Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Влияние соотношения индивидуальных особенностей тренера и спортсмена на успешность спортсмена-пловца

09.10.2015 1437 2457
Щедрин Дмитрий Сергеевич
Щедрин Дмитрий Сергеевич, преподаватель

Дементьев Александр Александрович
Дементьев Александр Александрович, тренер-преподаватель

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Результативность педагогического процесса в образовательном учреждении зависит от многих факторов: материально-технического оснащения педагогического процесса, компетентности руководства, местных национальных и этнокультурных особенностей и т.п. Однако основным фактором, непосредственно определяющим результативность процесса являются особенности организации взаимодействия педагогов и обучающихся. Свойства личности педагога и обучающихся предопределяют выбор образовательных технологий, методов, форм и средств обучения (воспитания), способов коммуникации и т.п.

Практика педагогической деятельности показывает, что успешность профессиональной деятельности педагога зависит от сочетания его индивидуальных особенностей и индивидуальных особенностей воспитанников (обучающихся). Иными словами, если при одном наборе обучающихся профессиональная деятельность педагога будет эффективной, то это отнюдь не гарантирует ее эффективность при другом наборе обучающихся.

В связи с этим возникает интересный вопрос: какое сочетание индивидуальных особенностей педагога и обучающегося является оптимальным?

Вышесказанное актуально и для спорта. Удачный выбор спортсменом тренера, оптимальное сочетание их индивидуальных особенностей обеспечивает значительное повышение спортивных результатов спортсмена. Примеры тому многочисленны (так, напр., в теннисе сотрудничество Ивана Лендла и Энди Маррея позволило последнему в 2012 г. впервые для себя стать олимпийским чемпионом и одержать историческую как для Энди, так и для всего британского тенниса победу на Открытом чемпионате США, одном из турниров «Большого Шлема»).

Теоретическую основу нашего исследования составили работы А.Р. Воронцова, И.В. Чеботаревой и В.Р. Соломатина ([1]), Е.Н. Гогунова и Б.И. Марьянова ([2]), Л.П. Макаренко ([3]), М.В. Санной ([4]), Л.К.Серовой ([5]).

Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД  ДЮСШ им. Т. Казанкиной г. Петровска Саратовской области. Для выявления личностных особенностей спортсменов и тренеров использовались методики 16PF (тест Кеттела) и тест БТСК. В исследовании приняли участие 24 спортсмена и 5 тренеров. Возрастной диапазон спортсменов составил от 14 до 17лет. 

В качестве критерия для оценки успешности спортсмена использовался коэффициент успешности. Коэффициент рассчитывался исходя из соотношения возраста респондента, стажа спортивной деятельности и достигнутых результатов. В соответствии с полученными результатами спортсмены были разбиты на 2 группы («успешных» и «неуспешных»).

Для оценки степени взаимосвязи параметров с успешностью производился расчет корреляций. Для выводов учитывались найденные линейные связи, достоверность наличия которых находилась на уровне 0,95. Для данной выборки выявление значимых корреляций производился по формуле:

где r - коэффициент корреляции,

      n - число наблюдений,

      t - число связанных рангов

В нашем случае значимыми корреляциями являются те, значение которых превышает 0,39 (-0,39). Корреляции, модульное значение которых превышает 0,53, значимы на уровне 0,99.

 

1 Влияние стиля взаимодействия тренера со спортсменами на успешность спортсмена

Наиболее часто используемой классификацией стилей взаимодействия (стилей управления) является разделение их на три основных стиля: авторитарный, демократический и  либеральный.

Общая эффективность разных стилей взаимодействия тренеров не зависит от индивидуальных особенностей  спортсменов и представлена на диаграмме 1.

 Диаграмма 1. Процент успешных спортсменов в группах тренеров с разным стилем взаимодействия

 

Как видно из диаграммы 1 наибольшей эффективностью при работе с данной возрастной категорией спортсменов отличается демократический стиль взаимодействия, на втором месте – авторитарный и наименее эффективным оказывается либеральный (попустительский) стиль.

Следует заметить, что демократический стиль взаимодействия предполагает учет тренером в процессе взаимодействия личностных особенностей спортсменов, в связи с чем более достоверные результаты будут получены при выявлении коррелятов успешности спортсменов и их личностных особенностей при авторитарном и либеральном стилях.

 

2 Социально-психологические особенности успешного спортсмена в группах тренеров с авторитарным и либеральным стилями управления

Результаты исследования зависимости между успешностью спортсмена и уровнем выраженности личностных характеристик в группах тренеров с авторитарным и либеральным стилями управления приведены в таблице 1.

 

Таблица 1. Корреляты успешности спортсменов и уровнем выраженности их личностных характеристик в группах тренеров с авторитарным и либеральным стилями управления

 

Авторитарный

Либеральный

Конфликтность

-0,68

0,18

Подозрительность

0,37

0,27

Эгоизм

0,19

0,34

Уступчивость

0,61

-0,23

Самостоятельность

-0,63

0,58

Подчиняемость

0,48

-0,42

Ответственность

0,21

0,49

Демонстративность

0,27

0,24

Прямолинейность

-0,44

0,56

Нормативность

0,16

0,41

 

Полученные результаты, приведенные в таблице 1, позволяют говорить  о том, что личностные черты спортсмена по-разному сказываются на его успешности в зависимости от стиля управления тренера. В группах с авторитарными тренерами более эффективными оказываются спортсмены с меньшей конфликтностью, большей уступчивостью, покладистостью, подчиняемостью и, даже, несамостоятельностью.  Наоборот, в группах с либеральным стилем управления тренера более успешными оказываются самостоятельные и  независимые спортсмены. Действительно, излишняя ведомость и неспособность спортсмена к личной активности в случае авторитарного руководства не сказываются отрицательно, поскольку тренер полностью организует процесс, тогда как в случае минимального вмешательства тренера эти же качества оказываются востребованными для достижения положительных результатов.

Следует также отметить, что в группах с авторитарным тренером такие качества как личная ответственность и стремление следовать общепринятым нормам (нормативность) не оказывают влияния на возможный успех, а вот в группах с попустительским (либеральным) стилем тренера эти качества являются важными для достижения успеха.

 

2 Волевые особенности успешного спортсмена в группах с различным стилем управления

Результаты корреляционного анализа успешности спортсмена и уровня выраженности ряда волевых характеристик представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 Корреляции между успешностью спортсмена и уровнем выраженности волевых характеристик

 

Авторитарный

Либеральный

Настойчивость

0,52

0,71

Самоконтроль

-0,04

0,65

Решительность

0,23

0,54

Самоорганизация

-0,09

0,51

Инициативность

-0,39

0,49

 

Из таблицы 2 видно, что в случае, если тренером используется авторитарный стиль управления, влияние личных волевых особенностей спортсмена на успешность оказывается меньшим, тогда как в группах с либеральным стилем успеха добиваются те, которые в должной степени обладают необходимой самоорганизацией, решительностью и настойчивостью. Более того, повышенная инициативность спортсмена в группах с либеральным стилем оказывается необходимой, тогда как в случае авторитарного стиля может сказаться на его успехах негативно.

В целом, можно говорить о том, что в ситуации, когда личностные особенности тренера обуславливают директивный стиль управления, уровень требований к сформированности волевой сферы спортсмена низкий, тогда как в случае попустительского стиля сформированность волевой сферы и высокий уровень развития волевых качеств спортсмена оказывается необходимым.

 

3 Влияние психологической зрелости спортсмена на его успех в группах с авторитарным и либеральным стилями управления

Интересным представляется вопрос о связи возрастных особенностей спортсмена и стиля управления тренера. При этом следует помнить, что важен не столько возраст сам по себе, сколько именно психологическая зрелость, степень сформированности личности спортсмена. Данный параметр получил у нас название психологического возраста.

Корреляты среднего психологического возраста спортсменов с успешностью в группах с авторитарным и либеральным стилем управления тренера представлены на диаграмме 2.

Диаграмма 2. Корреляты среднего психологического возраста спортсменов с успешностью в группах с авторитарным и либеральным стилем управления тренера

 

Из диаграммы 2 видно, что в группе с авторитарным стилем управления успеха добиваются преимущественно спортсмены с малым психологическим возрастом. То есть, использование данного стиля при работе со спортсменами целесообразно или в случае детских групп или в случае излишней инфантильности, личностной несформированности спортсменов. Излишняя же авторитарность тренера приводит к тому, что психологически зрелые спортсмены оказываются малоуспешны, теряют мотивацию к достижению спортивных результатов и не реализуют собственный потенциал.

В случае либерального руководства различия успешных и неуспешных спортсменов невелики, однако стоит отметить небольшое увеличение среднего психологического возраста в группе успешных спортсменов. Это означает, что некоторый «плюс» к возможности добиться успеха дает сформированность основных личностных установок спортсмена, однако влияние психологического возраста на успех в случае либерального стиля управления в целом меньше, нежели в случае авторитарного стиля.

 

4 Эмоциональные особенности успешного спортсмена в группах с авторитарным и либеральным стилями управления

Результаты анализа связи успешности спортсмена с особенностями его эмоциональной сферы при авторитарном и либеральном стиле управления тренера представлены в таблице 3.

 

Таблица 3. Корреляты успешности спортсмена с особенностями его эмоциональной сферы при авторитарном и либеральном стиле управления тренера

 

Авторитарный стиль

Либеральный стиль

Чувствительность, подверженность стрессам

-0,62

-0,41

Оптимизм

0,46

0,48

Эмоциональность

-0,31

0,29

Сдержанность

-0,35

0,42

Тревожность

-0,44

0,25

 

Из таблицы 3 видно, что связь отдельных особенностей эмоциональной сферы спортсмена с успешностью не очень сильно, в целом, отличаются при разных стилях управления, по крайней мере эти связи более «слабые» по сравнению с волевыми особенностями. При этом можно говорить о том, что в случае авторитарного тренера предъявляются более высокие требования к эмоциональной сфере спортсмена, т.е. успешный спортсмен должен обладать большей стрессоустойчивостью и меньшей тревожностью, нежели в случае попустительского стиля. Мы связываем это с дополнительным давлением на спортсмена, которому он подвергается со стороны авторитарного тренера и, как следствие, меньшей успешности спортсменов, которые не способны адекватно переносить дополнительные эмоциональные нагрузки.

 

5 Оптимальное соотношение индивидуальных особенностей тренера и спортсмена

Далеко не все особенности тренера прямо проявляются в стиле его управления. Для примера приведем полученные в ходе исследования корреляты психодинамических особенностей тренера и успешности спортсменов при авторитарном и либеральном стилях управления (таблица 4).

 

Таблица 4. Корреляты психодинамических особенностей тренера и успешности спортсменов при авторитарном и либеральном стилях управления

 

Авторитарный

Либеральный

Выносливость

0,66

0,53

Быстрота

0,62

0,71

 

Из таблицы 4 видно, что и как и в случае авторитарного, так и в случае либерального стиля управления влияние на успех спортсмена выносливости и быстроты тренера оказывается высоким и не зависит от особенностей руководства.

В связи с полученным результатом мы провели дополнительный анализ, направленный на выявление взаимосвязи между схожестью психодинамических характеристик тренера и спортсмена и их влияния на успех спортсмена (таблица 5).

 

Таблица 5. Корреляты схожести психодинамических характеристик тренера и спортсмена и успеха спортсмена

 

Влияние схожести тренера и спортсмена на успех спортсмена

Быстрота

0,41

Выносливость

-0,09

 

Как видно из таблицы 5 схожесть выносливости тренера и спортсмена не оказывают влияние на результат последнего. А вот качества, задающие скорость, динамику работы должны быть близкими друг другу. Т.е. чем ближе скоростные характеристики тренера и спортсмена, тем с большей вероятностью можно ожидать повышенной результативности деятельности спортсменов.

Аналогичным образом влияние схожести тренера и спортсмена на результативность деятельности спортсмена мы рассмотрели и для других особенностей их личности. Наиболее сильные взаимосвязи, а также те, которые нуждаются в уточнении в дальнейших исследованиях, представлены в таблице 6. Наличие высоких положительных значений означает, что чем больше схожи спортсмен и тренер по данному параметру, тем больше вероятность успешности деятельности спортсмена и наоборот, отрицательная связь означает, что тренер и спортсмен должны обладать диаметрально противоположными особенностями личности.

 

Таблица 6. Влияние схожести особенностей личности тренера и спортсмена на результативность деятельности спортсмена

 

Влияние схожести тренера и спортсмена на успех спортсмена

Инициативность в общении (социальная смелость)

-0,39

Нормативность

0,67

Внимание к деталям

0,35

Организованность

-0,56

Доминантность

-0,44

Общительность

-0,07

Обращенность в настоящее

0,71

Радикализм

0,34

Инициативность

-0,43

Активность жизненной позиции

-0,54

Осторожность

-0,38

Настойчивость

-0,75

Скорость адаптации

0,63

Сдержанность

0,45

Эмоциональная возбудимость, эмоциональность

-0,63

Тревожность

-0,5

Раздражительность (по содержанию вопросов)

-0,41

Скепсис

-0,45

Оптимизм

-0,42

Учет негативного опыта

-0,51

Ориентация на результат

-0,33

 

Данные, приведенные в таблице 6, позволяют сделать следующие выводы:

  1. высокий уровень положительной связи по параметру «скорость адаптации» означает, что в идеальной паре тренер-спортсмен скоростные характеристики адаптации должны быть схожими; аналогично для таких параметров, как «внимание к деталям», «ориентация на краткосрочное планирование» (обращенность в настоящее);
  2. отсутствие сильных положительных или отрицательных связей в случае параметра «общительность» говорит о том, что в равной степени срабатываются общительные (необщительные) спортсмены и необщительные (общительные) тренеры. Вместе с этим, для одного из пары желательно обладать большей инициативностью в общении (социальной смелостью);
  3. подавляющее большинство особенностей личности тренера и спортсмена должны находиться в «противофазе». К ним относятся «осторожность» (один из пары осторожен, другой решителен), подчиняемость (один подчиняем, другой доминантен), инициативность (хотя бы один из пары проявляет инициативу при движении к цели), активность жизненной позиции;
  4. практически все параметры эмоциональной сферы должны находиться в противофазе. Исключение составляет параметр «экспрессивность» («сдержанность»), т.е. непосредственное выражение эмоций вовне (спокойное, сдержанное или эмоциональное, открытое у обоих). Во всех остальных случаях, сама эмоциональная сфера идеальной пары тренера и спортсмена должны быть выстроены по принципу компенсации: излишний пессимизм с одной стороны должен дополняться оптимизмом с другой, избыточная тревожность одного, компенсироваться безалаберностью другого. Аналогичным образом обстоит дело и в случае параметров «скепсис», «эмоциональная возбудимость», «учет негативного опыта»;
  5. высокий уровень положительной связи по параметру «нормативность» означает, что в идеальной паре тренер – спортсмен морально-этические характеристики должны быть схожими. Следует отметить, что данный уровень корреляционной связи оказывается одним из самых высоких, что означает, что схожесть морально-этических установок тренера и спортсмена является важным фактором успеха спортсмена.

Список литературы:

  1. Воронцов А.Р. Методика многолетней подготовки юных пловцов: методические рекомендации / А.Р. Воронцов, И.В. Чеботарева, В.Р. Соломатин – М.: Госкомспорт СССР, ВНИИФК, 1990. - 127 с.
  2. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Марьянов. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 288 с.
  3. Макаренко Л.П. Профессионально-педагогическое мастерство тренера ДЮСШ по плаванию / Л.П. Макаренко. – М.: ГЦОЛИФК,1986. - 217 с.
  4. Санная М.В. Психологические особенности деятельности и личности тренера: лекции для студентов / М.В. Санная. - М., РГАФК/РГАФК.ВООК, 1997. - 27 с.
  5. Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учебное пособие / Л.К.Серова. - М.: Советский спорт, 2007. - 116 с.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*