Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебном процессе

10.09.2015 2974 5281
Резник Сергей Сергеевич
Резник Сергей Сергеевич, преподаватель

Вельский сельскохозяйственный техникум им. Г.И.Шибанова

Сегодня представление о том, что учебные учреждения должны давать прежде всего знания, умения и навыки, уже неактуально. Стандарты современного образования требуют от выпускников способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения, ориентироваться во всех видах профессиональной деятельности.

В условиях работы по новому федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) образования урок должен не только перестать быть единицей планирования и анализа обучения, но освободить место для появления других форм организации учебного процесса в учебные учреждения. Электронные образовательные ресурсы,  как учебный материал, для воспроизведения которого используются электронные устройства, обладают инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей обучающихся.

Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки преподавателя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать»  учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения, способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в инновационном режиме.

Как любой учебный материал, ЭОР должны оцениваться совокупностью качеств.

К традиционным качествам ЭОР относятся:

  • соответствие программе обучения;
  • научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);
  • соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);
  • отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;
  • оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам .

К основным инновационным качествам ЭОР относятся обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;
  • практические занятия;
  • аттестация (контроль учебных достижений).

Условия организации образовательного процесса и, в том числе, использования информационных технологий и компьютеров определяется Санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями. С 1 сентября 2011 введены новые «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.2821-10. В новых санитарных правилах значительно измены требования по использованию компьютеров в учебном процессе, а также требования к организации образовательного процесса с использованием ИКТ.

Кроме того, требования к ЭОР включают в себя обеспечение всех компонентов образовательного процесса, интерактивность (обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения), возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Педагогические требования к ЭОР:

  • по назначению электронные образовательные ресурсы должны служить формированию у учащихся систематических прочных и осмысленных научных знаний, способствовать формированию умений работать с информацией, создавать собственную систему восприятия и критического мышления, аналитического отношения к проблемам и месту конкретной информации в общей картине понятий и представлений о мире, развивать познавательную активность, служить повышению качества и эффективности педагогического труда.
  • желательно включение в ЭОР разнообразных познавательных заданий, связанных с предлагаемым экранным материалом.
  • содержание ЭОР должно включать научно достоверную информацию, соответствовать материалу учебника. Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности школьников, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
  • учебный материал должен быть доступен для экранизации и передачи информации с помощью комментариев педагога.
  • информация должна преподноситься в живой эмоциональной форме. Однако, недопустимы кадры, вставки, эпизоды, не связанные с учебной темой, даже в том случае, если они интересны сами по себе.
  • при создании пособия должны соблюдаться гигиенические требования, направленные на сохранение зрения и предупреждение переутомления обучающихся.

В сети Интернет электронные образовательные ресурсы систематизированы и представлены в каталогах на следующих порталах:

  • федеральный портал "Российское образование";
  • "Единое окно доступа к образовательным ресурсам";
  • Российский общеобразовательный портал;
  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы;
  • Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования;
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

Электронные образовательные ресурсы нового поколения – это мультимедийный продукт, рассчитанный на то, что обучающийся сам управляет происходящим, а не является пассивным зрителем или слушателем.

Самые распространенные образовательные ресурсы, позволяющие в максимальной мере использовать возможности современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося, это:

  • сервис Mindmeister. Это интеллект-карта — удобная, эффективная техника визуализации мышления в форме альтернативной записи. Ее можно применять для создания и записи новых идей, анализа и систематизации информации, принятия решений и т.д.. Это способ организации мышления, который имеет много преимуществ перед обычными способами записи;
  • Learning Apps- социальный сервис для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам;
  • tcom — сервис быстрой публикации в сети, который с легкостью заменит программу презентаций;
  • com (лента времени) Сервис служат для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно сохранить и использовать при изучении различных наук, если требуется представить хронологический порядок каких-либо событий. Такие ленты могут сопровождаться не только текстовыми комментариями, но и встроенными фотографиями, видеороликами;
  • AutoCollage - это отличный инструмент для визуально-пространственного восприятия;
  • шаблон тестов Комаровского - конструктор тестов в MS PowerPoint;
  • net - позволяет преподавателям и обучающимся создавать интерактивные Flash - диаграммы для эффективного проведения презентаций, защиты проектов, представления диаграмм, аналитических докладов, планирования мероприятий и т.д. Этот сервис также дает возможность создавать бесплатные образовательные игры.

Хочется рассказать о замечательном сервисе для создания кроссвордов в онлайн-режиме. Это Фабрика кроссвордов.

Создать кроссворд можно двумя способами:

  1. Строить вручную - выбирать регион для слова
  2. Сгенерировать готовый, вводя нужные слова в специальное поле (очень удобно).

Для пользования сайтом регистрироваться не обязательно, однако зарегистрированный пользователи получают дополнительные возможности:

– список ваших кроссвордов будет храниться на сервере, и вы всегда сможете получить его с любого компьютера, войдя в систему;

– вы сможете опубликовывать свои кроссворды, чтобы все посетители сайта получали их для разгадывания.

Созданные кроссворды можно использовать в качестве текущего контроля знаний, для самостоятельного обучения, в качестве творческого задания обучающимся.

ЭОР помогает развивать творческие способности обучающихся в ходе выполнения самостоятельных творческих заданий, развить навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач, развить умение вести индивидуальную работу, умение самостоятельного поиска решения новой задачи, помогает формировать интерес к дисциплинам.

Использование образовательных электронных ресурсов в своей работе привело к повышению мотивации к учению и существенному расширению возможностей самостоятельной работы для студентов, возможности участия в различных конкурсах; для преподавателей – значительное облегчение и сокращение времени подготовки к уроку, увеличение времени общения со студентами.

Образованный человек стремится пополнить свои знания, быть в курсе основных событий, происходящих в мире. Задача педагога – содействовать формированию информационной культуры студентов и тогда компьютер станет хорошим помощником на этом пути.

Список использованных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
  2. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
  3. Лапчик М.П.,Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Рагулина М.И. «Теория и методика обучения информатике: учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2008 г.
  4. Что такое электронные образовательные ресурсы» - www.ed.gov.ru/news/konkurs



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*