Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обобщающее логопедическое занятие для детей с НВОНР и системным недоразвитием речи

10.01.2012 831 3064
Грибанова Райна Фиркатовна
Грибанова Райна Фиркатовна, учитель-логопед, учитель ИЗО и черчения

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
Тема: В сказочной стране

Цель:
• учить детей составлять творческие рассказы по набору картинок;
• упражнять в составлении предложений по опорным схемам;
• закрепить употребление предлогов;
• учить понимать и правильно объяснять буквальное и переносное значение крылатых выражений;
• развивать фонематический слух, память, логическое мышление.

Оборудование: набор картинок, опорные схемы, сюжетные картинки.

Ход занятия

I. Организационный момент
 Постановка темы и цели занятия.
- Недавно мы с вами читали рассказ «Незнайка и его друзья». Как называется город, в котором жили ска¬зочные малыши? Назовите жителей этого города.
Сегодня к вам на занятие придет один из жителей Цветочного города. Отгадайте его имя. (Слово зашифровано. Дети отгадывают его по опорным цифрам.)
3  5   1  6   7  2   4   8
3  А  Н  Й  К  Е  Н  А
- Как вы думаете, почему его так называют?

II. Основная часть.
1. Решение логических «Задачек»
Однажды Незнайка пришёл к Знайке. Знайка сидел за столом и решал трудные задачи. Незнайка не смог решить ни одной задачи. Давайте ему поможем.
  • По чему человек никогда не пройдёт? (По потолку.)
  • На что больше похожа половина апельсина? (На другую половину.)
  • За чем язык во рту? (За зубами.)
  • Где сухого камня не найдёшь? (В воде.)
  • За чем охотник носит ружьё? (За плечом.)
  • Как можно принести воду в решете? (Заморозить.)
  • Почему человек оглядывается? (Нет глаз сзади.)
  • Сколько на берёзе яблок, если восемь сучков, на каждом сучке по одному яблоку? (На берёзе яблоки не растут.)
  • Из какой посуды нельзя есть? (Из разбитой.) 
  • От чего утки плавают? (От берега.)
  • Кто со всеми говорит, а его не видно? (Эхо.)
  • По чему ребята в деревне бегают босиком? (По тра¬ве.)

2. Дидактическая игра «Небылицы».

Пошёл Незнайка дальше. Видит на дороге буквы. Буквы его привели к Торопыжке. Тот сидит за столом и плачет: буквы потерялись! Помогите ему, ребята.
(Работа ведется по картинкам.) Правильный ответ дети выкладывают из букв.
1) На виду у детворы
Крысу красят маляры. (Крышу.)
2) Старый дедушка Пахом
На косе скакал верхом. (На коне.)
3) Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей. (Грачей.)
4) Говорят, один рыбак
В печке выловил башмак. (В речке.)
5) Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело. (Булку.)
6) Миша дров не напилил,
Печку репками топил. (Щепками.)
7) Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами. (Чайки.)

3. Словарная работа.

Идёт Незнайка по дороге и «ворон считает». Наткнулся на Растеряйку. У него рассыпался цветок, цветок этот непростой, каждый лепесток имеет свою букву.
1) Прочитайте: К М А - (МАК)
• На первый звук придумайте слова-действия.
• На второй звук — слова-предметы.
• На третий звук — слова-признаки.
2) Используя схемы слов, составьте предложения.
(Схемы меняются местами: = ~ —; ~ — =.)
Н\р: Некоторые буквы рассыпались.

4. Работа над крылатыми выражениями.

- Незнайка рассердился на него и говорит:
«Всегда ты летишь как угорелый, поэтому у тебя буквы и потерялись и всегда ты голову морочишь!»
- Как вы понимаете выражения: «летит как угорелый», «морочить голову»?
Тут к Растеряйке пришёл Торопыжка. Незнайка ему и говорит:
«Явился ты как снег на голову! Я готов перед ребятами сгореть со стыда!»
- Объясните значение этих двух выражений.
(Выставляются картинки. Дети должны указать, какая из них отражает переносное значение, а какая — буквальное. Аналогично разбирается второе крылатое выражение.)
- А когда говорят: «Зарубите себе на носу»?

5. Физкультминутка.

Вот Незнайкина зарядка.
Выполняйте по порядку.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели — встали, сели — встали.
Вы, надеюсь, не устали?
Надо вам свободней встать
И спокойнее дышать.

6. Употребление предлогов.
- Художник Тюбик принёс вам картинки. Возьмите их. А теперь встаньте в пары, но так, чтобы ваши картинки объединило маленькое слово-предлог.
Картинки: лес, дом, дерево, девочка, мальчик, птицы, кормушка, холодно, мороз, окно, забор, солнце, скамейка.
Учащиеся попарно выставляют картинки на магнитной доске, проговаривая словосочетания с предлогом.

7. Чтение зашифрованной телеграммы.
Раздается стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму.
АТЯБЕР!
ЕТЬВАТСОС ЗАКССАР ОП МАКНИТРАК АКИНЖОДУХ АКИБЮТ.
АКЗАЛГЕНИС.
(Ребята! Составьте рассказ по картинкам художника Тюбика. Синеглазка.)

8. Составление творческих рассказов, используя картинки.

III. Подведение итога занятия.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*