Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация проектной деятельности студентов колледжа на уроках русского языка и литературы как составляющая подготовки и самореализации специалиста нового типа

08.07.2015 1678 2859
Котыш Елена Петровна
Котыш Елена Петровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Человек пришел на эту землю демонстрировать свои достоинства, то самое лучшее, что выражает его сущность, что выпрямляет его, делает непохожим на других. Людям нравится ощущать свою значимость.

 О.А.Казанский

Стремительные темпы развития науки и техники, постоянное внедрение в производство новых технологий остро ставят перед профессиональным образованием задачу формирования специалиста нового типа, способного

- адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современного информационного общества, самостоятельно приобретать необходимые для успешной работы знания и навыки, применять их на практике для решения разнообразных задач;

- самостоятельно, критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной деятельности проблемы и искать рациональные пути их решения, используя современные технологии;

- грамотно работать с информацией, извлекать и обрабатывать информацию, а также эффективно использовать информационные ресурсы для решения поставленных задач.

Достижение этих целей возможно только в результате педагогической деятельности, создающей условия для творческого развития будущих специалистов.

Одним из эффективных методов самостоятельного творческого овладения знаниями является проект. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня есть все возможности для развития проектного мышления с помощью проектной деятельности.

Идеи проектного обучения возникли в России в начале ХХ века, параллельно с разработками американского педагога Д. Дьюи, а также его ученика В.Х.Килпатрика. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. При советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в образование, но в 1931 году незаслуженно осуждены и до 80-х годов оставались невостребованными.

Основная задача педагогов – вовлечь студентов в такую форму деятельности, где бы они были погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли. Метод проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, творческих по своей сути.

Каждый проект – это творчество. Предполагает достаточно длительный период решения (до семестра) и большой объем работы, которая ведется самостоятельно, но с консультативным руководством преподавателя, с обязательным творческим отчетом (презентацией).

Студенты, готовящие проект:

- самостоятельно выбирают тему проекта;

- самостоятельно выбирают методы решения проектной задачи;

- самостоятельно анализирую информацию, обобщают факты, готовят презентацию.

Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди студентов, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Использование проектного метода позволяет ввести студента в богатый мир теории литературы и структуры художественного текста; развить мотивации личности к познанию и самосовершенствованию; компенсировать отсутствующие знания, связанные с изучением структуры текста; формировать нравственные ценности; развивать творческие способности.

Интересная проектная работа дает студентам почувствовать предмет, получить новые знания, сделать литературное обучение творческим процессом: студент эмоционально отзывается на прочитанное, воссоздает в своей фантазии картины, нарисованные писателем. Примерные темы проектных работ: «Приметы времени в главах романа И.Тургенева «Отцы и дети», «Галерея социальных типов по произведениям А.Островского, А Чехова», «Быт «маленького человека» в произведениях Ф.Достоевского». Презентация с видеовставками, иллюстрациями, музыкой обеспечит благоприятную эмоциональную атмосферу урока; позволит студенту продемонстрировать свои сильные стороны («бог-то бог, да и сам не будь плох). Даже если точки зрения преподавателя и студента не совпадут, студент будет знать, что это его работа, изобретение, воплощение его собственного замысла.

В творческих проектах используем метод Фостера:

  1. Наметим проблему.
  2. Соберем информацию.
  3. Найдем идею (а идея – это не больше, не меньше, чем новая комбинация старых идей).
  4. Забудем о ней.
  5. «Проживем в дидактической ситуации» и претворим идею в жизнь.

В проекте «Литература для всех» представим творчество поэта в целом, проследим его путь к поэзии, определим жизненные и литературные истоки его мировоззрения, обнаружим связь творчества поэта с поэтической традицией. Создавая “поэтических странички” презентации по творчеству поэтов решаем задачи:

- познакомиться подробнее с биографией и творчеством поэтов;

- составить хронологические таблицы по биографии и творчеству;

- найти портреты, соответствующие нашим замыслам;

- найти такие высказывания о каждом из поэтов, которые определяли бы суть его характера и творчества;

- определить стихотворения, которые могли бы послужить своеобразной “визиткой” творчества поэта;

- придумать видеообраз творчества поэтов, основываясь на изученном материале;

- изучить материал по оформлению и дизайну;

- выбрать стиль оформления, соответствующий творчеству поэта;

- оформить “поэтические листы», составить презентацию.

Современная речевая ситуация характеризуется резким падением культуры речи во всех социальных и возрастных группах. Проблему формирования у людей приемов поддержания внимания к собственной речи решаем в проектах по русскому языку: «Кто и что в 21 веке угрожает русскому языку?», «Я русский бы выучил только за то, что….», «Духовный код моего имени», «Экология речи – экология души». Метод проекта на уроках русского языка и литературы применим практически по любой теме.  Проектная технология сочетается с любим УМК и может быть включена в различные формы учебной деятельности. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материала учебника к непосредственным требованиям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям обучающихся.

Проектная деятельность является пространством для творчества, которое поощряет самостоятельную работу студентов, предоставляет им свободу выбора области приложения сил и способов достижения цели, создает условия для конкретного воплощения идей, предоставляет возможность вносить вклад в общее дело группы, а также уважает возможности всех студентов без исключения. Творческая атмосфера проектной деятельности позволяет обучающимся максимально раскрыть свои индивидуальные способности и реализовать свои интересы, что в конечном итоге способствует активации их творческой активности и мотивирует на дальнейшую самореализацию и самосовершенствование.

Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств. Можно

выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

– исследовательские (генерировать идеи, выбирать лучшее решение);

– социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и

направлять её в нужное русло);

– оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

– информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять,

какой информации или каких умений не достаёт);

– презентационные (выступать перед аудиторией; отвечать на незапланированные вопросы; использовать различные средства наглядности; демонстрировать артистические возможности);

– рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился? Чему необходимо научиться?»);

– менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность, время, ресурсы;

принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Оценивание является необходимым и важным моментом любой деятельности. Д.А.Старкова считает, что критерии оценивания должны отвечать следующим требованиям: отображать основные оцениваемые навыки и умения; быть стабильными, таким образом давая возможность сравнить различные работы или оценить результаты одного и того же студента; быть конкретными. В целом оценивания проекта проводится по трем параметрам:

1) деятельность студентов во время выполнения задания;

2) ценность полученного продукта (результата);

3) качество презентации.

Примерный перечь критериев может выглядеть так: а) обоснование и постановка цели, планирование путей ее достижения; б) полнота использованной информации, разнообразие ее источников; в) творческий и аналитический подход к работе; г) соответствие требованиям оформления письменной части работы; д) анализ процесса и результата работы; е) личная заинтересованность автора, его вовлеченность в работу; ж) качество проведения презентации.

С критериями оценивания студентов необходимо ознакомить в самом начале работы над проектом. Более того, они могут сами предложить какие-либо дополнительные критерии. Критерии оценивания являются своего рода инструкцией при работе над проектом. Кроме того, зная заранее, как именно его работа будет оцениваться, автор проекта может, улучшая отдельные характеристики своего проекта, повысить свой результат или быть готовым к более низкой оценке.

Ну и, разумеется, даже при наличии четких критериев оценивания, никто не отменял эмоциональную, личностную составляющую оценивания. Студенту важна оценка не только в виде баллов, но, как любому человеку, ему важно признание ценности результата своего труда, особенно если дело касается выполнения творческого проекта.

Проектная культура реализуется как особый тип мышления и вид проектно-преобразовательной деятельности человека.  При этом проектная деятельность рассматривается не только как целенаправленная рациональная деятельность человека по созданию творческого, но и как средство саморазвития и самореализации личности.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, воспитание всесторонней, гармоничной и творческой личности – главная задача педагога. Наличие творческих интересов у студентов способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции. Проектная деятельность имеет опережающую направленность обучения и высокое качество профессиональной подготовки специалистов, что позволяет обеспечить становление социально и профессионально активной личности, «строящей» свое знание, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом, следовательно, в будущем выпускники успешнее смогут осваивать на производстве новые виды деятельности и, при необходимости, специальности, что отвечает требованиям современного производства.

Список литературы:

  1. Васильев В.В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Народное образование. – М, 2000, № 9.
  2. Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: его возможности// Учитель. - 2000. № 4,
  3. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. – М., 2001.
  4. Старкова Д. А. Развитие управленческих методических умений будущего учителя в групповой проектной деятельности // Педагогическое образование в России. - 2014. № 3.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*