Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Несколько парфянских стрел в практику аттестации педагогических работников на квалификационную категорию в регионах России (о недостатках игры, в которую нам приходится играть)

09.06.2015 835 1586
Щедрин Сергей Васильевич
Щедрин Сергей Васильевич, методист, к.п.н.

Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той…

Из монолога Жака в комедии У. Шекспира «Как вам это нравится»

 

По примеру У. Шекспира представим действующую систему аттестации педагогических работников организаций в регионах России в 3 действиях-актах.

Акт первый о том, «откуда ноги растут». Основным документом, определяющим правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций в 2014-15 уч. году являлся Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 276 ([8]). Целью проведения аттестации, в соответствии с п. 2 документа, является подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Среди основных задач проведения аттестации в п. 3 документа упоминаются «стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; повышение эффективности и качества педагогической деятельности; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников».

В настоящее время, при существующей практике организации аттестации в регионах России, возникают определенные сомнения относительно качества выполнения вышеперечисленных задач.

Сомнения эти начинаются с ознакомления с текстом документа. Так загадочным представляется употребление в п. 37 документа вместо традиционного «современные¹ образовательные технологии» понятия «новые образовательные технологии». Возможно, это связано со сменой образовательных парадигм в российском образовании и авторами вышеупомянутого документа к «старым» образовательным технологиям отнесены технологии, использовавшиеся в главенствующей ранее в российском образовании традиционалистско-консервативной (знаниевой) парадигме. Однако такая замена фактически приводит к тому, что, образно говоря,  «вместе с водой из ванночки выплескивается сам ребенок». Напомним, что образовательный процесс является частью процесса социализации обучающихся (см. [10]) и к современным образовательным (педагогическим) технологиям относят образовательные технологии, которые обеспечивают требования современного общества к образовательной подготовке его членов. С учетом этого, например, технологии проблемного обучения и технологии игрового обучения, относятся, безусловно, к «современным», но «новыми²» не являются, т.к. имеют многовековую историю.

Акт второй о том, как в регионах России организуется проведение аттестации педагогических работников на квалификационную категорию. Проведение аттестации для педагогических работников подведомственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на квалификационную категорию в регионах России организуется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования (как правило, такие функции выполняют Министерства образования и науки региона). Для обеспечения аттестации ими в начале учебного года издается соответствующий приказ, в котором, в качестве приложений, содержатся описание процедуры аттестации, состав аттестационной комиссии и экспертных групп, график аттестации (см., напр., [5]-[7]). Решение аттестационной комиссии принимается на основании заявления соискателя, результатов экспертной оценки результативности его профессиональной деятельности и является основанием для издания приказа Министерства образования региона о присвоении педагогическому работнику квалификационной категории.

Экспертная оценка результативности профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится, как правило, в форме оценки в баллах сведений о результатах профессиональной деятельности (портфолио) педагогического работника, соответствия результатов его профессиональной деятельности п.п. 36 и 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников ([8]). Критерии и показатели для бальной оценки разрабатываются, как правило, институтом, подведомственным Министерству образования региона, и приводятся на его сайте (см., напр., [1]).

Об объективности таких критериев и показателей оценки мы поговорим в третьем акте, а пока отметим следующее. В ряде регионов для выявления профессиональной компетентности педагогического работника процедурой аттестации предусмотрены дополнительные испытания (помимо оценки сведений о профессиональной деятельности) в виде тестирования (напр., республики Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Мордовия), экзаменов (напр., республики Карачаево-Черкесия, Коми), посещения уроков 

(напр., республика Башкортостан) и др. На наш взгляд это типичная бюрократическая перестраховка, т.к. основы для установления квалификационной категории (п.п. 36 и 37 в [8]) ориентированы на оценку результативности профессиональной деятельности педагогического работника, что косвенно является и оценкой его профессиональной компетентности. Видимо из этих соображений  в Саратовской области дополнительные испытания соискателей с декабря 2014 г. отменены.

Акт третий о том, насколько объективна оценка результатов профессиональной деятельности педагогических работников по критериям и показателям бальной оценки в регионах России. Мы не ставим перед собой целью проведение анализа критериев и показателей результативности профессиональной деятельности педагогических работников по всем регионам России (всего 95 регионов), однако выпустим несколько парфянских стрел в подобные документы, разработанные в ГАУДПО «Саратовский областной институт развития образования» и использовавшиеся при аттестации на квалификационную категорию педагогических работников организаций Саратовской области в 2015 году. Возможно, что некоторые из недостатков, перечисленных ниже, присущи подобным документам и в других регионах.

Критерии и показатели оценки профессиональной деятельности педагогических работников организаций Саратовской области для установления соответствия квалификационной категории (первой или высшей) по должностям педагогических работников (далее – «критерии и показатели профессиональной деятельности») представляют собой документы, в которых содержатся критерии оценки (названия критериев совпадают с основами для установления высшей квалификационной категории,  см. п. 37 в [8]) и показатели оценки по каждому из критериев (см. [3]). В показателях оценки приведены наименование показателя, проявление показателя (вид профессиональной деятельности педагогического работника по показателю), перечень подтверждающих документов и рекомендации по оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника по показателю в баллах.

Среди существенных ошибок в вышеупомянутых документах следует отметить следующие:

  1. Система бальных оценок профессиональной деятельности педагогических работников не сбалансирована.

Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности преподавателей общеобразовательной подготовки (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика) рейтинг критериев (направлений) профессиональной деятельности выглядит следующим образом:

1) Критерий III. «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной» (оценивается из 39б, «весовой» коэффициент – 0,56).

2) Критерий IV. «Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах» (оценивается из 13б, «весовой» коэффициент – 0,19).

3) Критерий I. «Результаты освоения обучающимися образовательных программ  по итогам мониторингов, проводимых организацией» (оценивается из 11б, «весовой» коэффициент – 0,16).

4) Критерий II. «Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях (если деятельность педагогических работников связана с направлениями педагогической работы, по которым такие мероприятия проводятся)» (оценивается из 6б, «весовой» коэффициент – 0,09).

На наш взгляд достаточно нелепым, по понятным причинам, выглядит 5-кратное превышение максимальных баллов по критерию III относительно критерия I. В целом же получается, что «заработав» 0 баллов по критерию I (или критерию II, или критерию IV), преподаватель может набрать сумму баллов (80% от максимальной суммы баллов), позволяющую ему претендовать на высшую квалификационную категорию, что является неприемлемым.

  1. Перечисленные показатели не оценивают ряд направлений профессиональной деятельности педагогических работников, определенных их должностными инструкциями в [4].

Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности социальных педагогов не оценивается (или не в полной мере оценивается) результативность деятельности по следующим направлениям:

  • Изучение особенностей личности обучающихся, их микросреды, условий их жизнедеятельности; обеспечение индивидуального развития обучающихся.
  • Оказание обучающимся социальной помощи и поддержки.
  • Организация социально значимой деятельности обучающихся.
  • Создание обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся.
  • Организация самостоятельной работы обучающихся.
  • Участие в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.
  • Контроль за развитием и социализацией обучающихся.
  1. Показатели критерия не раскрывают (не в полной степени раскрывают) содержание критерия, определенного в его названии.

Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности социальных педагогов это относится ко всем критериям. Помимо этого следует отметить, что в критерии II к самому критерию относится лишь один из 4-х показателей, в критериях  I и IV таких показателей нет вообще. Следствием этого является то, что профессиональная деятельность социального педагога не оценивается по ряду оснований для установления  педагогическим работникам квалификационной категории в соответствии с п.п. 36 и 37 в [8]:

  • динамика результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
  • выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
  • совершенствование методов обучения и воспитания;
  • участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
  1. Ряд показателей критерия не относятся к самому критерию или проявление показателя не относится к самому показателю.

Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности воспитателей это:

  • показатели 1.2. «Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся, воспитанников» и 1.3. «Достижения обучающихся, воспитанников в досуговой деятельности», заявленные в критерии  I, но относящиеся к личному вкладу воспитателя в качество образования, т.е. к критерию III;
  • показатель 4.1.2. «Является наставником молодых педагогов», заявленный в критерии IV, но также относящийся к личному вкладу воспитателя в качество образования, т.е. к критерию III;
  • проявление показателя 4.3. «Участвует в деятельности органов государственно-общественного управления образовательной организации, местного самоуправления, общественных организаций, объединений, волонтерском движении (член попечительского/управляющего совета, совета трудового коллектива, профсоюзный активист, председатель/член совета микрорайона, депутат совета, член избирательной комиссии, общественной палаты)» относится не к самому показателю («Участие в профессиональных конкурсах»), а к показателю 3.7. «Признание профессиональным сообществом высокой квалификации педагогического работника».
  1. Значимость некоторых направлений профессиональной деятельности неявно завышается вследствие того, что они оцениваются неоднократно.

Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности воспитателей это:

  • показатель 1.2.2. «Динамика уровня социальной адаптации обучающихся, воспитанников (по результатам диагностики)». Оценка «совокупности ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе» производится также в показателе 1.1.3.;
  • показатели 3.2.1. «Проводит индивидуальную работу с обучающимися, воспитанниками, имеющими проблемы в развитии и поведении» и 3.2.2. «Проводит индивидуальную работу с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья». Обучающиеся (воспитанники) с ограниченными возможностями здоровья относятся к обучающимся (воспитанникам) у которых есть проблемы в развитии.
  1. Неудачными являются формулировки ряда показателей и проявлений показателя, названий подтверждающих документов. Иногда в формулировках используются понятия (термины), содержание которых не определено в научной литературе.

Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности социальных педагогов это:

  • показатель 2.1. («Позитивная динамика достижений обучающихся»), надо: «Динамика достижений обучающихся», т.к. динамика достижений может быть и отрицательной или «нулевой», а также показатель 2.2 (аналогично);
  • проявление показателя 3.2. «Доля обучающихся, воспитанников, охваченных программами, направленными на профилактику различного рода заболеваний, в том числе социального характера, и формирование здорового образа жизни»³ и ряд других.
  1. Некоторые из рекомендаций по оценке показателей ошибочны (или сомнительны).

Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности воспитателей это рекомендации по оценке следующих показателей:

  • показатель 1.2.3. «Обучающиеся, воспитанники участвуют в самоуправлении в пределах возрастных компетенций: 1б - деятельность определяют педагог и обучающиеся, воспитанники совместно (соуправление), 2б - деятельность определяется обучающимися, воспитанниками самостоятельно, педагог оказывает консультативную помощь (самоуправление)». Т.о. наиболее значимым считается ситуация, когда воспитатель отстраняется от фактического управления воспитательной работой (т.н. либеральный стиль управления). Это правильно в рамках, например, эзотерической образовательной парадигмы, однако ущемляет права воспитателя как равноправного участника воспитательного процесса при гуманистической образовательной парадигме, которая сегодня является официальной парадигмой российского образования. В связи с этим следует оценивать 1б самоуправление и 2б соуправление;
  • показатель 2.1.1. «1б - организует занятость обучающихся, воспитанников во внеурочной деятельности и дополнительном образовании (факультативы, кружки, секции, творческие объединения) для реализации их способностей, интересов и потребностей  (не менее 60% обучающихся, воспитанников)». Директивное требование (не менее 60% обучающихся, воспитанников) неприемлемо, т.к. не учитывает особенности образовательного процесса в конкретных образовательных учреждениях. Как, например, оценивать данное направление профессиональной деятельности воспитателя в учреждениях дополнительного образования (0% или 100%)?
  1. Некоторые показатели, проявления показателей неприемлемы для оценки профессиональной деятельности педагогических работников образовательных организаций СПО.

Так, например, в критериях и показателях профессиональной деятельности социальных педагогов это показатель 3.1. «Формирование профориентационной культуры обучающихся». Известно, что профессиональная ориентация (лат. professio – род занятий и фр.  orientation – установка) – это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии. Выбор профессии студентами учреждения СПО уже осуществлен.

Акт четвертый (дополнительный) о том, зачем вообще нужна эта статья. Действительно, а зачем? Ведь, например, акт третий может быть интересен лишь одному из 95 (по числу регионов России) читателей Информио.

В связи с этим, позвольте покаяться. Парфянские выстрелы по критериям и показателям профессиональной деятельности педагогических работников автором статьи уже производились на местном уровне на протяжении последних 1,5 лет. Однако ситуация не меняется, а, скорее, ухудшается. С учетом акта третьего настоящей статьи, а также стремления многих членов экспертных групп Министерства образования строго придерживаться действующих критериев и показателей профессиональной деятельности (утверждены Министерством!) аттестация педагогических работников в Саратовской области фактически превратилась в фарс4. Остается, на наш взгляд, одно – ситуацию надо «взорвать» статьей в интернете (из «садистских» стишков, популярных в 70-80 гг. прошлого столетия: «Дедушка в поле гранату нашел. Взял он ее, к сельсовету пошел. Дернул колечко, кинул в окно. Дедушка старый – ему все равно…»). Может быть поможет?

______________________________

По Ожегову: современный - относящийся к одному времени, к одной эпохе с кем-чем-нибудь [9].

2 По Ефремовой [2]: новый -

1. Впервые созданный или сделанный, недавно появившийся или возникший. // Ранее не использовавшийся, небывший в употреблении. 
2. Относящийся к настоящему времени; современный // Нынешний, теперешний. // Пришедший на смену старому. 
3. Следующий, очередной.
4. Вновь открытый, ранее не известный, вновь проявившийся. 
5. Незнакомый, малознакомый. // Непривычный, неопытный в каком-л. деле. 
6. разг. Введенный на смену старому, прежнему. 
7. Не тот, что прежде; иной. // Обновленный. 
8. Являющийся вслед за чем-л.

3 Результативность освоения обучающимися психопрофилактических и здоровьеформирующих программ отнюдь не определяется долей обучающихся, охваченных программами.

В современном русском языке фарсом обычно называют профанацию, имитацию какого-либо процесса.

Список используемой литературы:

  1. В помощь экспертам // Официальный сайт Института развития образования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.irorb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=111:ot&catid=50:divisions&Itemid=147#4 (дата обращения 11.05.2015).
  2. Новый // Общий толковый словарь русского языка «TolkSlovar.Ru» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://tolkslovar.ru/n8895.html (дата обращения 26.12.2014).
  3. Новые критерии для аттестации пед. кадров 2014 г. // Официальный портал ГАУ Саратовской области «Региональный центр оценки качества образования» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://sarrcoko.ru/?do=page&id=32 (дата обращения 8.06.2015).
  4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» // Российская газета RG.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2010/10/20/teacher-dok.html (дата обращения 16.12.2014).
  5. Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 20.10.2014 г. № 942 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Республики Адыгея в целях установления квалификационной категории» // Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Адыгея [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://adygheya.minobr.ru/node/1191 (дата обращения 11.05.2015).
  6. Приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 19.02.2015 г. № 107 «О внесении изменений в Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных на территории Республики Адыгея в целях установления квалификационной категории, утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Адыгея от 20.10.2014 г. № 942» // Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Адыгея [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://adygheya.minobr.ru/node/1191 (дата обращения 11.05.2015).
  7. Приказ Министерства образования Республики Башкортостан от 13.01.2015 № 19 «О проведении аттестации педагогических работников в 2015 г.» // Официальный сайт Института развития образования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.irorb.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=111:ot&catid=50:divisions&Itemid=147#4 (дата обращения 11.05.2015).
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» // Российская газета RG.RU [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2014/06/04/attestazia-dok.html (дата обращения 16.12.2014).
  9. Современный // Общий толковый словарь русского языка «TolkSlovar.Ru» [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://tolkslovar.ru/s8847.html (дата обращения 26.12.2014).
  10. Социализация // АКАДЕМИК [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4810/%D0%A1%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF (дата обращения 20.12.2014).

 

 

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*