Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное становление обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

18.06.2015 876 1411
Бахтеева Румия Ханяфиевна
Бахтеева Румия Ханяфиевна, преподаватель

Профессиональное училище № 3 г. Волжский

С 2004 года мы ведем обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими отклонения в интеллектуальном развитии. За это время мы накопили небольшой опыт работы с данной категорией детей, вот о нем я и хочу вам рассказать. Изучая методическую литературу и обращаясь со специалистами в данной области, мы решили, что на этапе профессионального становления работу будем вести поэтапно.

Первый этап - профессиональное самоопределение.

Образование есть неотъемлемое право каждого ребенка. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.), «Конституцией РФ» (1993 г.) Федеральным законом «Об образовании»  (2013 г.), закона об образовании в Волгоградской области (2013 г.),  каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных  возможностей. Задачи государства  - реализовать данное право в доступной форме и объеме. Обучение детей с интеллектуальным недоразвитием осуществляется в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида, где они получают общее образование. Педагоги этих школ ведут подготовку своих учащихся к самостоятельной жизни, дают элементарные навыки трудовой деятельности. Окончив 9 классов,  эти дети сталкиваются с проблемой профессионального самоопределения, вот здесь то и начинаются проблемы. Школа дает хорошую трудовую подготовку, но профессиональных навыков, навыков общения и поведения в трудовых коллективах, навыков поиска работы, самопрезентации себя на рынке труда  - нет.

Профориентационную работу  с учениками  коррекционных школ мы начинаем, когда ребята переходят  в 9 класс. Формы работ мы используем следующие: взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, организация встреч с выпускниками этих школ, классные часы с рассказами  об  училище (история,  традиции, профессии),    организация  экскурсий  в учебные кабинеты и производственные мастерские, где  ребята могут подержать инструмент, навести раствор и выполнить простейшие  операции, которым в дальнейшем  будут обучаться. Эти мероприятия не только позволяют определиться с будущей профессией, но и при поступлении к нам дают возможность таким детям быстрее адаптироваться к новой образовательной среде профессионального училища. Наши методические комиссии общеобразовательных и строительных дисциплин пересматривают программы обучения профессиям для детей с интеллектуальным недоразвитием, подробно знакомясь с программой школы, создавая свои адаптированные программы. И как результат,  более 50 % выпускников  поступает на обучении к нам (таблица 1).

Таблица 1

Годы выпуска

Количество выпускников

Поступило в училище

2012

12

6

2013

6

6

2014

12

10

Абитуриенты 2015

11

Подано заявлений - 11

 

Следующий этап – обучение. Как преподаватель информатики подробно расскажу о нашем  опыте работы по данной дисциплине.

Профессиональное  обучение  из числа выпускников школ VIII вида имеет свои особенности, связанные с компенсацией и коррекцией недостатков. Профессиональное обучение детей с отклонениями в развитии должна обеспечивать такое обучение, которое готовило бы их к применению своих возможностей в той или иной сфере производительного труда и социальной адаптации. Большие возможности для  самореализации у данной категории молодежи дают информационные технологии. С этой целью в программу профессионального обучения детей с интеллектуальным недоразвитием  включен факультативный курс «Информатика  и ИКТ» [2].

Методика обучения информатике и ИКТ для детей с интеллектуальным недоразвитием  в настоящее время не разработана, поэтому нам   пришлось разрабатывать  собственные курсы. Содержание программы по информатике и ИКТ базируется на принципах коррекционно-развивающего обучения.

Добиться овладения обучающимися  системой доступных информатических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии – главная образовательная задача курса при профессиональном обучении детей  с ОВЗ.

За период обучения в училище обучающиеся получают  следующие информатические знания: представления об основных понятиях информатики, таких как информация, количество информации, единицы измерения информации,  информационные процессы, информационное общество, информационные технологии, информационные модели,  текстовой редактор, графический редактор, компьютер, программный принцип работы компьютера, файлы, файловая система, операционная система, программное обеспечение, вирусы и антивирусные программы, сетевые технологии. И практические умения и навыки, такие как  обработка информации с помощью компьютера (создание и редактирование документов, проверка правописания, включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул, графических объектов, сохранение документа в различных текстовых форматах, печать документа, создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (резюме, отчет по производственной практике, доклад, реферат, выпускная квалификационная работа и т.п.), создание графических объектов, компьютерных презентаций, ориентирование в информационной среде Интернет.

Особенностью уроков  информатики является то, что у таких ребят в процессе обучения, используя ИКТ в диагностировании,  возможно, развивать внимание, мышление,  развивается мелкая моторика рук,  создаются условия для коррекции памяти, развития восприятия,  концентрации внимания, формируется более высокий темп зрительного восприятия, развитие воображения, а так же  повышение самооценки обучающихся [3].

 В процессе обучения развивается речь обучающихся, обогащается специфическими информатическими и профессиональными терминами и выражениями их словарь. Обучение организует и дисциплинирует обучающихся, способствует формированию таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, усидчивость, умение доводить начатое до конца, желание  учится и трудиться.

Обучение информатике в училище способствует решению и воспитательных задач. Мы решаем следующие задачи: расширение кругозора, обучение работе в коллективе, подготовка к жизни и трудовой деятельности в условиях информационного общества.

Исходя из специфики контингента обучающихся в  училище, преподаватель оставляет за собой право варьировать количество теоретических и практических  часов на занятиях,  а также количество часов на выполнение той или иной темы. Кроме того,   в данном курсе мы не рассматриваем следующие темы: "Кодирование информации", "Информационные системы", "Основы логики", "Алгоритмы как средство управления и организации деятельности", из - за их сложности в восприятии и делаем упор на  следующие аспекты: мировоззренческий (формирование представлений о системно – информационном подходе к анализу окружающего мира, роли информации в жизни); пользовательский  (подготовка обучающихся к практической деятельности в условиях информационного общества)

При выборе методов обучения, мы учитываем дефекты познавательной деятельности обучающихся, их эмоционально – волевой сферы. На уроках развиваем исполнительскую и воспроизводящую деятельность обучающихся. С этой целью мы используем следующие методы обучения: словесные (рассказ, изложение, беседа), наглядные (наблюдение, демонстрация),  практические  (упражнения, лабораторно – практические работы, элементы программированного обучения), самостоятельная работа,  работа с учебником и  раздаточным материалом.

Выбор средств обучения определяется,  насколько оно делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся. В преподавании информатики основным средством является компьютер, но параллельно средством передачи знаний является слово преподавателя, использование печатной продукции (учебники, книги, пособия, рабочие тетради), наглядные средства (записи на доске, проецирование на экране с помощью мультимедиапроектора). Качество образования составляет в среднем 50% (таблица 2). Хочу отметить,  что многие обучающиеся после окончания  училища, умеют находить и осваивать информацию, приобретают начальные пользовательские навыки работы в офисных программах, владеют компьютером как средством для организации досуга и поиска работы, понимая, что о своем будущем надо начинать заботиться как можно раньше.

Таблица 2

Год выпуска

Профессия

Кол-во

обуч.

На «5»

На «4» и «5»

Разряды

2012

Портной

15

0

5

3 разряд-7

2 разряд-8

Штукатур

14

0

7

3 разряд-12

2 разряд -2

2013

Портной

15

1

7

4 разряд-1

3 разряд-10

2 разряд-4

Штукатур

15

2

7

4 разряд-2

3 разряд-12

2 разряд-1

2014

Портной

15

3

8

4 разряд-2

3 разряд-10

2 разряд-3

Штукатур

13

0

7

4 разряд-1

3 разряд-6

2 разряд-6

 

Третий этап  - трудоустройство.

В современных условиях в Волгоградской области, как и по всей России, существует проблема трудоустройства молодежи. В условиях экономического кризиса, когда закрываются небольшие предприятия, строительные объекты замораживаются, сокращаются кадры на гигантах Волжского химпрома, устроить на работу выпускника профессионального училища сложно, но можно. Излишне говорить о том, что трудоустроиться  даже здоровому человеку сложно, а как быть тем, у кого инвалидность, либо  частично утерян интеллект. Но мы  в нашем образовательном учреждении,  стараемся дать не только профессиональные  умения и навыки, исходя из физических и интеллектуальных возможностей  юношей и девушек,  так  же информируем  их  о спросе и предложениях на рынке труда [3].

В течение всего учебного процесса учим приемам самопрезентации  себя как специалиста, ведь  сегодня это очень актуально, и особенно – для молодежи. На уроках и в кружковой, в том числе на уроке «Информатика и ИКТ»   знакомим приемам  общения  с работодателем и  специалистами кадровых агентств, технологии написания резюме. 

Ежегодно  работники государственной службы занятости,   проводят   в нашем учреждении профориентационные программы и тренинги.

И, наверное, самая  важная  деятельность  по трудоустройству, - это  укрепление связей с нашими социальными партнерами, таковыми на протяжении последних лет являются строительные корпорации «Волгоградгидрострой», «Дом – инвест»,   «Флагман» и  небольшие строительные  фирмы.

Трудоустроить молодого человека, имеющего отклонения в развитии сложно (проблемы неустойчивости психики, быстрое утомление, медлительность).  А ещё сложнее сделать так, чтобы он удержался на рабочем месте.  Здесь большая роль принадлежит семье. В настоящее время пытаемся создать службу тьютерства.

И  если усилия работников образовательного учреждения, семьи и работодателя не пройдут даром, то модель выпускника такова:  трудолюбивый, старательный, не конфликтный, не спорящий по поводу оплаты своего труда  работник. 

Как показывает практика, многие строительные организации,  взяв  таких обучающихся  на работу, отмечают у них  старательность, некоторую дотошность и аккуратность в выполнении производственных работ.

Список литературы

1.Современные проблемы науки,  образования и производства: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции – Нижний Новгород: НФ УРАО,2010-489 с., С 288-291

2.Молодежь Волгоградской области и актуальные проблемы реализации Государственной молодежной политики: сб.  науч. ст. и докл. науч.- практ. конф.  – Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2010.- 320 с.,  С 120-124.

3. С.Д.Забрамная, И.Ю.Левченко «Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций).-М: В.Секачев,2007.-128 с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*