Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаРезультативность педагогического процесса в образовательном учреждении зависит от многих факторов: материально-технического оснащения педагогического процесса, компетентности руководства, местных национальных и этнокультурных особенностей и т.п. Однако основным фактором, непосредственно определяющим результативность процесса являются особенности организации взаимодействия педагогов и обучающихся. Свойства личности педагога и обучающихся предопределяют выбор образовательных технологий, методов, форм и средств обучения (воспитания), способов коммуникации и т.п.
Практика педагогической деятельности показывает, что успешность профессиональной деятельности педагога зависит от сочетания его индивидуальных особенностей и индивидуальных особенностей воспитанников (обучающихся). Иными словами, если при одном наборе обучающихся профессиональная деятельность педагога будет эффективной, то это отнюдь не гарантирует ее эффективность при другом наборе обучающихся.
В связи с этим возникает интересный вопрос: какое сочетание индивидуальных особенностей педагога и обучающегося является оптимальным?
Вышесказанное актуально и для спорта. Удачный выбор спортсменом тренера, оптимальное сочетание их индивидуальных особенностей обеспечивает значительное повышение спортивных результатов спортсмена. Примеры тому многочисленны (так, напр., в теннисе сотрудничество Ивана Лендла и Энди Маррея позволило последнему в 2012 г. впервые для себя стать олимпийским чемпионом и одержать историческую как для Энди, так и для всего британского тенниса победу на Открытом чемпионате США, одном из турниров «Большого Шлема»).
Теоретическую основу нашего исследования составили работы А.Р. Воронцова, И.В. Чеботаревой и В.Р. Соломатина ([1]), Е.Н. Гогунова и Б.И. Марьянова ([2]), Л.П. Макаренко ([3]), М.В. Санной ([4]), Л.К.Серовой ([5]).
Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД ДЮСШ им. Т. Казанкиной г. Петровска Саратовской области. Для выявления личностных особенностей спортсменов и тренеров использовались методики 16PF (тест Кеттела) и тест БТСК. В исследовании приняли участие 24 спортсмена и 5 тренеров. Возрастной диапазон спортсменов составил от 14 до 17лет.
В качестве критерия для оценки успешности спортсмена использовался коэффициент успешности. Коэффициент рассчитывался исходя из соотношения возраста респондента, стажа спортивной деятельности и достигнутых результатов. В соответствии с полученными результатами спортсмены были разбиты на 2 группы («успешных» и «неуспешных»).
Для оценки степени взаимосвязи параметров с успешностью производился расчет корреляций. Для выводов учитывались найденные линейные связи, достоверность наличия которых находилась на уровне 0,95. Для данной выборки выявление значимых корреляций производился по формуле:
где r - коэффициент корреляции,
n - число наблюдений,
t - число связанных рангов
В нашем случае значимыми корреляциями являются те, значение которых превышает 0,39 (-0,39). Корреляции, модульное значение которых превышает 0,53, значимы на уровне 0,99.
1 Влияние стиля взаимодействия тренера со спортсменами на успешность спортсмена
Наиболее часто используемой классификацией стилей взаимодействия (стилей управления) является разделение их на три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Общая эффективность разных стилей взаимодействия тренеров не зависит от индивидуальных особенностей спортсменов и представлена на диаграмме 1.
Диаграмма 1. Процент успешных спортсменов в группах тренеров с разным стилем взаимодействия
Как видно из диаграммы 1 наибольшей эффективностью при работе с данной возрастной категорией спортсменов отличается демократический стиль взаимодействия, на втором месте – авторитарный и наименее эффективным оказывается либеральный (попустительский) стиль.
Следует заметить, что демократический стиль взаимодействия предполагает учет тренером в процессе взаимодействия личностных особенностей спортсменов, в связи с чем более достоверные результаты будут получены при выявлении коррелятов успешности спортсменов и их личностных особенностей при авторитарном и либеральном стилях.
2 Социально-психологические особенности успешного спортсмена в группах тренеров с авторитарным и либеральным стилями управления
Результаты исследования зависимости между успешностью спортсмена и уровнем выраженности личностных характеристик в группах тренеров с авторитарным и либеральным стилями управления приведены в таблице 1.
Таблица 1. Корреляты успешности спортсменов и уровнем выраженности их личностных характеристик в группах тренеров с авторитарным и либеральным стилями управления
Авторитарный |
Либеральный |
|
Конфликтность |
-0,68 |
0,18 |
Подозрительность |
0,37 |
0,27 |
Эгоизм |
0,19 |
0,34 |
Уступчивость |
0,61 |
-0,23 |
Самостоятельность |
-0,63 |
0,58 |
Подчиняемость |
0,48 |
-0,42 |
Ответственность |
0,21 |
0,49 |
Демонстративность |
0,27 |
0,24 |
Прямолинейность |
-0,44 |
0,56 |
Нормативность |
0,16 |
0,41 |
Полученные результаты, приведенные в таблице 1, позволяют говорить о том, что личностные черты спортсмена по-разному сказываются на его успешности в зависимости от стиля управления тренера. В группах с авторитарными тренерами более эффективными оказываются спортсмены с меньшей конфликтностью, большей уступчивостью, покладистостью, подчиняемостью и, даже, несамостоятельностью. Наоборот, в группах с либеральным стилем управления тренера более успешными оказываются самостоятельные и независимые спортсмены. Действительно, излишняя ведомость и неспособность спортсмена к личной активности в случае авторитарного руководства не сказываются отрицательно, поскольку тренер полностью организует процесс, тогда как в случае минимального вмешательства тренера эти же качества оказываются востребованными для достижения положительных результатов.
Следует также отметить, что в группах с авторитарным тренером такие качества как личная ответственность и стремление следовать общепринятым нормам (нормативность) не оказывают влияния на возможный успех, а вот в группах с попустительским (либеральным) стилем тренера эти качества являются важными для достижения успеха.
2 Волевые особенности успешного спортсмена в группах с различным стилем управления
Результаты корреляционного анализа успешности спортсмена и уровня выраженности ряда волевых характеристик представлены в таблице 2.
Таблица 2 Корреляции между успешностью спортсмена и уровнем выраженности волевых характеристик
|
Авторитарный |
Либеральный |
Настойчивость |
0,52 |
0,71 |
Самоконтроль |
-0,04 |
0,65 |
Решительность |
0,23 |
0,54 |
Самоорганизация |
-0,09 |
0,51 |
Инициативность |
-0,39 |
0,49 |
Из таблицы 2 видно, что в случае, если тренером используется авторитарный стиль управления, влияние личных волевых особенностей спортсмена на успешность оказывается меньшим, тогда как в группах с либеральным стилем успеха добиваются те, которые в должной степени обладают необходимой самоорганизацией, решительностью и настойчивостью. Более того, повышенная инициативность спортсмена в группах с либеральным стилем оказывается необходимой, тогда как в случае авторитарного стиля может сказаться на его успехах негативно.
В целом, можно говорить о том, что в ситуации, когда личностные особенности тренера обуславливают директивный стиль управления, уровень требований к сформированности волевой сферы спортсмена низкий, тогда как в случае попустительского стиля сформированность волевой сферы и высокий уровень развития волевых качеств спортсмена оказывается необходимым.
3 Влияние психологической зрелости спортсмена на его успех в группах с авторитарным и либеральным стилями управления
Интересным представляется вопрос о связи возрастных особенностей спортсмена и стиля управления тренера. При этом следует помнить, что важен не столько возраст сам по себе, сколько именно психологическая зрелость, степень сформированности личности спортсмена. Данный параметр получил у нас название психологического возраста.
Корреляты среднего психологического возраста спортсменов с успешностью в группах с авторитарным и либеральным стилем управления тренера представлены на диаграмме 2.
Диаграмма 2. Корреляты среднего психологического возраста спортсменов с успешностью в группах с авторитарным и либеральным стилем управления тренера
Из диаграммы 2 видно, что в группе с авторитарным стилем управления успеха добиваются преимущественно спортсмены с малым психологическим возрастом. То есть, использование данного стиля при работе со спортсменами целесообразно или в случае детских групп или в случае излишней инфантильности, личностной несформированности спортсменов. Излишняя же авторитарность тренера приводит к тому, что психологически зрелые спортсмены оказываются малоуспешны, теряют мотивацию к достижению спортивных результатов и не реализуют собственный потенциал.
В случае либерального руководства различия успешных и неуспешных спортсменов невелики, однако стоит отметить небольшое увеличение среднего психологического возраста в группе успешных спортсменов. Это означает, что некоторый «плюс» к возможности добиться успеха дает сформированность основных личностных установок спортсмена, однако влияние психологического возраста на успех в случае либерального стиля управления в целом меньше, нежели в случае авторитарного стиля.
4 Эмоциональные особенности успешного спортсмена в группах с авторитарным и либеральным стилями управления
Результаты анализа связи успешности спортсмена с особенностями его эмоциональной сферы при авторитарном и либеральном стиле управления тренера представлены в таблице 3.
Таблица 3. Корреляты успешности спортсмена с особенностями его эмоциональной сферы при авторитарном и либеральном стиле управления тренера
|
Авторитарный стиль |
Либеральный стиль |
Чувствительность, подверженность стрессам |
-0,62 |
-0,41 |
Оптимизм |
0,46 |
0,48 |
Эмоциональность |
-0,31 |
0,29 |
Сдержанность |
-0,35 |
0,42 |
Тревожность |
-0,44 |
0,25 |
Из таблицы 3 видно, что связь отдельных особенностей эмоциональной сферы спортсмена с успешностью не очень сильно, в целом, отличаются при разных стилях управления, по крайней мере эти связи более «слабые» по сравнению с волевыми особенностями. При этом можно говорить о том, что в случае авторитарного тренера предъявляются более высокие требования к эмоциональной сфере спортсмена, т.е. успешный спортсмен должен обладать большей стрессоустойчивостью и меньшей тревожностью, нежели в случае попустительского стиля. Мы связываем это с дополнительным давлением на спортсмена, которому он подвергается со стороны авторитарного тренера и, как следствие, меньшей успешности спортсменов, которые не способны адекватно переносить дополнительные эмоциональные нагрузки.
5 Оптимальное соотношение индивидуальных особенностей тренера и спортсмена
Далеко не все особенности тренера прямо проявляются в стиле его управления. Для примера приведем полученные в ходе исследования корреляты психодинамических особенностей тренера и успешности спортсменов при авторитарном и либеральном стилях управления (таблица 4).
Таблица 4. Корреляты психодинамических особенностей тренера и успешности спортсменов при авторитарном и либеральном стилях управления
|
Авторитарный |
Либеральный |
Выносливость |
0,66 |
0,53 |
Быстрота |
0,62 |
0,71 |
Из таблицы 4 видно, что и как и в случае авторитарного, так и в случае либерального стиля управления влияние на успех спортсмена выносливости и быстроты тренера оказывается высоким и не зависит от особенностей руководства.
В связи с полученным результатом мы провели дополнительный анализ, направленный на выявление взаимосвязи между схожестью психодинамических характеристик тренера и спортсмена и их влияния на успех спортсмена (таблица 5).
Таблица 5. Корреляты схожести психодинамических характеристик тренера и спортсмена и успеха спортсмена
|
Влияние схожести тренера и спортсмена на успех спортсмена |
Быстрота |
0,41 |
Выносливость |
-0,09 |
Как видно из таблицы 5 схожесть выносливости тренера и спортсмена не оказывают влияние на результат последнего. А вот качества, задающие скорость, динамику работы должны быть близкими друг другу. Т.е. чем ближе скоростные характеристики тренера и спортсмена, тем с большей вероятностью можно ожидать повышенной результативности деятельности спортсменов.
Аналогичным образом влияние схожести тренера и спортсмена на результативность деятельности спортсмена мы рассмотрели и для других особенностей их личности. Наиболее сильные взаимосвязи, а также те, которые нуждаются в уточнении в дальнейших исследованиях, представлены в таблице 6. Наличие высоких положительных значений означает, что чем больше схожи спортсмен и тренер по данному параметру, тем больше вероятность успешности деятельности спортсмена и наоборот, отрицательная связь означает, что тренер и спортсмен должны обладать диаметрально противоположными особенностями личности.
Таблица 6. Влияние схожести особенностей личности тренера и спортсмена на результативность деятельности спортсмена
|
Влияние схожести тренера и спортсмена на успех спортсмена |
Инициативность в общении (социальная смелость) |
-0,39 |
Нормативность |
0,67 |
Внимание к деталям |
0,35 |
Организованность |
-0,56 |
Доминантность |
-0,44 |
Общительность |
-0,07 |
Обращенность в настоящее |
0,71 |
Радикализм |
0,34 |
Инициативность |
-0,43 |
Активность жизненной позиции |
-0,54 |
Осторожность |
-0,38 |
Настойчивость |
-0,75 |
Скорость адаптации |
0,63 |
Сдержанность |
0,45 |
Эмоциональная возбудимость, эмоциональность |
-0,63 |
Тревожность |
-0,5 |
Раздражительность (по содержанию вопросов) |
-0,41 |
Скепсис |
-0,45 |
Оптимизм |
-0,42 |
Учет негативного опыта |
-0,51 |
Ориентация на результат |
-0,33 |
Данные, приведенные в таблице 6, позволяют сделать следующие выводы:
Список литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.