Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Опыт проведения нетрадиционных уроков на дисциплинах общеобразовательного цикла

10.01.2012 1617 4720
Кибенко Галина Дмитриевна, преподаватель

Забайкальское краевое училище искусств
Ученые определяют познавательную активность как качество деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности  за оптимальное время, в мобилизации нравственно – волевых усилий на достижение  учебно- воспитательной цели. Активное участие в процессе познания – это одно из главных условий развития личности.

Арсенал форм уроков современного преподавателя общественных дисциплин не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности обучающегося, но и трансформируется в сторону необычных игровых форм обучения. Перед современным преподавателем уже не один год стоят задачи, появившиеся в результате пересмотра  содержания предмета: альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные этические оценки личностей и хода событий. Обсуждение этих вопросов на занятиях невозможно без приобретения и закрепления у студентов опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности. Коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций также приобретают все большее значение в нашей непростой жизни. Видимо, этим и объясняется все более настойчивое внимание педагогов к нестандартным формам обучения.(2, с.3)

Работая много лет преподавателем общественных дисциплин, хочу поделиться своим опытом и остановиться на некоторых нестандартных формах и методах работы, которые я использую на своих уроках.

Меня всегда привлекали игровые технологии.  С их помощью легче  вовлечь обучающихся в активную деятельность, они помогают  быстрее усвоить новый материал, дают возможность разнообразить формы контроля и самоконтроля при оценке полученных результатов. Игровые технологии обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через  преобразующую,  к главной цели –   творческо–поисковой работе.  
Прежде чем включить игровую технологию в учебный процесс, необходимо определить: какой учебный материал целесообразно изучать с использованием этого метода; как увязать игру с другими методами обучения; какое время в учебном плане определить для ее проведения; какие виды деятельности следует выбрать по конкретной учебной теме; какие виды контроля и самоконтроля использовать для оценки полученного результата.

Игра привлекательна для студентов, с ее помощью решаются многие образовательные и воспитательные задачи:
- применяются ранее полученные знания в новой ситуации;
- тратится избыток энергии, накапливающийся после занятий в традиционной форме;
- появляется возможность реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности;
- посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса у студентов, а для преподавателя одной из главных задач как раз и является заинтересованность студентов в изучении как конкретной темы, так и предмета в целом;
- появляется возможность действовать, не боясь ошибок;
- приобретаются навыки действия в различных ситуациях;
- появляется возможность проявления личностных качеств, пробы сил и способностей в конкурентной борьбе.

Провести подобное занятие гораздо сложнее, чем традиционный урок. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности  ее участников, способствует сотрудничеству преподавателя и студентов в процессе обучения. Актуальность использования таких форм занятий повышается и из-за перенасыщенности современного молодого человека информацией. Во всем мире, и в России постоянно расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, радио, компьютерные сети  за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации  и  ее разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.  Важной  задачей обучения становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора  получаемой  информации. Развить подобные умения и помогают дидактические игры, которые служат своеобразной практикой для использования знаний, полученных в ходе обучения и во внеурочной деятельности.

Начиная впервые использовать игровые технологии, за основу я взяла  телевизионную передачу «Что? Где? Когда?» и сначала стремилась максимально сохранить внешнюю атрибутику игры:  конверты на столе, использование  волчка, нахождение команды за игровым столом до первой ошибки и  т.д. но быстро поняла, что в подобной  ситуации  не решаются многие образовательные задачи: нарушается историческая последовательность содержания материала;  в активной деятельности участвует не вся группа, а только ее часть,  что влечет за собой потерю интереса к игре у других ее участников и создает проблему дисциплины;  имеет место большая потеря времени на уроке и т.д.  Поэтому, исходя из поставленных задач, изменила методику  проведения подобных уроков и активно использую ее в настоящее время. Накануне изучения темы  предлагаю студентам провести итоговый урок в такой форме. Обычно студенты проявляют интерес и готовность к работе. На каждом последующем занятии напоминаю им о предстоящей работе и необходимости подготовки к ней. При подготовке вопросов для такого урока  использую дополнительную литературу, разнообразные исторические источники (хрестоматии, летописи), художественную литературу, энциклопедии. Вопросы стремлюсь разнообразить, использую наглядность  (иллюстрации, портреты, картины, таблицы, карты, схемы и т.п.)  Студентов ориентирую на то, что при владении фактическим материалом, умении анализировать информацию, умении устанавливать причинно-следственные связи, они справятся с любым вопросом. Вопросы ставятся в хронологической последовательности, чтобы не нарушать логику истории.  Вопросы репродуктивного характера используются только в блицах, обычно их несколько и времени на размышление при этом не дается.

Например, на уроке по теме  «Образование древнерусского государства» предлагается вопрос: представьте себе, что вы живете в Киеве во времена Владимира Святого и утром вы обнаружили, что ваш сосед ночью перепахал межу между вашими участками. Вопрос: защитит ли ваши права  «Русская Правда»? Студенты справятся с этим вопросом, если  знакомы с этим документом и знают, что в нем есть статьи, защищающие частную собственность, но кроме этого они должны знать время появления этого сборника законов и понимать, что Владимир Святой правил раньше Ярослава Мудрого.  Студенты должны дать развернутый аргументированный ответ.

Или вопрос по теме «Эпоха Ивана Грозного»: из Москвы в Сибирь был послан молодой дворянин, который должен был привезти ясак (так называлась дань, которую платили народы Сибири). Дворянин вернулся раньше обычного, а на допросе показал, что собрал с сибирцев тысячу рублей денег, но по дороге его ограбили. Его обвинили в обмане и жестоко наказали. Как догадались власти, что он не ездил в Сибирь, а провел время в своем поместье? Чтобы правильно ответить на этот вопрос  надо помнить, что началом присоединения Сибири считается 1582 год (поскольку Иван Грозный умер в 1584 году, значит речь идет о первых двух годах после присоединения Сибири), значит русского населения там еще нет, рублями никто платить не может, а с местного населения ясак собирался пушниной.

На таком уроке студенты работают в группах. Групповая форма работы также решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
- учит методам сотрудничества в достижении поставленной цели;
- формирует толерантное отношение к другим точкам зрения;
- способствует развитию навыков участия в дискуссии;
- учит применять ранее полученные знания в новой ситуации;
- способствует развитию навыков коллективизма и взаимопомощи;
- оказывает влияние на развитие интереса  к знаниям, способствует продуктивности процесса познания в целом;
- привлекает своей деловой направленностью, возможностями общения, лучшего узнавания сокурсников, сравнивая себя с ними и расширения зоны для формирования самооценки;
- учит формулировать свою точку зрения, находить аргументы в ее защиту.

Групповая работа может быть организована на определенной части урока, может продолжаться весь урок, может охватывать несколько уроков. О необходимости создания рабочих групп предупреждаю студентов заранее. Комплектование групп – важное условие организации эффективности групповой работы. При комплектовании групп необходимо учитывать как количественный, так и качественный состав. Качественный состав зависит от многих обстоятельств, в том числе и от уровня знаний, умений и навыков студентов, характера межличностных отношений. В целом, стараюсь при комплектовании групп дать студентам больше самостоятельности. Чем больше образовано групп, тем ярче выражен элемент соревнования, тем интереснее проходит урок. В групповой работе студенты более активны, работа каждого из них заметна (никому не хочется быть хуже других), им интересно работать. Обычно результаты  совместной работы оказываются более высокими по сравнению с выполнением работы каждым в отдельности. Источником знаний в данном случае становится каждый член группы. Практика показывает, что на таком уроке не только не бывает неудовлетворительных оценок, но даже просто удовлетворительные  являются большой редкостью.

На начало урока студенты уже сидят по группам. Если такой урок проводится впервые, знакомлю студентов с подробными правилами проведения занятия. Обычно это делаю заранее, чтобы не тратить учебное время. В начале урока называется тема, определяются цели и задачи урока, напоминаются правила. Группам присваиваются номера и каждая  группа в порядке очередности получает вопрос. В итоге количество вопросов, полученных группами,  должно быть равным, чтобы при подведении итогов не нарушить принцип справедливости. После прочтения вопроса переворачиваются  песочные часы и  в  течение одной минуты данный вопрос обсуждается  всеми группами.  Отвечать будет группа, получившая вопрос. Преподаватель в это время должен успеть выслушать варианты ответов других групп, подходя к каждой из них. В обсуждении вопроса участвует вся группа, отвечает после обсуждения любой член группы. На доске в виде таблицы преподавателем ведется запись результатов: 5 баллов за полный и правильный ответ на свой вопрос, 4 балла за полный и правильный ответ на вопрос другой группы, 0 баллов за неправильный  или неполный ответ. Если ответ неправильный или его нет вообще, свой ответ дает другая группа. Если правильного ответа у студентов нет, вопрос обсуждается коллективно вместе с преподавателем. Если группа очень хорошо подготовлена и отвечает сразу, не используя свое время, то она сохраняет  свою минуту и имеет право использовать ее при любом  другом вопросе. Это фиксируется в таблице на доске. В итоге к концу урока на доске видны результаты работы  групп в баллах.

Рабочими тетрадями, дополнительными записями пользоваться на таком уроке разрешаю, мотивируя это тем, что способен сообразить и найти  необходимую информацию за одну минуту только тот студент, который хорошо усвоил  изученный материал.  Кроме того, все действия студентов происходят на виду у преподавателя.

Особого внимания требует заключительный этап урока – рефлексия, организация преподавателем рефлексивной деятельности студентов, общего и индивидуального оценивания результатов. Мы постоянно слышим словосочетание «обратная связь». Именно обратная связь со студентами на уроке и дает преподавателю информацию о результативности урока. Формы образовательной рефлексии могут быть различными. Сначала анализируем и оцениваем работу групп на основании таблицы на доске, затем оцениваем индивидуальную работу каждого студента. Чтобы это сделать, в начале урока каждая группа получает листок индивидуального оценивания, в котором  представлен список всей группы. Студент, определяемый преподавателем в начале урока, отмечает в данном листке активность каждого студента при обсуждении получаемых группой вопросов. В конце урока все листки индивидуального оценивания сдаются преподавателю и он, опираясь на эти записи и учитывая собственные наблюдения за активностью студентов, оценивает работу каждого. Обязательно необходимо учитывать ученическую самооценку, самокоррекцию по отношению к учительским замечаниям, оценку сокурсников. Опираясь на эти установки, при индивидуальном оценивании выслушиваю мнение членов группы о работе на уроке.

Другой формой нестандартного урока, которую я использую, является урок– дискуссия.  На таком уроке можно выявить многообразие точек зрения на какую-либо проблему, студенты учатся отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы в ее защиту, что требует большой дополнительной подготовки. Работа идет в форме диалога, а это предполагает совместный поиск истины, размышления, обсуждение проблемы. При такой форме работы реализуются важнейшие проявления человеческих отношений: взаимоуважение, сотворчество, взаимодополнение. На таких уроках студенты овладевают азами ораторского искусства, используют метод доказательной полемики, учатся аргументировать свою точку зрения, формируют умение контролировать собственные эмоции, учатся выслушивать и анализировать точки зрения, не совпадающие с  их собственными. Все это необходимо им не только на подобных занятиях, но пригодится и  в  самостоятельной взрослой жизни.

Существуют различные формы дискуссий, различающиеся по принципу их организации. Чаще обычного я использую урок–суд, на котором две соперничающие группы ведут спор вокруг конкретной исторической личности. Для таких уроков выбираются личности, которые в истории оцениваются неоднозначно: киевский князь Владимир Святой, Петр Первый, Екатерина Вторая, Н. С. Хрущев, М. С. Горбачев и другие. Так при изучении деятельности первых русских князей студенты заранее предупреждаются о форме данного урока и, знакомясь с деятельностью князя Владимира, они могут уже на уроке вести запись в виде таблицы, оценивая положительное и отрицательное в деятельности князя. Завершая изучение материала, каждый студент должен определиться, в какой из групп он будет работать  (в защите или в обвинении). Студенты выбирают группу сами,  исходя из своего личного отношения  к конкретному историческому деятелю. Преподаватель рекомендует необходимую литературу, заранее знакомит со статьями Уголовного кодекса РФ и формулировками обвинения, которые будут предъявлены на уроке–суде. Это делается для того, чтобы урок прошел более организованно, обвинения группировались по конкретным направлениям, студенты могли собрать максимум материала для аргументации своей позиции. Например на уроке, посвященном князю Владимиру Святому, князь обвиняется в том, что: желая стать князем киевским, он организовал убийство своего старшего брата Ярополка; с целью получения в жены полоцкой княжны Рогнеды, он убил ее отца и двух братьев. На основании Уголовного кодекса РФ и Федерального закона об оперативно–розыскной деятельности князь Владимир обвиняется:
  • по статье 105 части 1 - убийство и организация убийства, что наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет с конфискацией имущества;
  • по статье 105 части1 пункт «Ж» - соучастие в убийстве, что наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет.
На уроке разрешаю пользоваться конспектами, домашними заготовками, Уголовным кодексом, если студент легко ориентируется в собственных записях и не привязан к тексту. Дополнительная подготовка приветствуется, это свидетельствует об  интересе к предмету и творческом подходе к заданию.

Перед началом урока делаем перестановку мебели в кабинете. Столы ставятся в форме буквы «П», представители обвинения и защиты садятся напротив друг друга. О роли преподавателя в организации дискуссии: он устанавливает порядок на занятии, конструктивно формулирует проблему обсуждения, предлагает перечень обсуждаемых вопросов, задает стимулирующие вопросы, подбадривает участников обсуждения, суммирует высказывания, выявляет разногласия в оценках групп, пытается найти вместе с ними компромисс, включает в работу пассивных студентов, тем самым добиваясь всесторонности и глубины обсуждения проблемы. При организации дискуссии преподаватель должен следовать определенным правилам. Он избегает неопределенных и двусмысленных вопросов, уделяет внимание каждому студенту, при необходимости меняет ход рассуждений, уточняет и проясняет высказывания,  если в этом есть необходимость, задает конкретизирующие вопросы. Педагог во время дискуссии предостерегает участников от чрезмерных обобщений, побуждает студентов к углублению мысли, не дает уходить в сторону и  повторяться, держит паузу, когда это необходимо, останавливает тех, кто много говорит во время дискуссии в ущерб другим выступающим. Если дискуссия ведет к явно неправильному выводу или «топчется на месте», то преподаватель  берет бразды правления в свои руки. Точно также он поступает тогда, когда спор  зашел слишком далеко, выйти самостоятельно из него участники не могут и вот – вот может начаться «рукопашная». Обычно в такой ситуации я произношу фразу: «Сейчас я приглашу в кабинет представителей администрации и они выведут нарушителей из зала суда». Следует смех и напряжение спадает.

Такая форма урока выбрана мной не для того, чтобы изучать особенности судопроизводства, а для того, чтобы студентам было интересно на уроке, чтобы отследить участие каждого, чтобы каждый имел возможность высказаться и быть услышанным. Естественно, если скрупулезно следовать правилам, то мы не имеем права судить того же князя Владимира или императрицу Екатерину Вторую,  тем более опираясь на современное законодательство. 

При организации такого урока педагог должен четко представлять его этапы и ход. Вводный этап заключается в подготовке и включении всех в дискуссию. На этом этапе формулируется проблема, определяется регламент, правила и условия работы. Формулирую тему урока, зачитываю обвинительное заключение, затем приступаем к обсуждению. Сначала возможность высказаться по отдельному конкретному обвинению дается представителям обвинения, затем слово дается защите. После обсуждения каждого вопроса подводится краткий итог. Одна из положительных сторон такого урока: работает каждый и оценку получает каждый. Оценка ставится не за конкретную точку зрения, а за активную работу на уроке, владение материалом, умение видеть ошибки соперников, продуманно подбирать аргументы в защиту своей  позиции. Такие уроки никогда не бывают одинаковыми, в разных группах подготовка студентов может отличаться, и умением аргументировано отстаивать свою точку зрения владеет не каждый, и эмоциональность тоже может повлиять на принятие решения. Поэтому такие уроки могут заканчиваться по-разному и у меня заготовлено несколько вариантов завершения урока:
- считать … невиновным и оправдать по пунктам обвинения…
- признать …виновным по статьям…

Предпочитаю же я такое решение: учитывая срок давности, дело подлежит прекращению в уголовном преследовании. Затем судебное заседание объявляется закрытым.

Интересной формой нетрадиционного урока являются ролевые игры, например   урок–избирательная кампания. Любые нетрадиционные уроки требуют дополнительной подготовки как преподавателя, так и студентов. Необходимо также создание положительной мотивации, нацеленности на участие в таком уроке. На подготовительном этапе работы анализирую, на какие знания и умения уже имеющиеся у студентов они могут опереться, рекомендую материалы СМИ,  Интернета. Студенты определяются с выбором, какие политические партии они будут создавать, что представляет собой партийная программа,  как лучше  донести ее до избирателей, какие методы агитации лучше использовать. Для помощи в подготовке можно познакомить студентов со справочным материалом по основным современным политическим партиям. Студенты объединяются в группы и начинают готовиться. Они должны:
- обсудить название партии, учитывая, что электорату, как правило, нравятся названия благозвучные и привлекательные;
- сформулировать программные требования, помня, что полноценная программа партии обязательно включает требования экономические (сфера промышленности, сельского хозяйства, отношения с бизнесом), политические (отношения с государством, национальный вопрос), социальные (образование, семья, здравоохранение), духовные (наука, культура). Обращаю внимание на проблемы региона, но можно «замахнуться» и на российский уровень, не забывая о реалистичности и актуальности.
- продумать формы агитационной работы;
- придумать лозунги, отражающие основные программные установки.

Представители каждой партии могут  подготовить агитационные плакаты, листовки, презентации, видеоклипы, использовать элементы театрализации.  Подготовительную работу партий обычно контролирую, чтобы прогнозировать ход урока, но содержание программных документов не корректирую, чтобы  урок прошел интересно, чтобы сохранить индивидуальность, проявления творческого подхода студентов при выполнении задания.

Сам урок состоит из нескольких этапов. Первый этап – это непосредственно избирательная кампания. Каждая партия представляет себя перед избирателями  (используя средства наглядной агитации, учитывая особенности электората, проявляя свои творческие способности и т.п.). Избиратели имеют право задавать вопросы. Вопросы могут быть самыми разными, иной раз ставя наших  начинающих «политиков» в сложное положение. В большинстве случаев они достойно выходили из затруднительного положения. Второй этап урока – сами выборы, процесс голосования. Заранее определен состав избирательной комиссии, наблюдателей от партий, напечатаны списки избирателей, избирательные бюллетени, подготовлена кабина для голосования и избирательная урна. Каждый студент регистрируется в комиссии (документом, подтверждающим личность может быть студенческий билет), получает бюллетень и голосует. Можно заранее продумать какой-либо вариант нарушения работы избирательной комиссии (например: вброс в урну лишних бюллетеней) и  отследить, обнаружат ли нарушения  наблюдатели или члены избирательной комиссии. И третий этап урока – подведение итогов голосования. Подсчет голосов проводит избирательная комиссия, информацию о результатах дает председатель избирательной комиссии. Затем преподаватель подводит итог урока. 

Студентам нравятся такие уроки, ни разу не было такой ситуации, чтобы не нашлось желающих поработать, проявить свои способности. При этом подобные уроки работают на повышение правовой и политической культуры, учат работать с документами и учебными  текстами, расширяют политический кругозор,  помогают развивать умение критически мыслить, включают молодых людей в современную политическую жизнь, помогая выразить свое отношение к событиям современности, учат осознавать и формулировать свои интересы, учат умению делать ответственный выбор, став в будущем полноценным избирателем.

В настоящее  время меня заинтересовала еще одна нетрадиционная форма обучения: урок-аукцион. Такие уроки можно проводить как уроки контроля по большим темам. Сейчас мы делаем первые шаги в подготовке к таким занятиям: готовимся ввести в оборот внутри техникума новую денежную единицу, для чего уже проведен конкурс на ее название. В основу конкурса положили следующие правила:
-  это должно быть слово, которое еще не существовало;
-  оно должно состоять из 2-3 слогов, не более;
-  оно должно звучать благозвучно и во множественном числе;
- в его основе должны быть понятия, используемые и на музыкальном и на  художественном отделениях техникума.

В итоге мы остановились на названии  «дипия», что является производным от понятия «диез» (музыкальное отделение) и «монотипия» (художественное отделение). Взято по одному слогу. В настоящее время студенты третьего курса художественного отделения завершили разработку эскиза денежной единицы. В перспективе видится урок с использованием самых разнообразных технологий:  ролевая игра, элементы театрализации и т.п.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*