Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОдной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим, следует отметить специфику учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, где наряду с «условно здоровыми» студентами профессиональное образование получают выпускники коррекционных школ-интернатов. Этот процесс строится с учетом психофизических возможностей слушателей с умственной отсталостью [5, 75-80]. В ГБОУ СПО «Волгоградский профессиональный техникум кадровых ресурсов» созданы условия для качественного учебно-воспитательного процесса получения профессионального образования этой категории обучающихся. Создан особый психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем и нужд слушателей с нарушением интеллекта и на желании ему помочь [6, 264].
Психологическое сопровождение слушателей с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ему, родителям (опекунам) и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации со стороны педагога-психолога. Роль педагога-психолога в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных обучающихся и педагогов, целые группы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях обучающихся [4, 57-66].
Задачи психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса получения профессии слушателей с умственной отсталостью:
Педагогические средства, используемые в опыте работы педагога-психолога в образовательном учреждении среднего профессионального образования:
Слушатели в группах с ОВЗ проходят профессиональное обучение в техникуме в течении 10 месяцев. В начале обучения я провожу с ними входную диагностику по выявлению их уровней тревожности, социализации, учебной мотивации. Используемые методики:
- методика для диагностики мотивационной сферы «Зачем я учусь?» (адаптированный вариант методики «Лесенка побуждений»);
- методика для изучения социализированности личности обучающегося (разработана профессором М. И. Рожковым);
- экспресс методика по выявлению тревожности в период адаптации.
Чуть позже (октябрь-ноябрь) я дополнительно провожу профанкетирование по методике «Надо. Могу. Хочу» и выявление уровня агрессивности по методике Басса-Дарке.
Выбор вышеуказанных методик обусловлен спецификой главных задач нашего образовательного учреждения и спецификой контингента. Остановлюсь на этом подробнее. Одной из главных задач учебно-воспитательного процесса в ГБОУ СПО «ВПТКР» является «…подготовка грамотного, личностно и социально зрелого молодого рабочего». Исходя из этого, одной из главных задач деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении профобразования, я вижу в психологическом сопровождении профессионального становления обучающихся. Для этого мной была разработана программа психологического сопровождения профессионального становления слушателей, являющихся выпускниками коррекционных школ VIII вида «На пути в профессию» [3, 40-41]. А методом отслеживания эффективности этой программы служит методика «Надо. Могу. Хочу».
Контингент слушателей с нарушением интеллекта на 70% представлен несовершеннолетними слушателям и на 47% - детьми-сиротами и ЛОПР, что в свою очередь, свидетельствует о необходимости работы педагога-психолога с эмоциональной сферой подростков и особенностями их поведенческих проявлений [8, 83]. Для этой цели мною была адаптирована программа «Коррекции агрессивного поведения подростков» и в качестве отслеживания эффективности этой программы мною используется опросник Басса-Дарке.
С учетом предварительного наблюдения, данных диагностического обследования и изучения документации составляются индивидуально-ориентированные программы развития слушателей с ограниченными возможностями здоровья (индивидуальные маршруты развития), а также даются психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей.
В первой декаде сентября в рамках адаптационной недели со слушателями из этих групп я провожу тренниговое занятие «Давай познакомимся». Его целью является знакомство и помощь в адаптации слушателям в новых условиях. В течении учебного года со слушателями этой категории контингента проводится групповая коррекционно-развивающая работа по программам, индивидуальные психопрофилактические беседы, коррекционные занятия и консультации.
По программе психологического сопровождения профессионального становления слушателей, являющихся выпускниками коррекционных школ-интернатов VIII вида «На пути в профессию» проводятся групповые занятия. Целью программы является осуществление психологической поддержки профессионального становления слушателей с нарушением интеллекта. Эти занятия проводятся в течении 4-х месяцев в середине учебного года. А по программе «Коррекции агрессивного поведения» в групповых занятиях принимают участие только те слушатели коррекционных групп, которые или в результате тестирования показали высокие показатели по шкале агрессивности или сами изъявили подобное желание [7, 38-42]. Эти занятия проводятся в течении 1,5-2х месяцев по мере наполнения групп. Цели этой коррекционно-развивающей программы: обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры; формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях; формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами. Также в каждой групп слушателей проводится коррекционно-развивающее занятие для подростков: «Конфликты и их разрешение». Это делается как с коррекционной так и с профилактической целью, а также с целью развивать умение понимать причины конфликтов и способы их разрешения.
Необходимо отметить, что эффективность приложенных усилий будет недостаточной, если ограничится только работой со слушателями. Для достижения наилучшего результата необходимо направить усилия педагога-психолога в сторону работы с родителями и педагогами. С ними я веду просветительскую и консультативную работу.
Ежегодно на групповых родительских собраниях, в своем выступлении, по вопросам психолого-педагогических аспектов внуприсемейного взаимодействия в подростковом возрасте я раздаю индивидуальные памятки для родителей «Как помочь ребенку в освоении профессии». Многие родители (опекуны) обращаются за консультативной помощью (30-40 обращений в год).
С педагогическими сотрудниками техникума (мастерами производственного обучения, преподавателями и воспитателями общежития) также проводится просветительская и консультативная работа. Мною разработаны и повсеместно в педколлективе внедрятся рекомендации по эффективному взаимодействию и конструктивному общению с подростками с нарушением интеллекта. На педагогических советах, семинарах, заседаниях методической психолого-педагогичкской комиссии и советах по профилактике я выступаю по вопросам психолого-педагогической поддержки и психолого-педагогического сопровождения слушателей с нарушением интеллекта в условиях профессионального образования в техникуме. Педагогические сотрудники еще чаще обращаются за консультативной помощью к педагогу-психологу по вопросам эффективного взаимодействия с этой категорией обучающихся (40 – 50 обращений за учебный год).
Таким образом, педагог-психолог сопровождает слушателей с нарушением интеллекта в образовательном пространстве техникума с момента их поступления и до его окончания. А также, активно помогаем их родителям, педагогам образовательного учреждения (преподавателям, мастерам производственного обучения, воспитателям общежития и классным руководителям) в составлении образовательно-воспитательных программ с учетом особенностей психологической и интеллектуальной сферы этой категории слушателей [2, 46-51].
Результатом проведенной работы по психолого-педагогическому сопровождению слушателей с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования» ГБОУ СПО «ВПТКР» могут служить результаты ежегодно проводимого мониторинга:
Эти данные подкрепляются данными наблюдений и мнениями педагогов, работающими с данной категорией ребят.
Описываемый опыт может оказаться полезным для педагогов-психологов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, имеющим в контингенте группы слушателей с ограниченными возможностями здоровья (выпускников коррекционных школ VIII вида), а также другим педагогическим сотрудникам этих образовательных учреждений (классным руководителям, мастерам производственного обучения, воспитателям общежитий, социальным педагогам и др.).
Список литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.