Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВесь мир – театр.
В нем женщины, мужчины – все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Семь действий в пьесе той…
Из монолога Жака в комедии У. Шекспира «Как вам это нравится»
По примеру У. Шекспира представим действующую систему аттестации педагогических работников организаций в регионах России в 3 действиях-актах.
Акт первый о том, «откуда ноги растут». Основным документом, определяющим правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций в 2014-15 уч. году являлся Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 ([8]). Целью проведения аттестации, в соответствии с п. 2 документа, является подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.
Среди основных задач проведения аттестации в п. 3 документа упоминаются «стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; повышение эффективности и качества педагогической деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников».
В настоящее время, при существующей практике организации аттестации в регионах России, возникают определенные сомнения относительно качества выполнения вышеперечисленных задач.
Сомнения эти начинаются с ознакомления с текстом документа. Так загадочным представляется употребление в п. 37 документа вместо традиционного «современные¹ образовательные технологии» понятия «новые образовательные технологии». Возможно, это связано со сменой образовательных парадигм в российском образовании и авторами вышеупомянутого документа к «старым» образовательным технологиям отнесены технологии, использовавшиеся в главенствующей ранее в российском образовании традиционалистско-консервативной (знаниевой) парадигме. Однако такая замена фактически приводит к тому, что, образно говоря, «вместе с водой из ванночки выплескивается сам ребенок». Напомним, что образовательный процесс является частью процесса социализации обучающихся (см. [10]) и к современным образовательным (педагогическим) технологиям относят образовательные технологии, которые обеспечивают требования современного общества к образовательной подготовке его членов. С учетом этого, например, технологии проблемного обучения и технологии игрового обучения, относятся, безусловно, к «современным», но «новыми²» не являются, т.к. имеют многовековую историю.
Акт второй о том, как в регионах России организуется проведение аттестации педагогических работников на квалификационную категорию. Проведение аттестации для педагогических работников подведомственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на квалификационную категорию в регионах России организуется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (как правило, такие функции выполняют Министерства образования и науки региона). Для обеспечения аттестации ими в начале учебного года издается соответствующий приказ, в котором, в качестве приложений, содержатся описание процедуры аттестации, состав аттестационной комиссии и экспертных групп, график аттестации (см., напр., [5]-[7]). Решение аттестационной комиссии принимается на основании заявления соискателя, результатов экспертной оценки результативности его профессиональной деятельности и является основанием для издания приказа Министерства образования региона о присвоении педагогическому работнику квалификационной категории.
Экспертная оценка результативности профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится, как правило, в форме оценки в баллах сведений о результатах профессиональной деятельности (портфолио) педагогического работника, соответствия результатов его профессиональной деятельности п.п. 36 и 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников ([8]). Критерии и показатели для бальной оценки разрабатываются, как правило, институтом, подведомственным Министерству образования региона, и приводятся на его сайте (см., напр., [1]).
Об объективности таких критериев и показателей оценки мы поговорим в третьем акте, а пока отметим следующее. В ряде регионов для выявления профессиональной компетентности педагогического работника процедурой аттестации предусмотрены дополнительные испытания (помимо оценки сведений о профессиональной деятельности) в виде тестирования (напр., республики Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Мордовия), экзаменов (напр., республики Карачаево-Черкесия, Коми), посещения уроков
(напр., республика Башкортостан) и др. На наш взгляд это типичная бюрократическая перестраховка, т.к. основы для установления квалификационной категории (п.п. 36 и 37 в [8]) ориентированы на оценку результативности профессиональной деятельности педагогического работника, что косвенно является и оценкой его профессиональной компетентности. Видимо из этих соображений в Саратовской области дополнительные испытания соискателей с декабря 2014 г. отменены.
Акт третий о том, насколько объективна оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников по критериям и показателям бальной оценки в регионах России. Мы не ставим перед собой целью проведение анализа критериев и показателей результативности профессиональной деятельности педагогических работников по всем регионам России (всего 95 регионов), однако выпустим несколько парфянских стрел в подобные документы, разработанные в ГАУДПО «Саратовский областной институт развития образования» и использовавшиеся при аттестации на квалификационную категорию педагогических работников организаций Саратовской области в 2015 году. Возможно, что некоторые из недостатков, перечисленных ниже, присущи подобным документам и в других регионах.
Критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций Саратовской области для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должностям педагогических работников (далее – «критерии и показатели профессиональной деятельности») представляют собой документы, в которых содержатся критерии оценки (названия критериев совпадают с основами для установления высшей квалификационной категории, см. п. 37 в [8]) и показатели оценки по каждому из критериев (см. [3]). В показателях оценки приведены наименование показателя, проявление показателя (вид профессиональной деятельности педагогического работника по показателю), перечень подтверждающих документов и рекомендации по оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника по показателю в баллах.
Среди существенных ошибок в вышеупомянутых документах следует отметить следующие:
Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности преподавателей общеобразовательной подготовки (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика) рейтинг критериев (направлений) профессиональной деятельности выглядит следующим образом:
1) Критерий III. «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной» (оценивается из 39б, «весовой» коэффициент – 0,56).
2) Критерий IV. «Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах» (оценивается из 13б, «весовой» коэффициент – 0,19).
3) Критерий I. «Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией» (оценивается из 11б, «весовой» коэффициент – 0,16).
4) Критерий II. «Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях (если деятельность педагогических работников связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся)» (оценивается из 6б, «весовой» коэффициент – 0,09).
На наш взгляд достаточно нелепым, по понятным причинам, выглядит 5-кратное превышение максимальных баллов по критерию III относительно критерия I. В целом же получается, что «заработав» 0 баллов по критерию I (или критерию II, или критерию IV), преподаватель может набрать сумму баллов (80% от максимальной суммы баллов), позволяющую ему претендовать на высшую квалификационную категорию, что является неприемлемым.
Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности социальных педагогов не оценивается (или не в полной мере оценивается) результативность деятельности по следующим направлениям:
Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности социальных педагогов это относится ко всем критериям. Помимо этого следует отметить, что в критерии II к самому критерию относится лишь один из 4-х показателей, в критериях I и IV таких показателей нет вообще. Следствием этого является то, что профессиональная деятельность социального педагога не оценивается по ряду оснований для установления педагогическим работникам квалификационной категории в соответствии с п.п. 36 и 37 в [8]:
Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности воспитателей это:
Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности воспитателей это:
Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности социальных педагогов это:
Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности воспитателей это рекомендации по оценке следующих показателей:
Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности социальных педагогов это показатель 3.1. «Формирование профориентационной культуры обучающихся». Известно, что профессиональная ориентация (лат. professio – род занятий и фр. orientation – установка) – это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Выбор профессии студентами учреждения СПО уже осуществлен.
Акт четвертый (дополнительный) о том, зачем вообще нужна эта статья. Действительно, а зачем? Ведь, например, акт третий может быть интересен лишь одному из 95 (по числу регионов России) читателей Информио.
В связи с этим, позвольте покаяться. Парфянские выстрелы по критериям и показателям профессиональной деятельности педагогических работников автором статьи уже производились на местном уровне на протяжении последних 1,5 лет. Однако ситуация не меняется, а, скорее, ухудшается. С учетом акта третьего настоящей статьи, а также стремления многих членов экспертных групп Министерства образования строго придерживаться действующих критериев и показателей профессиональной деятельности (утверждены Министерством!) аттестация педагогических работников в Саратовской области фактически превратилась в фарс4. Остается, на наш взгляд, одно – ситуацию надо «взорвать» статьей в интернете (из «садистских» стишков, популярных в 70-80 гг. прошлого столетия: «Дедушка в поле гранату нашел. Взял он ее, к сельсовету пошел. Дернул колечко, кинул в окно. Дедушка старый – ему все равно…»). Может быть поможет?
______________________________
1 По Ожегову: современный - относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-чем-нибудь [9].
2 По Ефремовой [2]: новый -
1. Впервые созданный или сделанный, недавно появившийся или возникший. // Ранее не использовавшийся, небывший в употреблении.
2. Относящийся к настоящему времени; современный // Нынешний, теперешний. // Пришедший на смену старому.
3. Следующий, очередной.
4. Вновь открытый, ранее не известный, вновь проявившийся.
5. Незнакомый, малознакомый. // Непривычный, неопытный в каком-л. деле.
6. разг. Введенный на смену старому, прежнему.
7. Не тот, что прежде; иной. // Обновленный.
8. Являющийся вслед за чем-л.
3 Результативность освоения обучающимися психопрофилактических и здоровьеформирующих программ отнюдь не определяется долей обучающихся, охваченных программами.
4 В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса.
Список используемой литературы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.