Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Метод проектов как способ повышения мотивации к изучению информатики и ИКТ

01.07.2015 1666 3236
Тумакова  Зульфия Назыфовна
Тумакова Зульфия Назыфовна, преподаватель

Черемховский медицинский колледж им. А.А. Турышевой

Учение, лишённое всякого интереса и

взятое только силой принуждения,

убивает в ученике охоту к овладению знаниями.

Приохотить ребёнка к учению гораздо

более достойная задача, чем приневолить»

К.Д.Ушинский

Как же пробудить у ребят желание учиться? Как мотивировать познавательную активность? Над этой проблемой настойчиво работают педагоги и психологи. Поэтому и придумывают преподаватели различные «завлекалочки» на уроках – игры, презентации и т.д. Но все это – внешняя мотивация. А успешность учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от мотивации внутренней, в умелом использовании собственных мотивов обучающегося, в первую очередь –познавательных и социальных. Но это, не означает, что использование внешних стимулов не нужно совсем. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и формирования мотивации учебной деятельность учащихся.

Современное общество - это информационное общество, причем с каждым годом информации становится все больше и больше. Каждый преподаватель старается дать студентам наиболее полные сведения из своей предметной области. В результате обучающийся перегружен информацией и не способен ее даже запомнить, не говоря о том, чтобы осмыслить и использовать на практике. Кроме того, знания, полученные на одном уроке, студент не может применить на другом. Таким образом, у обучающихся отсутствует целостная картина мира и, как следствие, теряется интерес к учебе.

В настоящее время в педагогической литературе и высказываниях педагогов-практиков термин “проектирование” употребляется довольно часто. Он связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др.

Как в области техники, технологично спроектированный педагогический процесс должен быть доступен и понятен педагогам-практикам, удобен для использования, т.е. достаточно подробно разработан. Посредством грамотно разработанных педагогических процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности обучающихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогические условия. Тем самым он создаёт своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы. Метод проектов является наиболее есте­ственным способом создания в ходе обуче­ния среды (т.е. условий и ситуаций дея­тельности, максимально приближенных к реальным) для формирования компетентностей у обучаемых. При работе над проектом возникают предпосылки для эффективного освоения способов деятельности, составля­ющих самостоятельную познавательную, коммуникативную и информационную компетентности.

Проект – это специально организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, где ученики могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых в учебном процессе или в результате самообразования.

Проект как метод обучения представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную самими учащимися потому, что им интересно найти пути ее решения (полного или частичного). Тематика проектов определяется практической значимостью, а также доступностью выполнения.

Используя в обучении метод проектов, учащиеся постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Методика работы над проектом включает в себя 4 основных этапа: планирование работы над проектом, аналитический этап, этап обобщения, этап презентации полученных результатов работы над проектом (защита проекта).

На этапе планирования работы над проектом учащимися и учителем совместно вырабатываются критерии оценивания проекта. Во время защиты проводится комплексная оценка работы самим учеником, выполнившим данный проект, учащимися группы и преподавателем.

Уроки защиты проектных работ — уникальный способ реализации творческого потенциала обучающихся, способ творческого преломления их знаний и умений на практике. В своем выступлении обучающиеся должны рассказать о назначении своего проекта, на кого он ориентирован, продемонстрировать его работу на компьютере, ответить на вопросы членов комиссии и своих товарищей. Оценивают данную работу сами ученики, которые получают оценочные листы с критериями (актуальность темы, содержательность, глубина раскрытия темы, оформление работы и др), составленные по нескольким номинациям.

Использование ИКТ технологий и метода проектов позволяет активизировать работу учащихся на занятиях, повысить познавательный интерес, развить творческое мышление студентов.

Если внедрить метод проектов в урок информатики и ИКТ, то это позволит подготовить ученика:

  • умеющего самостоятельно принимать решения, качественно работать с информацией;
  • владеющего навыками моделирования и проектирования;
  • обладающего, информационной и коммуникативной компетентностями.

С каждым годом тематика проектов изменяется и расширяется. Этот метод активно используется со студентами во внеурочной работе. Внеурочная работа создаёт дополнительный стимул для творческой деятельности ребят. Она является продолжением процесса обучения.

Всё это способствует  максимальному раскрытию индивидуальности, самоопределению, самореализации личности учеников.

В результате выполнения работ у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности; они учатся анализировать собственные результаты и результаты коллег.

Выполнение проектов в процессе обучения улучшит качество образовательной работы, использование всех преимуществ образовательной системы, повысит производительность труда учителя, активизирует познавательную деятельность учащихся на уроке, будет способствовать повышению самостоятельности учащихся при изучении нового материала. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Список использованной литературы:

  1. Гендина Н. И. Информационная грамотность и информационная культура личности: международный и российский подходы к решению проблемы /Н.И. Гендина // Открытое образование. – 2007. № 5(64). – С. 58—69.
  2. Клейменова Г.М. Учебный проект как средство самореализации обучающихся/ Г.М Клейменова.// Теория и практика дополнительного образования – 2008. – №10. – С. 15-19.
  3. Ларина Э.С. Информатика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / Э.С. Ларина – Волгоград: Учитель, 2009. – 155 с.
  4. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Н. Ястребцева, – М., – 2006. – 160с.
  5. Шилова О.Н. Как разрабатывать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: методическая лаборатория программы intel./О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева. –М., 2006. – 150с. 



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*