Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социальное партнерство и его роль в повышении качества подготовки специалиста

18.06.2015 2505 4229
Сидоренко Марина Александровна
Сидоренко Марина Александровна, преподаватель

Фроленко Елена Николаевна
Фроленко Елена Николаевна, преподаватель

Глущенко Валентина Михайловна
Глущенко Валентина Михайловна, зам. директора по практическому обучению

Амурский медицинский колледж

На современном этапе социальному партнерству объективно отводится особая роль в консолидации усилий всего общества для решения социально-экономических проблем России. Сфера образования – одна из немногих «сфер обязательного общественного согласия».

Социальное партнерство вообще, и в профессиональном образовании в частности, связано с упорядочением координационного взаимодействия систем в пределах их взаимной заинтересованности. Социальное партнерство – это координация параллельных систем. Это – иной опыт, другие формы отношений, это опыт межсистемного координирования, регулирования, управления при резком изменении роли государства, изменение типа взаимодействия образования с внешней средой. Достижение компромисса и согласия – назначение социального диалога и социального партнерства.

Участниками образовательного процесса в Амурском медицинском колледже являются: администрация, педагогический коллектив, социальные партнеры, обучающиеся студенты. Гибкое сотрудничество государственных, общественных, некоммерческих структур, медицинских фондов и Ассоциаций, родителей студентов как заинтересованных сторон в создании различных социально-экономических партнерств на рынке образования, создание социально-экономических образовательных проектов дает сегодня самые высокие результаты.

Основными социальными партнерами ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» являются:

  1. Учредитель – Министерство здравоохранения Амурской области.
  2. ЛПУ – базы практики студентов колледжа.
  3. Общественные организации:
  4. ВУЗы и ССУЗы Амурской области.
  5. Органы областного и городского управления молодежной политикой и образованием.
  6. Фонд социального партнерства в сфере развития профессионального образования средних медицинских работников.
  7. Родители студентов.

Качественная подготовка медицинских работников среднего звена не представляется возможной без тесного взаимодействия образовательного учреждения с практическим здравоохранением.

Основные направления развития социального партнерства с Министерством здравоохранения и ЛПУ Амурской области таковы:

  1. Совершенствование содержания образования и организации образовательного процесса, контроль качества образования.
  2. Изучение рынка труда.
  3. Кадровое обеспечение образовательного процесса.
  4. Материально-техническое обеспечение, привлечение дополнительных финансовых средств.

Формы работы образовательных учреждений с социальными партнерами можно разделить на две большие группы: договорные и организационные.

Договорные формы включают в себя все виды взаимодействия на основе двухсторонних и многосторонних договоров.

Организационные формы сотрудничества предполагают создание структур, наделенных специальными полномочиями и действующих на основе уставных и других регулирующих документов, утверждаемых в установленном порядке.

Фонд социального партнерства в сфере развития профессионального образования средних медицинских работников призван содействовать укреплению и развитию материальной и учебной базы, системы поощрительных фондов и грантов, организации спонсорской помощи, социальной поддержке учащихся.

В ходе социального диалога и партнерских связей учреждения профессионального образования и его социальных партнеров ширится осознание взаимной необходимости: профессиональное образование нуждается в предприятии, как  своем заказчике, способном сообщать новые качественные требования к выпускникам, повышать их соответствие текущим и перспективным потребностям; предприятия и учреждения все в большей степени видят в профессиональном образовании источник новой (по качественным критериям) рабочей силы.

Взаимодействие лечебно-профилактических учреждений и колледжа можно представить последовательно.

В начале учебного года приказом Министерства здравоохранения Амурской области утверждается перечень лечебно-профилактических учреждений, являющихся базами практики колледжа. На базе лечебно-профилактических учреждений города Благовещенска и Амурской области имеются кабинеты доклинической практики АМК, в которых отрабатываются умения по уходу за пациентами. После изучения специальных дисциплин на базах ЛПУ студенты проходят практики по профилю специальности и стажировку, общее и непосредственное руководство которыми осуществляют главные и старшие медицинские сестры, методическую помощь оказывают преподаватели колледжа. На данных практиках совершенствуются умения по общению с пациентами и оказанию помощи пациентам в уходе, координируется работа по заполнению медицинской документации. По окончании практик принимаются зачеты  с участием специалистов ЛПУ. Завершаются практики совместными конференциями. Так на базе Городской клинической больницы, кожно-венерологического диспансера, Детской городской и областной клинических больниц проводятся совместные конференции на темы: «Как научиться жить с сахарным диабетом», «Проблемы пациентов, страдающих сахарным диабетом», «Проблемы пациентов, страдающих гипертонической болезнью. Рекомендации по образу жизни», «Нетрадиционные методы лечения мочекаменной болезни», «Нетрадиционные методы лечения ЖКБ», «Правила забора материала на биологические исследования». Студенты под руководством преподавателей колледжа готовят доклады, обсуждают интересные случаи из практики, дают рекомендации по питанию, лечению нетрадиционными методами, особое внимание уделяется консультативно-обучающей помощи, в помощь медицинской сестре разработаны примерные беседы с пациентами, посвященные механизмам заболевания, вторичной профилактике, обучение самомассажу, само- и взаимоуходу, создаются памятки для пациентов по проведению медицинских манипуляций, в которых объяснены  суть исследования, необходимая подготовка, возможные осложнения.

На этом совместная работа не заканчивается, преподаватели колледжа уже несколько лет проводят открытые мероприятия на базах лечебно-профилактических учреждений. Проведены такие мероприятия: круглый стол «Сестринское дело или практика человеческих отношений», «Профессиональная безопасность медицинской сестры», которые позволяют сформировать у студентов умения общаться, проводить санитарно-просветительскую работу. Персонал лечебно-профилактических учреждений высоко оценил нетрадиционные формы сотрудничества.

Традицией стало проведение круглых столов, на которые приглашаются представители практического здравоохранения и преподаватели медицинских учебных заведений Амурской области. За последние годы проведены круглые столы «Внедрение сестринского процесса в практическое обучение», «Внедрение сестринского процесса в учебный процесс и практическое здравоохранение», «Сестринский процесс – новое качество сестринской помощи». Проведенные круглые столы позволяют обсудить проблемы и выработать единые рекомендации по внедрению сестринского процесса, улучшить качество подготовки выпускников.

Преподаватели АМК принимают участие в работе семинаров, конференций, которые проводятся на базе лечебно-профилактических учреждений.

Амурский медицинский колледж – активный участник мероприятий, проводимых Министерством здравоохранения Амурской области. Руководители подразделений и преподаватели готовят материалы, доклады и выступления для коллегии министерства здравоохранения. Большая совместная работа проводится с филиалами  АМК и медицинскими колледжа и училищами Амурской области и Дальневосточного региона.  Преподаватели медицинских училищ г. Свободного, Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Якутска, Сахалина, Владивостока принимают участие в проведении совещаний, круглых столов, открытых внеаудиторных мероприятиях, где делятся опытом своей работы.

Неоценимое значение имеет совместная работа администрации ГАУ АО ПОО «АМК» и представителей практического здравоохранения по оказанию помощи в дальнейшем определении молодых специалистов. Уже много лет при колледже работает комиссия содействия в трудоустройстве выпускников. Изучив ситуацию на рынке труда, согласовав потребности в средних медработниках с отделом кадров министерства здравоохранения, администрация АМК приглашает потенциальных работодателей на заседание комиссии, где главные врачи и медицинские сестры ЛПУ могут воочию познакомиться с будущими специалистами и предложить им место работы в своем учреждении. Как правило, итоговое заседание проводится перед стажировкой, чтобы выпускник мог пройти практику на своем рабочем месте еще до окончания колледжа. Амурский медицинский колледж не готовит безработных. Наши выпускники востребованы и социально адаптированы.

Продуктивным можно назвать сотрудничество педагогического и студенческого коллектива АМК с ОГУЗ «Амурский центр медицинской профилактики». Постоянно проводятся совместные глобальные мероприятия: Ярмарки здоровья для студентов АМК, учащихся школ и ССУЗов,  Акция «Здоровье пожилого человека»; волонтеры колледжа приняли участие в организации и проведении городских акций «День сердца», «День без табака», «Профилактика сахарного диабета» и других. Сотрудничает колледж с Управлением труда Амурской области, на протяжении многих лет занимая призовые I, II и III места в областном конкурсе студенческих работ по охране труда. АМК сотрудничает с ВУЗами и ССУЗами: члены студенческого научного общества принимают участие и получают дипломы I, II, III степени и звания лауреата на межвузовских региональных конференциях  и на областных студенческих  научно-практических конференциях ССУЗов. Студенты АМК принимают участие во всероссийских мероприятиях и в региональных мероприятиях в г. Хабаровске, Биробиджане, Омске.

Преподаватели и учащиеся участвуют в мероприятиях, проводимых АМГУ, БГПУ, имеют печатные работы. Занимаясь волонтерской и санитарно-просветительской работой, студенты и преподаватели колледжа проводят беседы в школах, профессиональных училищах. АМК – активный участник областных и городских мероприятий: конкурса «Студент года», военно-спортивных слетов, обучающих семинаров, которые проводит Управление общественных связей аппарата Губернатора области. Общеколледжная программа «Здоровье» была отмечена грантом Губернатора Амурской области по реализации подпрограммы «Молодежь Амурской области».

Колледж поддерживает связь со средствами массовой информации: газетами, журналом «Специалист» и «Медсестра», телевидением. Совет музея АМК поддерживает тесные связи с краеведческим музеем г. Благовещенска и Хабаровска, ветеранами – медработниками Амурской области. Подводя итоги, можно сказать, что среднее профессиональное образование, ставшее вариативным по содержанию, многоуровневым по качеству подготовки, многоканальным по источникам финансирования, требует новых форм и методов управления, и в первую очередь, вовлеченности всех участников образовательного процесса в управление системой образования, консолидации всех общественных сил для решения важнейшей задачи – получения молодежью качественного образования, что в конечном счете обеспечивает будущее России».

Список литературы:

  1. Борисова Г. , Иванова С. Социальное партнерство как инструмент региональной образовательной политики //Новые знания.-2002.
  2. Грибанов В.И. Качество профобразования - основа социального партнерства //Профессиональное образование.-2001
  3. Жуковский И. , Жуковская А. Образовательное партнерство: поиск новых путей //Учитель.-2002.
  4. Кязимов К.Г. Социальное партнерство на рынке труда: Приложение N 9 к журналу " Профессиональное образование ".- М.:НОУ ИСОМ, 2003



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*