Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Модульно-рейтинговая технология обучения и ее влияние на процесс обучения

24.06.2015 983 1554
Трубицына Оксана Витальевна
Трубицына Оксана Витальевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Согласно Концепции модернизации российского образования учебное заведение должно формировать личность с современным научным мировоззрением, развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы студентов, создавать условия для освоения информационных технологий. Формировать умения фиксировать информацию об окружающем мире, искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию, планировать свои действия, создавать, реализовывать и корректировать свои планы.

Ещё в 2002 г. Министерство образования РФ разместило в Интернете пресс-релиз «О многобалльной системе оценок в российской системе образования», в котором оно отмечает, что одновременно с модернизацией педагогического образования пересматриваются подходы и к системе оценивания знаний учащихся.

Более того, наша «пятибалльная» система оценок на практике вырождается в трёхбалльную, так как «двойку» в зачетную книжку не ставят.

Существующая система контроля усредняет всех. В итоговой экзаменационной оценке не учитывается самостоятельная работа студента. Эта оценка не отражает в полной мере уровень знаний, умений и навыков студента, содержит элемент случайности. Эти и многие другие недостатки традиционной системы обусловили поиск новых возможностей объективной оценки знаний, умений и навыков. Всё это привело к необходимости модернизации традиционной технологии обучения, которая позволяла бы на высоком уровне методического, информационного и технического обеспечения проводить высококачественную подготовку специалистов. Одним из вариантов такой модернизации может стать модульно-рейтинговая технология обучения. Модульно-рейтинговая технология обучения дает возможность активно влиять на процесс обучения, улучшать его функциональные характеристики, что позволяет поднять интерес студентов к учебному процессу и, следовательно, повысить их успеваемость. Модульная система имеет целью поставить студента перед необходимостью регулярной учебной работы в течение всего семестра, требует четких правил ее выполнения, которые должны быть хорошо известны и студентам, и преподавателям. Эта система складывается из двух взаимосвязанных и дополняющих одна другую частей: рейтинговой и модульной, которые могут функционировать и по отдельности, но с меньшей эффективностью.

Таким образом, модульно-рейтинговая система оценки знаний студента является качественно новым уровнем обучения, в основе ее лежит непрерывная индивидуальная работа с каждым студентом в течение всего семестра.

Главные отличия рейтинговой системы от действующей пятибалльной заключаются в следующем:

  • любой итоговый контроль - экзамен, зачёт, защита, а также все текущие контроли, оцениваются в баллах (разница может быть только в методике контроля);
  • все оценки проставляются таким образом, что имеют больше, чем пять градаций;
  • оценка за предмет определяется не только отметкой на итоговом контроле, но и непосредственно учитывает работу студента в семестре;
  • в величине семестрового рейтинга непосредственно учитываются достижения студента сверх учебного плана;
  • система позволяет учитывать дополнительные факторы, прежде всего, такие, как объективные трудозатраты на освоение предмета и его значимость для образования студента по данной специальности.

Модульное обучение – система организации учебного процесса, основанная на структурировании учебной информации в виде логически завершенных частей, обеспечивающих достижение поставленных дидактических целей.

Модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, автономная и логически завершенная по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания.

Модульная программа – программа дисциплины, подразумевающая структурирование ее содержания на модули.

Рейтинг по дисциплине – это интегральная оценка результатов всех видов учебной деятельности студента по дисциплине, включающей:

  • входной контроль;
  • рейтинг-контроль текущей работы;
  • промежуточный рейтинг-контроль;
  • итоговый рейтинг-контроль;
  • добор баллов (дополнительные задания).

Рейтинги составляются с помощью технологической карты дисциплины, в которой отражаются все виды работ, их оценивание в баллах и перевод баллов в оценки.                  

Баллы распределены в процентном соотношении в зависимости от объема модуля и сложности заданий.

Баллы заносятся в индивидуальные карты студентов и в общую карту по группе.

Для отслеживания посещаемости студентами учебных занятий все данные заносятся в электронные таблицы.

Что даёт рейтинговая система оценки знаний студенту?

Непрерывный контроль знаний стимулирует студента к регулярной и качественной учебной работе как в аудитории, так и самостоятельно (что особенно важно); побуждает студентов к формированию объективной мотивации продуктивной учебной деятельности (мотивационная составляющая), даёт новую возможность:

  • самому распоряжаться своим временем;
  • выбирать порядок выполнения учебных заданий;
  • самостоятельно планировать их выполнение;
  • постоянно получать информацию об успешности своих академических занятий;
  • сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других студентов;
  • углубляться в интересующие его области науки.

 С помощью системы снижается «проблема стресса», получаемого студентом в период сессии, поскольку ему предоставляется возможность получения оценки – «автомат» (валеологическая составляющая).

 Использование рейтингового контроля стимулирует у студента:

  • систематическую и ритмичную учебно-познавательную деятельность;
  • своевременное выполнение работ, предусмотренных графиком учебного процесса;
  • систематическое посещение занятий;
  • творческую активность, научно-исследовательскую деятельность;
  • возможность просто и регулярно в любой момент времени получить информацию о набранном рейтинге и своих успехах, что позволяет со стороны студента управлять учебным процессом, стремиться достичь лучших результатов в оценке своей деятельности.

С точки зрения студента, модульно-рейтинговая система требует постоянного подтверждения им полученной информации и, как правило, постоянной посещаемости занятий. Еще одной особенностью является зачет материала по частям (модулям), что позволяет частично упростить запоминание учебного материала. Однако студент очень сильно зависит от выбора преподавателем шкалы оценивания - например, студент, хорошо знающий и понимающий материал, но при этом не посещающий текущие занятия может иметь меньший рейтинг, чем студент, не имеющий глубокого понимания предмета, но стабильно посещающий занятия.

Что даёт рейтинговая система оценки знаний преподавателю?

Включение в рейтинг студента оценки активности учебной работы и оценки творческого блока модуля позволяет осуществлять непрерывное формирование творческой активности студентов (творческая составляющая), даёт новую возможность:

  • рационально планировать учебный процесс;
  • контролировать ход усвоения каждым студентом и учебной группой изучаемого материала;
  • своевременно вносить коррективы в организацию учебного процесса по результатам текущего рейтингового контроля;
  • объективно оценивать выполнение каждым студентом каждого учебного поручения;
  • точно и объективно определять итоговую оценку по дисциплине с учетом текущей успеваемости и экзамена.

Рейтинговая оценка знаний важна для преподавателя, так как:

  • систематическое оценивание позволяет преподавателю более объективно выставлять зачетные и экзаменационные оценки;
  • на основании систематического рейтингового оценивания можно делать важные выводы о необходимости изменений в учебном процессе;
  • создается основа для дифференциации студентов;
  • позволяет составить для каждого студента индивидуальную образовательную траекторию, что делает учебный процесс более гибким и мобильным.

С точки зрения преподавателя, модульно-рейтинговая система позволяет достаточно корректно определять знания студентом данного курса, исходя из посещаемости, сданных зачетных работ и т. д. Таким образом, одновременно ведется и учет посещаемости студентами занятий, и проверка полученных ими знаний.

Данная технология очень удобна для отслеживания качества обучения студентов и позволяет более честно оценивать каждого студента не по оценке на экзамене, а по всей работе в течение семестра. При такой системе работы будут исключены «случайные оценки». Если студент в течение всего семестра работал хорошо, а на экзамене что-то не получилось, то это обстоятельство не помешает получить заслуженную оценку. В то же время студенты, которые не занимались в течение семестра, не смогут получить оценку «отлично» и даже «хорошо», что справедливо.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*