Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы и методы организации практических работ

19.06.2015 4065 6055
Гацоева Эльза Хетаговна
Гацоева Эльза Хетаговна, преподаватель

Северо-Осетинский государственный торгово-экономический колледж

Целью даннойстатьи является обобщение накопленного опыта преподавателей бухгалтерского учета по проведению практических занятий на специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и разработка методических рекомендаций по их проведению.

Предлагаю вашему вниманию план рассмотрения данного вопроса:

  • Роль и значение практических занятий занятий в подготовке бухгалтеров.
  • Организация и методика проведения практических занятий
  • Виды практических занятий.
  • Подготовка преподавателей и студентов к уроку.
  • Работа обучающихся в аудиторий.
  • Проведение итогов и оценка работы.

Целью проведения практических занятий является закрепление пройденного материала, обеспечение связи процесса обучения с практикой, развитие практических умений и навыков по составлению документаций, отчетности, расчетов по начислению заработной платы, определению финансовых результатов работы предприятия и других хозяйственных операций и процессов.

Практические занятия должны носить характер, воспитывающий любовь к предметам, развивающий, закрепляющий.Они определяют деловые качества обучающихся, приучают к самостоятельному труду, а преподаватель должен руководить этим самостоятельным трудом и разрабатывать для него материалы.

В курсе бухгалтерского учета практические занятия различны по содержанию выполняемого материала, по характеру самих работ, по месту их выполнения и роли в учебном процессе.

По характеру работы они бывают:

  • По составлению первичных и сводных документов – их целью является научить студентов составлять и оформлять документы.
  • На корреспонденцию счетов, на этих занятиях студенты приобретают навыки отражения хозяйственных операций по счетам учета.
  • На проверку и обработку бухгалтерских документов, их цель – показать, как работает материально – ответственное лицо с документами и развивать навыки их проверки и оформлению.
  • Составление расчетов по начислению заработной платы, расходов по командировкам.

По месту их выполнения практические занятия могут быть:

  • Классные
  • Домашние

Важно обеспечить связь между первым и вторым видом работ.Желательно, чтобы домашние задания были повторением аудиторных (с другим цифровым материалом), а иногда домашние работы являются продолжением классных.

По месту в учебном процессе они бывает:

  • Практические занятия, проводимые на том же занятий, на котором излагается новый материал.
  • Занятия на самостоятельных уроках. Они могут проводиться по материалу одного или нескольких предыдущих уроков.

Можно выполнять комплексные практические работы, которые включают комплекс вопросов. Например, по теме «Учет розничного товарооборота» оставляется вся первичная документация, а затем уже на ее основе товарный отчет. Данные товарного отчета используются при определений результатов инвентаризаций.

Методика проведения практических занятий строится с учетом цели занятия, сложности изучаемого материала, особенностей групп и времени, отведенного по программе на его выполнение.Подготовка преподавателя к уроку начинается с составления плана урока, в котором определяется цель, порядок и методика проведения.

Основными элементами плана урока могут быть:

  • Тема урока
  • Цель
  • Тип
  • Метод проведения
  • Организация урока
  • Проверка подготовки обучающихся к занятиям
  • Инструктаж о порядке выполнения задания
  • Руководство и контроль за процессом работы на занятиях
  • Проверка результатов работы
  • Подведения итогов и задания на дом.

Накануне проведения практических занятий обучающимся дается домашнее задание на повторение теоретического материала, по которому будет проведено практическое занятие.

При необходимости следует составить таблицы, схемы сделать выписки из инструктивного материала. Подготовить бланки документов. Преподаватель должен тщательно подготовить учебно-методическую базу: учебные и наглядные пособия (задачники, справочники, образцы выполненных документов, отчеты обучающихся с практическим материалом). Материал для проведения практических занятий готовится для всей группы или индивидуально с учетом особенностей группы и способностей обучающихся.Можно использовать материал задачников по бухгалтерскому учету, практические данные торговых предприятий города, которые должны быть размножены.

Каждое занятие начинается с оргмомента, после которого преподаватель приступает к проверке знаний и подготовке обучающихся к выполнению задания.

Форма опроса могут быть самые разнообразные. Наиболее целесообразным считается фронтальный опрос, проводимый преподавателем в начале урока.

В устной форме в течение 12-15 минут. При наличий достаточно отведенного времени на проведение практических занятий можно проводить и другие: устную проверку знаний, диктанты, программированный контроль и др.

После опроса преподаватель доводит до обучающихся цель занятия, его содержание, порядок выполнения и время на работу. Работа обучающихся на уроке строится самостоятельно, но с помощью и под контролем преподавателя.

Во время занятий преподаватель направляет работу, контролирует ход ее выполнения. Наиболее сложные, узловые вопросы и задания должны разбираться на доске. По ходу выполнения задания необходимо проводить сверку полученных данных, уточнять (комментировать) отдельные расчеты.

Проверка выполненного задания проводится как по ходу его выполнения, так и в конце урока.Проводя итоги работы на уроке следует отметить работу лучших обучающихся, недостатки работы, замечания и пожелания.Преподаватель может вести тетрадь для учета выполненных работ.В заключение урока дается домашнее задание. Каждая работа должна быть оценена «зачет».

Обучающихся отсутствующих, на практических занятиях должны выполнить практические работы во внеурочное время и сдать их до экзаменационной сессий на проверку преподавателю.

Итоговую оценку по предмету обучающихся получает только при условий получения зачета за практические работы.

В качестве примера рассмотрим методику проведения практических занятий по теме «Инвентаризация товаров в рознице».

Урок можно провести по плану:

Тема: Инвентаризация товаров в рознице

Цель урока:

Обучающая: развитие навыков самостоятельной работы по составлению и оформлению инвентаризационной описи и определению результатов

Воспитательная: показать роль бухгалтера в процессе проведения инвентаризаций и качества оформления ее результатов

Тип урока: практическое занятие

Метод проведения: информационно-исполнительный

Ход урока:

  • Огрмомент – 2 мин
  • Фронтальный опрос – 10 мин
  • Кем составляется и кем оформляется подписка №1?
  • Правило оформления инвентаризационных описей постранично.
  • Как оформляется последняя страница описи?
  • Что содержит подписка №2 и кем она оформляется?               
  • Как определяется предварительный результат инвентаризаций?
  • Инструктаж – 5 мин
  • Работа с заданием
  • Подведения итогов урока и оценка знаний обучающихся – 5 мин.

После огрмомента преподаватель проводит вводную информацию, доводить до обучающихся цель занятия и приступает к проверки знаний обучающихся.

Опрос проводится в форме фронтального, с целью выяснения подготовки обучающихся к работе.

Во время инструктажа преподаватель доводит до обучающихся содержания задания, порядок и последовательность его выполнения, время на работу.

Работа обучающихся начинается с заполнения распоряжения на проведение инвентаризаций, оформления подписки  №1 по данным товарного отчета, составленного на предыдущем занятии.

Далее составляется инвентаризационная опись, производятся подсчеты, сверка итоговых данных по сумме и натуральны единицам.После сверки данных оформляется последняя страница описи и заполняется подписка №2 «О принятий ценностей на ответственное хранение».

По ходу выполнения задания преподаватель контролирует аккуратность, правильность оформления документов, оказывает индивидуальную помощь обучающимся.

Подводя итоги работы, он отмечает положительные и отрицательные моменты урока.

Знания обучающихся оценивается «зачет» - 2 не зачет» в тетради, которую ведет преподаватель.Задание на дом предусматривает повторение материала к следующему уроку.

Список использованной литературы

  1. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкция по его применению. Утверждены приказом МФ РФ № 94-н от 31.10.2000г.с изменениями утв. Пр. МФ РФ от 7.05.2003г. № 38н
  2. Бородина В.В. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле. Учебное и практическое пособие – М изд-во «ЗАО Книжный мир», 2013-407С.
  3. Бухгалтерский учет в торговле. Учебное пособие-Под ред. М. И. Баканов. – М: изд-во «Финансы и статистика», 2010-576с.
  4. Бухгалтерский учет товарных операций. Учебно-Практическое пособие-Под ред. А. Д. Ларионова. – М «Проспект»,2010г.
  5. Ивашкин Б.Н. Бухгалтерский учет в торговле (оптовой и розничной),60е изд-во, перераб. И доп – М: ИКЦ «ДИС».2010.
  6. Кожинов В. Я. Бухгалтерский учет в торговле. Типовые хозяственные операций и ситуаций – М: изд-во «Экзамен»,2012 – 512с.49
  7. Николаева Г. А., Блицау Л. П. Бухгалтерский учет в торговле – М: изд-во «Прирор»,2011.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*