Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Преподавание терапии в Амурском медицинском колледже

19.06.2015 1552 2760
Михайлова Галина Дмитриевна
Михайлова Галина Дмитриевна, преподаватель

Фроленко Елена Николаевна
Фроленко Елена Николаевна, преподаватель

Амурский медицинский колледж

Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования формирования нового подхода к обучению, где приоритетом становится подготовка профессионально компетентного специалиста, обладающего творческой личностной позицией  в отношении приобретаемой профессии. Профессионально компетентныйспециалист должен обладать системой знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности. Эти качества начинают закладываться при изучении дисциплины профессионального модуля  «Сестринский уход в терапии» по специальности «Сестринское дело».

Механизмом формирования профессиональных компетенций по дисциплине является учебная программа, в основу которой положен модульно-компетентностный подход. Данный  подход предполагает системное изменение содержания и структуры профессионального образования и представляет собой единую систему определения целей, отбора и структурирования содержания учебного материала, организационного и технологического обеспечения подготовки специалиста на основе выделения востребованных работодателями компетенций, освоение которых происходит посредством модульного построения профессионального образования.

Модульно - компетентностная система обучения в преподавании дисциплины  обеспечивает движение профессиональной деятельности студентов   от   учебных занятий  через имитационное и неимитационное моделирование,  учебно-профессиональную  практику  к собственно профессиональной деятельности.

Цели, задачи и содержание учебной дисциплины«Сестринский уход в терапии» ориентированы на формирование личности будущих медицинских сестёр.

Основные задачи, которые  реализуются в процессе обучения студентов терапии:формирование  представлений о сущности и социальной значимости дисциплины в будущей профессиональной деятельности;формирование представлений о том, что теоретические знания, практические умения по осуществлению ухода за пациентами и клиническое мышление являются важным элементом современной культуры медицинской сестры;формирование у студентов  личностного опыта учебной деятельности и  выработка профессиональных компетенций, которые  необходимы  для становления и развития  специалиста, рационально мыслящего и действующего в профессиональной деятельности;формирование положительного ценностного отношения к учебной дисциплине  в целом.

Для решения этих задач в процессе  обучениядисциплине «Сестринский уходв терапии» широко используются  активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, различного рода тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Кроме обязательного  программного материала используется дополнительный,  который  включает в себя исторические сведения о предмете, освещение различных заболеваний в художественной литературе, примеры из практики. Дополнительный материал подчеркивает  значимость в той части мировоззрения, которая формируется в ходе учебно-познавательной деятельности на занятиях ипоказывает  ценность знаний  для будущей профессиональной деятельности.

При чтении лекций и проведении семинаров предлагаются вопросы, побуждающие студентов к рассуждению, самостоятельным выводам и обобщениям. Также на лекциях создаются проблемные ситуации, которые решаются в процессе восприятия и осмысления.

Большое значение имеет реализация принципа наглядности, а именнодемонстрация фильмов, слайдов, таблиц, схем, использование мультимедийных технологий, что позволяет  мобилизовать внимание и активизировать познавательную деятельность студентов.

Важнейшей составляющей образовательного процесса является самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа реализуется непосредственно в процессе аудиторных занятий, а также в контакте с преподавателем вне рамок расписания (на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий), в библиотеке, дома, в общежитии, на занятиях при выполнении студентом конкретных заданий по самостоятельной работе.

В процессе изучения  дисциплины организация самостоятельной работы студентов представляет единство трёх взаимосвязанных форм: аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под руководством преподавателя, внеаудиторная самостоятельная работа, творческая, в том числе научно-исследовательская работа. Для активного овладения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо понимание учебного материала и его творческое восприятие.

Особое значение в подготовке медицинской сестры имеет формирование профессиональных компетенций, что занимает большую часть времени практического  занятия. На  занятиях студенты под  руководством преподавателя самостоятельно отрабатывают манипуляции профессионального модуля с использованием алгоритмов, таблиц, видеоматериалов, муляжей, фантомов. 

Практикуется решение проблемных ситуаций, которые  затем рецензируются другой группой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышает роль самостоятельной работы, усиливает стремление к качеству её выполнения, способствует формированию профессиональной речи и клиническому мышлению.

Таким образом, формы самостоятельной работы студентов, используемые на практических занятиях,  достаточно разнообразны – это графологические структуры;схемы лекарственной терапии; задачи с конкретными проблемами; тесты различной степени сложности; алгоритмы оказания неотложной медицинской помощи;обязательные и разноуровневые задания, рассчитанные на определённую оценку при индивидуальной, парной, групповой формах работы;деловые игры, тематика которыхсвязана с конкретными клиническими ситуациями;методы обучения «у постели больного», «обучение медицине в палатах» (У. Ослер), курации пациентов;обсуждение докладов, рефератов, творческих и курсовых работы.

В процессе практики студенту предоставляется возможность проявить себя в самостоятельной работе: наблюдать за пациентом, выполнять лечебно-  диагностические назначения, работать в процедурном кабинете, на посту медсестры.Работая с пациентом, студент учится обобщать полученные данные, решать вопросы сестринского ухода, высказывать своё мнение, составлять памятки пациенту о диетическом питании, рекомендации в отношении труда и отдыха.

Данные виды самостоятельной работы приучают студентов грамотно неформально пользоваться имеющимися теоретическими знаниями, справочной литературой. Студенты понимают, что теоретические знания предмета необходимы для приобретения устойчивых умений в решении профессиональных задач.

Самостоятельная работатакже используется в организации внеаудиторной деятельности студентов, когда преподаватель  работает с конкретной личностью, с её сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями,  видит и развивает лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации, а также создает психолого-дидактические условия развития интеллектуальной инициативности и мышления на занятиях.

Для внеаудиторной самостоятельной работы чаще всего применяется   изучение литературных источников, работа с периодической печатью, тематические обзоры по периодике, написание рефератов, докладов, курсовых работ для участия в студенческих научно-практических конференциях. Кроме того,  студенты готовят мультимедийные презентации учебных тем, беседы по вопросам профилактики различных заболеваний для пациентов; составляют  кроссворды, графические  диктанты, глоссарии, тесты, самостоятельно решают  ситуационные задачи; готовят наглядные пособия.

Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов преподавателями разработаны комплексы методического обеспечения дисциплины: тексты лекций, учебные и методические пособия, банки заданий и задач, тестовые задания, что позволяет организовать проблемное обучение, в котором студент является равноправным участником учебного процесса.

Для определения результативности самостоятельной работы студентов используются активные методы контроля, такие как входной контроль знаний и умений студентов в начале изучения дисциплины.  Осуществляется текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях и  промежуточный контроль по окончанию изучения дисциплины, самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины, итоговый контроль по дисциплине в виде зачёта и экзамена, контроль остаточных знаний и умений спустя определённое время после завершения изучения дисциплины.

Применение различных видов самостоятельной работы способствует улучшению качества подготовки сестринского персонала, позволяет студентам проявить свои творческие способности в учебной, внеаудиторной деятельности, самореализовать себя в профессиональной деятельности путём совершенствования профессионального компетентности и критического осмысления своих действий и способностей.

Для реализации возможностей студентов оборудован учебный кабинет на базе лечебно-профилактического учреждения. Учебный кабинет функционально пригоден для организации деятельности студентов не только для изучения предмета, но и для проведения дополнительной работы. В кабинете имеется обязательная нормативная документация, учебно-методические комплексы, комплекты средств обучения, дидактические материалы типовых заданий, тестовых заданий, ситуационные задачи для диагностики качества обучения. Имеется достаточное количество  технических средств обучения (компьютер, ноутбук, мультимедийный проектор). Разработаны и широко применяются картотеки индивидуальных заданий, фантомы, муляжи, тренажеры. Имеются исследовательские и реферативные работы студентов, разработанные ими презентации по темам курса терапии, сборники ситуационных задач, кроссвордов, алгоритмов манипуляций и методические пособия для самостоятельной  работы студентов.

Результативность формирования профессиональной компетентности по окончании изучения дисциплины характеризуется положительно, если студент может:работать самостоятельно,формулировать цели своей профессиональной деятельности, концентрировать внимание на выявлении и решении профессиональноориентированных задач, используя при этом новые технологии,плодотворно сотрудничать, планировать и качественно организовывать собственную профессиональную деятельность, видеть и реально оценивать свою профессиональную деятельность с точки зрения эффективности и целесообразности.

Список литературы:

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 
  2. Богданова Л.А. Технология коллективного способа обучения: Методические рекомендации / Л.А. Богданова, Л.Н. Вавилова. Кемерово, 2007.
  3. Вербицкий А.А. Деловая игра как модель профессиональной деятельности. Новосибирск, 1985.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*