Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследовательская работа на тему: «Роль чертежа в управлении качеством»

05.06.2015 1647 2967
Кузнецова Тамара Васильевна, преподаватель

Таенкова Виктория Евгеньевна, студентка

Башарина Виктория Юрьевна
Башарина Виктория Юрьевна, студент

Омский техникум железнодорожного транспорта

Актуальность исследования. В разных областях жизни ценным всегда являлось качество, а именно хорошее качество. Но если есть хорошее, значит, может быть и плохое.

Как улучшить качество? От чего оно зависит? Можно ли им управлять и с помощью чего? Играет ли какую-то роль в этом чертеж? И связано ли это с развитием человека? (2 слайд)

Необходимость решения этого вопроса определяет проблему исследования:  как управлять качеством? (3 слайд)

Всё выше изложенное позволило сформулировать тему исследования: «Роль чертежа в управлении качеством» . (1 слайд)

Объект исследования: управление качеством. (4 слайд)

Предмет  исследования: качество чертежа. (5 слайд)

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить связь между качеством чертежа и качеством развития личности. (6 слайд)

Гипотеза исследования: если будет выявлена связь между качеством чертежа и качеством развития личности, то управление качеством будет эффективным.  (7 слайд)

Цель и гипотеза обусловили задачи исследования:

  1. Выявить области исследования.
  2. Теоретически обосновать связь между качеством чертежа и качеством развития личности.
  3. Экспериментально подтвердить связь между качеством чертежа и качеством развития личности. (8 слайд)

В исследовании были применены следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение) и эмпирические (тестирование, наблюдение,  эксперимент).

База исследования -  СП СПО ОТЖТ

Исследование проводилось в два этапа: первый - теоретический и второй - экспериментальный. На первом этапе необходимо было решить две задачи.

Согласной первой задаче, областями исследования были выбраны две области: качество чертежа и качество развития личности. (9 слайд)

Чертежом называется документ, содержащий изображение предмета, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов [6]. По чертежу можно судить о конструкции предмета, его размерах, о форме предмета в целом и его частей. Чертёж является одним из главных носителей технической информации, без которой не обходится ни одно производство [4]. Выполнение чертежей является ответственной работой, так как от качества чертежа в первую очередь зависит качество изготовления изделия.   (10 слайд)

Качеством называется совокупность свойств и характеристик предмета или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество оценивается по определенным критериям [5]. (11 слайд)

Развитие личности - это изменение ее количественных и качественных свойств. (12 слайд)

Согласно второй задаче, были выявлены критерии качества чертежа и критерии качества развития личности.

Критерий - признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям [5]. (13 слайд)

Качество чертежа зависит от внутреннего состояния человека, качества знания графического языка, наличия и состояния инструментов, материалов, и принадлежностей и умения ими пользоваться, организации рабочего места. Главным из этих факторов является внутреннее состояние человека. (14 слайд)

Качество чертежа оценивается по определенным критериям, а именно:

  1. Аккуратность;
  2. Грамотность;
  3. Чёткость. (15 слайд)

Чтобы добиться улучшения качества выполняемого чертежа, студенту необходимо развивать свои личностные качества. Соответственно, чем более развита личность, тем успешнее она в плане социальной адаптации, профессиональной деятельности и нахождении собственного места в жизни. Равно как и наоборот.  (16 слайд) 

К положительным личностным качествам относятся: аккуратность, требовательность к себе, гибкость, ответственность, целеустремлённость. усидчивость, честность, любознательность, конкурентоспособность. (17 слайд)

Качество развития личности можно определить по следующим критериям:

  1. Целеустремленность.
  2. Самообразование.
  3. Саморазвитие. (18 слайд)

В результате теоретического исследования был определён показатель эффективности исследования, которым будет являться наличие связи между качеством чертежа и качеством развития личности, представленной в виде динамики изменения их критериев. (19 слайд)

Эксперимент проводился на базе СП СПО ОТЖТ в два этапа, в которых участвовали 9 человек.

         Для исследования личностных качеств человека использовались эмпирические методы: тестирование и наблюдение.

Результаты теста  «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию» [1] показали, что по ходу работы над выполнением чертежей у студентов меняется способность к саморазвитию, а именно, повышается. В среднем уровень способности к саморазвитию у студентов повысился на 5,6 балла. (20 слайд)

Результаты теста «Оценка уровня творческого потенциала личности»  [2] показали, что уровень развития творческого потенциала обучающихся чуть выше среднего (в среднем сумма баллов студента СП СПО ОТЖТ- 108). (21 слайд)

В результате работы над чертежами улучшились показатели следующих качеств: целеустремлённость, честность, энергичность, практикоориентированность, принципиальность, способность заинтересовать и повести за собой других, конкурентоспособность, способность к изменениям, саморазвитию и самообразованию.

Для определения уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность) и уровня тревожности как устойчивую характеристику (личностная тревожность) была использована методика Ч. Спилбергера, Ю.Л Ханина [3].  (22 слайд)

Показатели уровня реактивной и личностной тревожности студента СП СПО ОТЖТ на первом этапе эксперимента  составляли число «31» и «33» соответственно, что находится в пределах  умеренной тревожности.  В конце эксперимента эти показатели снизились до «24» баллов реактивной и «20» баллов личностной тревожности, что соответствует низкой тревожности.

Из этого следует, что студенты в ходе работы над чертежами становятся более спокойными и приобретают большую уверенность в результате, таким образом,  улучшают критерии качества своего личностного развития. Что в свою очередь приводит к улучшению качества выполняемого чертежа. И, наоборот, улучшение качества чертежа способствует дальнейшему улучшению качества развития личности.

Анализ результатов исследования позволяет увидеть динамику изменения критериев качества развития личности и критериев качества чертежа. (23 слайд)

Вывод: (24 слайд)

  1. Выявлены области исследования.
  2. Теоретически обоснована связь между критериями качества чертежа и критериями качества развития личности.
  3. Экспериментально подтверждена связь между критериями качества чертежа и критериями качества развития личности.

Заключение (25 слайд)

Исследование можно считать эффективным, так как выявленная динамика изменения критериев качества чертежа и качества развития личности подтверждает связь между ними и показывает роль чертежа в управлении качеством.

Список использованной литературы (26 слайд)

  1. Андреев В.И. Конкурентология: Учебный курс для саморазвития конкурентоспособности. – Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006.
  3. Истратова О. Н. Справочник психолога – консультанта организации. – Ростов н /Д: Феникс, 2007.
  4. Куликов В.П. Инженерная графика: учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2006.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  6. Черчение: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. В.В. Степаковой. – М.: Просвещение, 2006.

Приложение: Презентация "Роль чертежа в управлении качеством"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*