Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проектная деятельность учащихся и лингвокультурологические исследования на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС нового поколения

22.06.2015 1692 3391
Лоськова Тамара Анатольевна
Лоськова Тамара Анатольевна, учитель

Средняя общеобразовательная школа №14 г. Арзамас

Современная школа призвана решать проблему совершенствования речевой деятельности учащихся и повышения их речевой культуры, которая является не только основой общей культуры, но и средством формирования социально успешной личности, свободно ориентирующейся в культурологическом пространстве, способной к эффективному речевому взаимодействию. Развитие лингвокультурологической компетентности – важнейшая   задача уроков русского языка в условиях современной школы. Решать эту задачу помогает организация проектной деятельности лингвокультурологической направленности, поскольку такой вид работы способствует развитию познавательных навыков, критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Для реализации  проекта организуется совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность школьников, имеющая общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата по решению проблемы, значимой для участников проекта.

При реализации проектов лингвокультурологической направленности у детей развиваются:

- коммуникативные умения, информационные умения, в том числе умения поиска, систематизации, обработки и интерпретации лингвистического и культуроведческого материала с целью его дальнейшего использования в решении различных коммуникативных задач;

- умения соединять знания, полученные из других изучаемых предметов;

- учебные умения обобщать, выделять главное, анализировать, сопоставлять, находить сходное и различное, устанавливать взаимосвязи, умения интегрировать  знания в соответствии с речевой учебной задачей.

Изменяется мотивация учения: важно понимание, которое достигается в процессе собственного анализа и синтеза, абстрагирования и обобщения.В ходе проектной деятельности происходит овладение языковыми средствами и способами выражения мысли – нормой и синонимикой, развитие связной речи, навыков коммуникации, затрагиваются богатейшие пласты отечественной и мировой культуры, усваиваются различные языковые единицы: слова, словосочетания, предложения или различные типы текста, структура речевой деятельности, ее отдельные операции.

Значителен и творческий эффект лингвокультурологических исследований. При построении связных высказываний дети учатся выбирать из ряда языковых средств только те, которые необходимы в конкретном случае. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения.В реализацию проекта вовлекаются все учащиеся класса; индивидуальные, групповые и фронтальные виды работы позволяют каждому ребенку проявить творческую индивидуальность.

На уроках у детей появляется  возможность:

-включить учащихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность;

- индивидуализировать процесс обучения, создав возможность выбора уровня сложности, объема и количества учебного материала;

- варьировать степень автономии учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями и распределять ответственность между учителем и учеником;

- организовать гибкий контроль за деятельностью учащихся и стимулировать у них развитие рефлексии;

- совершенствовать коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности;

- интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира;

-развивать общеучебные умения и навыки на всех этапах обучения.

Практика показывает, что данный вид работы позволяет  учащимся совершенствовать свою коммуникативную компетенцию во всех видах речевой деятельности, способствует осознанию целостной картины мира на основе интегрированных знаний. У ребят  поддерживается  интерес к достижениям человечества, возникает чувство гордости за вклад своего народа в мировую культуру и  цивилизацию в целом, а также формируется  потребность к самообразованию и самосовершенствованию.

Особенно эффективной является групповая работа, поскольку в аналитическую деятельность вовлекается значительно большее число участников, при этом им предоставляется возможность выбора задания. В группах происходит обучение творческому сотрудничеству.

Работая над проектом, дети учатся находить, выбирать и структурировать материал, пользоваться научным аппаратом, что помогает при создании исследовательских работ.

Важно, что проектная деятельность имеет логическое завершение в оформлении словаря, альбома или энциклопедии. Это практически ценно, так как приучает ребят к необходимости закончить выполнение любого вида заданий и дает возможность проявить творческие способности.

Лингвокультурологический проект «Энциклопедия Зимы» на уроках русского языка в 7 классе

В 7 классе предметом проектной деятельности может стать создание лингвокультурологической «Энциклопедии Зимы». Выбор закономерен, поскольку на уроках русского языка  дети сталкиваются с произведениями искусства, в которых звучит тема зимы: ряд текстов упражнений,  работа над сочинением    в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег» и написание текста для телепередачи по картине К. Ф. Юона по картине «Конец зимы. Полдень». Используется  учебник «Русский язык», 7 класс. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорьян, И. И.Кулибаба.

Выбор проекта обоснован и особым эмоциональным настроем на «зимнюю» тему: чувства детей, наблюдающих первый снег, ожидание светлых зимних праздников, предчувствие весны.

«Энциклопедия Зимы» может включать несколько разделов:

1.«Зимние» слова.

2. Цветовая лексика зимы.

3. Лингвокультурологические словари к художественным текстам. («Зимняя» лексика в произведениях русских писателей и поэтов).

4. Словарь зимних праздников.

5. Зимняя тема в живописи. Сочинения по картинам русских художников.

При создании раздела ««Зимние» слова» дети не только подбирают слова данной тематической группы, работают со словарями, но и изучают семантические поля слов, находят примеры использования слов в произведениях русских писателей и поэтов. Составление «цветового» словарика поможет в работе с картинами при анализе колорита. Третья часть проекта – основная, поскольку при реализации проекта дети практикуются в лингвокультурологическом анализе текста. Работа над четвертым разделом позволяет ребятам окунуться в культурные традиции нашей страны. Знакомство с произведениями  живописи способствует расширению кругозора учащихся, развитию у них культуроведческой компетенции.

Деятельность по реализации проекта может строиться по-разному: система занятий, когда каждый учащийся примет участие в создании всех разделов Энциклопедии, или работа в группах, когда ребенок составляет один из разделов.

Первый этап реализации проекта – создание раздела, включающего «зимние» слова. Учащиеся развивают наблюдательность, расширяют словарный запас, формируют навыки работы с различными словарями, готовятся к созданию собственных текстов. Настроиться на работу поможет выполнение рисунков на тему «Зимняя природа». Дети рассказывают о том, какой зимний месяц они изобразили и почему, какая погода, какое время суток показаны на рисунке.

Затем предлагаются следующие задания.

- Запишите на карточках слова на тему «Зима». Сгруппируйте их по частям речи, по подтемам. Составьте словосочетания и предложения с данными словами.

- Сформулируйте значения слов.

- Рассмотрите, как данные слова представлены в различных словарях.

- Подберите синонимы ко всем или нескольким словам.

- Можно предложить поработать с текстом, в котором используются синонимы, например, со стихотворением С. Я. Маршака «Вьюга».

- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат?

Дети отмечают различные оттенки синонимов, составляют свои предложения со словами, развивая языковое чутье.

На первом этапе важно научить ребят видеть, что, слово, находясь в тесных семантических связях с другими словами, образует вокруг себя смысловое поле. Составление семантического поля поможет детям осознать системность лексики, ее взаимосвязь с другими разделами языка, это в дальнейшем облегчит работу над созданием словарной статьи для лингвокультурологического словаря. Например, семантическое поле слова «холодный».

Лексико-семантические отношения: мерзлый, студеный, морозный.

Родственные отношения: холод, холодильник, охладитель, охлаждать, охлажденный.

Синонимические отношения: низкотемпературный, морозный, студеный, мерзлый, ледяной, стылый, хладный.

Антонимические отношения: горячий, теплый, жаркий, знойный.

Далее предлагается поработать со словом «снег», являющимся ключевым в данной теме. На этом этапе дети учатся пользоваться словарями и справочными пособиями, чтобы узнать, как этот образ-символ рассматривается в фольклоре, мифологии, искусстве. После выяснения толкования слова в различных словарях выполняется анализ небольшого текста о зиме. Например, такого: «Снег искрится радужной пылью самоцветов, залиловыми лысинами речки, на лугах лежал пышный парчовый покров.  А под ним – синяя тишина. Эта чуткая тишина обнимала все видимое, как бы ожидая, даже требуя, чтобы сказано было нечто особенно значительное» (М. Горький).

Вопросы по тексту.

- С помощью каких художественных средств создается образ снега?

- Какой еще образ является значимым в этом отрывке?

- Как соотносятся понятия снег и тишина в тексте?

- Вспомните примеры из других произведений, где образы снега и тишины являются ведущими.

При работе над первым разделом можно предложить и другие виды лексических упражнений: творческий словарный диктант, творческое дописывание или конструирование, подбор перифраз, сочинение загадок, объяснение секрета названия.

Разная степень сложности поможет каждому ребенку справиться с тем или иным заданием, что является важным позитивным моментом.

Заключительный вид работы на данном этапе – написание миниатюры с ключевым словом «снег».

Второй раздел лингвокультурологической энциклопедии – «Цветовая лексика зимы». Следует отдельно выделить работу над словами данной тематической группы, так как учащиеся часто затрудняются в подборе слов, обозначающих цвет. Обращение к детским рисункам акцентирует внимание на том, какие использовали ребята. Рассмотрим и  репродукцию уже знакомой картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», поскольку полотно очень точно передает всевозможные оттенки снега.

Дети отвечают на вопросы.

- Какую цветовую лексику можно использовать и при создании рисунка и при описании зимнего дня?

- Каким бывает снег? (Индивидуальная, а затем общая работа). Запишите прилагательные, обозначающие цвет.

- Какие еще определения можно дать снегу?

- Каким бывает зимнее небо?

- Каким мы видим солнце? Подберите имена прилагательные для описания зимнего неба и солнца.

- Составьте словарик эпитетов «Таким бывает снег».

-Какова культурологическая значимость каждого образа?На данном этапе целесообразно обратиться к символике цвета в иконописи, в фольклоре, где цвет несет богатейшую смысловую нагрузку. Например, в фольклоре белый цвет – символ красоты, духовности, высших нравственных качеств, несет положительную оценку: белый день, белая лебедушка. В религии это знак чистоты, святости.

Создание третьего раздела – «Лингвокультурологические словари к художественным текстам» - основной этап работы.

Работа над созданием словаря предполагает следующие этапы.

1.Этап ориентировки (чтение и анализ текстов, работа со словарями, анкетирование).

2.На этапе планирования подбираются тексты для лингвокультурологического  анализа, словари, обсуждается план статьи, выбирается вариант оформления словаря

3.Этап реализации.

Дети учатся определять ключевые слова, составлять словарную статью, выявлять культурологическую значимость слова. Для подготовительной работы используем тексты сказок, «детских стихотворений», что вызовет у ребенка дополнительный интерес и создаст благоприятные условия для каждого ребенка. Например, текст сказки «Снежинки» Д. Кайгородова.

Предлагаются такие вопросы и задания:

- Сформулируйте лексическое значение слова «снежинка», вынесенного в заглавие. Посмотрите, как значение слова формулируется в разных словарях.

- Выясните происхождение слова.

- Отметьте словообразовательные связи.

- Какое значение имеет слово «шестигранный?»

- Определите значение слова «земля». Приведите примеры употребления слова в других значениях.

- Что обозначает слово «хрупкий»? С какими словами сочетается это слово? С какими сочетается в переносном значении? В каком значении употреблено в словосочетании «хрупкий наряд»?

- Как вы понимаете выражение «дикая музыка»? Как можно сказать иначе? Почему автор употребляет такое сочетание?

-Укажите в первом абзаце текста слова, употребленные в переносном значении. Какие еще слова употреблены в данном тексте в переносном значении? Почему?

- Найдите сравнения. Какова их роль?

- Подберите синонимы к слову «сверкать». Какой синоним наиболее удачный?

- назовите синонимы в последнем абзаце. Какова их роль?

- Составьте на основании текста словарик, отражающий движения, «выполняемые» снежинками.

После анализа текста следует предложить детям составить словарик снежинок или  собственное высказывание на основе ключевых слов.

Интересно сравнить образ снежинки в прозаическом и поэтическом тексте, например, в стихотворении К. Д. Бальмонта «Снежинки».

Вопросы по тексту стихотворения.

-Какой предстает снежинка в стихотворении Бальмонта?

- С помощью каких художественных средств создается образ?

- Какова смысловая и культурологическая нагрузка слова «белый»?

-Какую роль играет этот эпитет  для создания образа снежинки?

На следующем этапе дети приступают к самостоятельному составлению лингвокультурологического словаря к художественному тексту. Задания могут быть индивидуальными и групповыми. В связи с выбранной темой предлагаются следующие произведения: стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Бесы», Б. Пастернака «Зимняя ночь», «Снег идет», Н. Рубцова «Первый снег», «Выпал снег…», В. Брюсова «Первый снег» (следует отметить, что поэтические тексты воспринимаются детьми легче).

Примерный план анализа текста.

- Каковы  ваши впечатления от произведения?

- Чем интересен для вас денный текст?

- Внимательно перечитайте художественный текст, определите главные образы и ключевые слова.

- Как трактуются эти слова в различных справочниках и словарях? Установите этимологические, синонимические, фразеологические, словообразовательные связи ключевых слов.

- Как трактуются эти слова в различных справочниках? Установите фольклорные (мифологические, библейские) истоки того или иного образа.

- Как можно толковать ключевые слова (на основе прямого или переносного значения, этимологии, на основе жизненных ассоциаций, общефилософских представлений, языческих верований, библейских образов)?

-  Какова культурологическая значимость образа-символа в данном произведении?

На уроке, где реализуется данный проект, можно использовать несколько  или одно из предложенных стихотворений. При работе с одним произведением дети имеют возможность сравнить свои результаты с результатами одноклассников, что позволит развивать наблюдательность, самокритичность. При таком варианте деятельности дети  лучше подготовятся к самостоятельной групповой работе, когда для анализа будут предложены разные тексты.

Особый эмоциональный настрой позволит создать стихотворение В. Я. Брюсова «Первый снег», предлагаемое всему классу в качестве основа для создания словаря. Тема урока формулируется строкой «Целый мир из серебра!», помогающей ребятам настроиться на восприятие текста. После чтения стихотворения учителем или заранее подготовленным учеником выявляется восприятие данного произведения.

Затем учащиеся работают в творческих группах, обсуждая, какие слова являются ключевыми, важными; дети решают, есть ли в стихотворении значимые слова, не связанные с «зимней» тематикой. Организуется обсуждение, ребята высказывают свое мнение, доказывая, почему они выбрали именно эти лексемы.  Анализируя  стихотворение В. Я. Брюсова,  ученики, как правило, выделяют  две семантические группы: отвлеченные существительные, обозначающие волшебный мир (мир, греза, область, призрак, сон,мечтание, жизнь, игра), глагольные формы и существительные, обозначающие цвет и свет (серебро, огни, блестки, жемчуга, гореть, озарены).

После обсуждения смысловых групп начинается непосредственная работа над составлением словаря  (индивидуальная, парная или групповая, это зависит от уровня подготовленности класса и от наличия необходимого количества словарей).

На данном этапе обсуждаем возможный вариант словарной статьи.

1.Лексическое значение слова, для определения которого используется «Словарь русского языка» С. И. Ожегова и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля. Дети выясняют, однозначное или многозначное слово, знакомятся с разными значениями, приводят свои примеры употребления слов в разных значениях.

2.Этимология слова. (Шанский Н. М., Боброва Т. А. «Этимологический словарь русского языка»). Важно произвести этимологический анализ слова, что во многих случаях поможет прочувствовать стилистическую окрашенность слова, принадлежность лексемы к определенному пласту культуры.

3.Синонимические связи (З. Е.Александрова «Словарь синонимов русского языка»). Подбирая синонимы, дети значительно расширяют свой словарный запас.

4.Фразеологизмы (В. П. Жуков, А. В. Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка»). Подбирая фразеологизмы, крылатые выражения, пословицы, выясняя их значение, учащиеся выявляют связь слова с народной культурой, мифологией и религией.

5.Словообразовательное гнездо (А. Н. Тихонов «Словообразовательный словарь русского языка»). Представляет интерес, на каком этапе образовано слово, является ли основа производной или производящей.

6.Ассоциации. Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской культуры.

Образец словарной статьи.

Жемчуга.

Лексическое значение.

Твердое, состоящее из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков, обычно перламутрового цвета, употребляется в качестве драгоценно украшения. Морской жемчуг. (С. И. Ожегов.)

Самородные шарики, образующиеся в раковинах. Редкость, драгоценность (сорока, кокошник, украшенный жемчугом). Наросты на оленьих рогах.

Этимология.

Восточнославянское заимствование из тюркского языка. Древнетюркское janeu заимствовано из китайского языка, в котором «гончу» образовано от слов «гон» - «настоящий» и «чу» - «жемчуг».

Синонимы.

Жемчуг – перл (уст. И трад.-поэт.).

Ассоциации.Слово «жемчуг» ассоциируется с чем-то сказочным, светлым. Жемчугом девушки-крестьянки украшали свои сарафаны, жемчугом расшивают одежду священников. Вспоминается картина М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».В произведении слово используется во фразе «В жемчугах горят березки...», обозначает снежный покров на березках, слово употреблено  в переносном значении.

Когда школьники самостоятельно составят словарь, необходимо выслушать разные варианты, обсудить, какие слова были выбраны и почему. Следует вернуться к тексту стихотворения, выяснить у ребят, что изменилось в восприятии стихотворения после составления словаря. Дети отмечают, что они по-новому начинают воспринимать произведение, легко проводят параллели с другими видами искусства. Мир стихотворения В. Я. Брюсова  «Первый снег» сравнивают с поэтическим миром русских сказок, сопоставляют с картинами И. Э. Грабаря. 

Таким образом, составление лингвокультурологического словаря помогает выявить культурную значимость образов-символов, дифференцирующую роль образов, находящихся в одном семантическом поле с главным словом, способствует выявлению различных культурных коннотаций. Дети видят тесные взаимодействия различных пластов культуры, что углубляет и расширяет понимание всего текста. Красочное оформление словаря способствует развитию творческих способностей детей.

При реализации данного проекта мы не сможем обойтись без четвертого этапа работы, посвященного созданию «Словаря лексики зимних праздников», поскольку этот раздел вызывает особый интерес, помогает от слова перейти к изучению традиций разных народов, показывает слово как элемент культуры. Работа организуется в преддверии новогодних праздников, что позволяет организовать конкурс сочинений «Моя любимая елочная игрушка», конкурс дизайнеров елочных украшений. Предлагаются задания поискового характера: выяснить происхождение образов Деда Мороза и Снегурочки, составить по детским стихотворениям «Словарик елочных украшений».

На уроке дети непременно знакомятся главой «Рождество» из романа И. С. Шмелева «Лето Господне». Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают фрагменты главы, рассказывают о традиции празднования Рождества в России, знакомят с иконописной традицией изображения одного из самых важных православных праздников.

Учащиеся находят в тексте ключевые слова (как правило, называются слова «мороз», «елка», «снег», «звезда», «волхвы»), составляют на основе данных лексем небольшие словарики

Практика показывает: несмотря на кажущуюся простоту темы, дети не слишком хорошо владеют информацией о праздновании Нового года и Рождества, а  поскольку праздники любимы детьми, ребята с удовольствием знакомятся с новым материалом. В ходе реализации  этого этапа  проекта происходит взаимодействие языка, культуры и личности.

Создание различных разделов энциклопедии способствует глубокому проникновению в «зимнюю» тему. Дети могут более подробно изучить определенный раздел русского языка и культуры.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*