проведения исследования: сбор и поиск информации, систематизация полученного материала, выводы и оформление результатов.

 

Обсуждение со школьниками возможных источников информации: Учитель сообщает ученикам основные пути поиска информации: библиотека, Интернет, энциклопедии и прочие источники. Беседа проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности  источников информации.

 

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе: Работа учащихся в группах проходит по заранее определенному плану. Каждому ученику достаётся одна тема, материалы по которой он представляет в любой доступной ему форме.

 

Самостоятельная работа групп:

1. Обзор найденных материалов.

2. Анализ найденной информации.

3. Выделение основных направлений работы:

- составление информационного буклета и бюллетеня с материалами по своей теме;

- оформление результатов исследования в форме презентации;

- выпуск листовки-приглашения на классный час;

- создание книги рецептов семейных блюд;

- создание семейного альбома;

4. Демонстрация и защита работ.

(Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.)

 

Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе: Форма презентации: доклад на 3-4 минуты с иллюстрациями, раздача изданного информационного буклета, бюллетеня и других материалов.

 

Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные.

 

Роль учителя - консультирование, помощь.

 

Защита полученных результатов и выводов: Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики.

 

Каждая группа представляет полученные результаты, затем отвечает на вопросы присутствующих.

 

Оценивание результатов проекта: Заполнение учениками оценочных листов, разработанных на основе критериев оценивания. Подведение итогов и награждение.

 

Приложение № 2


Положение о проведении конференции обучающихся «Моя семья»

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее положение определяет порядок организации и проведения конференции обучающихся гимназии № 12 «Моя семья».

 

2. Цели и задачи конференции: воспитание бережного отношения к  духовно-нравственным традициям семьи; формирование ценностных ориентиров у обучающихся на сохранение благополучной семьи;  активизация творческих способностей обучающихся.

 

3. Организацию и проведение конференции осуществляет коллектив педагогов гимназии при поддержке сотрудников учреждений высшего профессионального образования, представителей общественных организаций, родительской общественности.

 

4. В конференции принимают участие обучающиеся 5-11 классов, представившие работы о собственной семье.

 

Конференция проводится по следующим номинациям: поисково-исследовательские работы; творческие работы.

 

В номинации поисково-исследовательские работы автором представляется 1 работа. Критерии оценки: научно-методический уровень, поисково-исследовательский характер написания работы. Представляемые работы могут сопровождаться иллюстративным материалом. Список источников информации обязателен.

 

В номинации творческие работы автором может быть представлено несколько работ. Критерии оценки: самостоятельность суждений, достоверность фактов и источников, отражение личного отношения к теме.

 

II. Порядок организации и проведения конференции

 

5. Конференция проводится на основании распоряжения директора гимназии.


6. Для организации, проведения и подведения итогов конференции формируется оргкомитет и жюри.

 

7. Оргкомитет выполняет следующие функции:

-принимает заявки на участие в конференции;

-определяет сроки и место проведения конференции;

-утверждает состав и порядок работы жюри;

-разрабатывает программу конференции;

-организует проведение конференции;

-проводит награждение лауреатов конференции;

-размещает тезисы работ участников конференции на сайте гимназии;

-публикует  сборник материалов конференции.

 

8. Состав жюри конференции формируется из числа сотрудников учреждений высшего профессионального образования, представителей общественных организаций, родительской общественности.

 

9. Жюри осуществляет оценку материалов и выступлений в соответствии с критериями, определенными положением, определяет лучшие работы в каждой секции.

 

10. Критерии оценки материалов и выступлений:

- соответствие содержания тематике конференции;

- полнота и глубина раскрытия темы;

- самостоятельность суждений, отражение личного отношения к теме;

- достоверность и целесообразность включения фактов и источников;

- оригинальность изложения;

- аргументированность и убедительность выводов;

- грамотность.

 

III. Награждение

 

11. По итогам конференции участникам вручаются сертификаты, лауреаты награждаются дипломами, руководители работ получают свидетельства.

 

12. Тезисы работ участников конференции (до 3 страниц) в печатном и электронном варианте сдаются в оргкомитет для размещения их на сайте гимназии и публикации в сборнике материалов конференции.

 

Приложение № 3

 

Программа конференции «Моя семья»

обучающихся МОУ «Гимназия № 12» г. Омска, посвященной Международному празднику День Матери

(1 декабря 2010 г.)

  

Организатор Конференции:  Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 12».


Организационный комитет: 

Председатель оргкомитета:

Лебедева Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии детства, декан факультета ПиПД, ОмГПУ.

Члены оргкомитета:

Казимирская Людмила Николаевна, директор гимназии.

Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания гимназии.


Жюри:

Матвеев Алексей Викторович, кандидат исторических наук, доцент кафедры музеологии  ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, заместитель директора БУК «Музей им. М. А. Врубеля».

Игнатенко Светлана Михайловна, руководитель городского методического объединения учителей истории, обществознания и краеведения.

Вострейкин Владимир Степанович, председатель Совета ветеранов Великой Отечественной войны, труда и правоохранительных органов САО г. Омска.

Аксенова Ирина Николаевна, председатель Комитета территориального общественного самоуправления «Энтузиастов».                 

Зуева Ирина  Ивановна, председатель Совета Учреждения гимназии.

Соловьева Татьяна Владимировна, заместитель директора по научной работе.

 

Пленарное заседание

1. Открытие конференции. Казимирская Людмила Николаевна, директор

2. Духовно-нравственное воспитание гимназистов через семейные проекты.

Суркова Галина Владимировна, учитель истории и обществознания.

3. Формирование гражданской идентичности на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.

Клишейко Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания.

 

Секция І «Моя семья в годы войны»

Руководители секции: Клишейко Н.В., учитель истории и обществознания,

Минин В.А., студент ОмГПУ.

Доклады:

1. Мой прадед – Павел Гаврилович Лосенков.

Лосенкова Александра, 10-2 класс.

Руководитель: Суркова Г.В.,учитель истории и обществознания.

2. Мой прадед – Василий Степанович Корнишин.

Пересыпкина Ксения, 10-2 класс.

Руководитель: Суркова Г.В.,учитель истории и обществознания.

3. Вклад моей семьи в приближение Победы!

Фотеева Алеся, 10-1 класс.

Руководитель: Суркова Г.В.,учитель истории и обществознания.

4. Моя прабабушка – Нина Алексеевна Нагоркина.

Компанец Татьяна, 10-2 класс.

Руководитель: Суркова Г.В.,учитель истории и обществознания.

5. Моя семья в годы войны.

Каринаускайте Екатерина, 10-1 класс.

Руководитель: Суркова Г.В.,учитель истории и обществознания.

6. Моя прабабушка – герой войны!

Панькова Ольга, 5-1 класс.

Руководитель: Суркова Г.В.,учитель истории и обществознания

 

Секция ІІ «История и традиции моей семьи» 

Руководители секции: Нетруненко С.Р., учитель английского языка, 

Казакевич А.С., студент ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Доклады:

1. Традиции рукоделия моей семьи.

Удалова Валерия, 6-2 класс.

Руководитель: Безбородова Т.Б., учитель географии.

2. Моя любимая семья.

Вагнер Виталина, 6-2 класс.

Руководитель: Суркова Г.В.,учитель истории и обществознания.

3. Национальные традиции моей башкирской семьи.

Шаяпов Алмаз, 7-2 класс.

Руководитель: Адамова Л.В., учитель физики.

4. Педагогические традиции моей семьи.

Мерзлякова Елизавета, 10-2 класс.

Руководитель: Кигель О.Г., учитель русского языка и литературы.

5. Что значит для меня семья.

Адамова Надежда, 10-2 класс

Руководитель: Соловьева Т.В.,учитель русского языка и литературы.

6. История семьи Головиных.

Головин Алексей, 6-1 класс.

Руководитель:Лебедева Е.Б., учитель ИЗО и черчения.

7. Мой дед – пример служения Отечеству!

Нарынбаев Кирилл, 7-2 класс.

Руководитель: Адамова Л.В., учитель физики.

8. Мой прадед – пример мужества и отваги!

Вяткина Анастасия, 8-2 класс.

Руководитель: Суркова Г.В., учитель истории и обществознания.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*