Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ формировании многих качеств будущего специалиста большую роль играет математика. Поэтому математическое образование должно стать неотъемлемой частью культурного багажа любого современного человека. Его основная цель - воспитание умения математически исследовать явления реального мира. Совершенно очевидно, что мы не в состоянии обеспечить студента знаниями на всю жизнь: как выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, как оформить кредит, вычислить налоговые отчисления, рассчитать необходимое количество обоев или краски при ремонте и т.п. Нам необходимо научить студентов самостоятельно учиться, сформировать общие компетенции, познавательную активность и самостоятельность.
Преподавание математики в школе технического профиля строится с соблюдением преемственности школьного математического образования, в основе содержания которого лежит спирально - концентрический принцип построения учебного материала, а также с учетом связей между предметами - как изучаемыми в школе (физика, химия, биология), так и не изучаемыми в основной школе (электротехника, инженерная графика, техническая механика).
Говоря о необходимости математических знаний, следует опираться на их практическое применение для конкретных специальностей. Математическое образование -это испытанное столетиями средство интеллектуального развития в условиях массового обучения. Такое развитие обеспечивается принятым в качественном математическом образовании систематическим, дедуктивным изложением теории в сочетании с решением хорошо подобранных задач.
Успешное изучение математики облегчает и улучшает изучение других учебных дисциплин. Математика - наиболее точная из наук. Поэтому учебная дисциплина "Математика" обладает исключительным воспитательным потенциалом: воспитывает интеллектуальную корректность, критичность мышления, способность различать обоснованные и необоснованные суждения, приучает к продолжительности умственной деятельности. Для многих обучающихся математика является необходимым элементом предпрофессиональной подготовки.
В связи с этим принципиально важно согласование математики и других учебных дисциплин. Изучение математики является неотъемлемой частью любой специальности среднего звена, и на каждом занятии должна прослеживаться связь с практикой. Методика комплексного подхода к обучению студентов основам математических знаний имеет целью обучение студентов применению математики в будущей профессиональной деятельности и включает:
- установление соответствия между математическими знаниями и их применением в специальных дисциплинах;
- использование заданий по математике, в том числе задач практического содержания, реализующих профессиональную направленность;
- обучение построению математических моделей профессионально ориентированных задач, способствующих формированию умений математически моделировать процесс или явление из будущей профессиональной деятельности.
В специальных и общепрофессиональных дисциплинах, междисциплинарных курсах, изучаемых на II-IV курсах, большинство задач базируется на математическом материале, с которым студенты познакомились при изучении дисциплины "Математика". Однако многие студенты, в том числе и хорошо успевающие, затрудняются при решении этих задач, так как в условии задачи специального содержания они не видят знакомую им математическую задачу. Поэтому необходимо систематизировать знания таким образом, чтобы знания по математике и спецдисциплине были увязаны, то есть при решении задач по спецдисциплине целесообразно предлагать их математические аналоги.
Можно привести пример взаимосвязи между дисциплиной "Электротехника" и разделом математики "Линейная алгебра". Студентам предлагается сделать расчет сложной электрической цепи постоянного тока. Используя первый и второй законы Кирхгофа, студенты получают систему n-линейных уравнений с n-неизвестными. Система решается методом линейной алгебры. Если студенты узнают в задаче по электротехнике ее математическую модель, процесс расчета будет упрощен. Поэтому в ходе изучения методов решения систем линейных уравнений, необходимо рассматривать упрощенные модели задач аналогичного содержания.
Для обеспечения эффективности обучения студентов колледжа основам математических знаний необходим комплексный подход. Комплексный подход включает в себя следующие компоненты: целевой, содержательный, методический, контрольно-оценочный.
Целевой компонент включает цели и задачи обучения студентов технического профиля основам математических знаний. Целью обучения студентов является освоение ими математических знаний и применение их для решения задач профессионального содержания.
Содержательный компонент тесно взаимосвязан с целевым, методическим. Данный компонент включает профессионально значимые для будущего специалиста разделы математики - дифференцирование, интегрирование, дифференциальные уравнения, теорию вероятностей, математическую статистику, линейную алгебру, которые направлены на овладение математическими методами, позволяющими решать профессиональные задачи.
Методический компонент включает выбор и применение методов, средств и форм обучения студентов колледжа технического профиля основам математических знаний:
- использование совокупностей задач профессионального содержания;
- построение математических моделей практических задач;
- разрешение проблемных ситуаций;
- ведение и применение рабочей тетради;
- составление опорных схем.
В целях реализации методического компонента для студентов I курса целесообразно разработать учебное пособие, учитывающее специфику колледжа, уровень знаний и умений, затруднения при изучении раздела "Основы математического анализа". Необходимо составить методические рекомендации для выполнения студентами практических работ, где учитывается профессиональная направленность и установлена их взаимосвязь с содержанием специальных дисциплин. Разработать методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы, содержащие задания профессионального уровня. Внеаудиторная самостоятельная работа способствует воспитанию у студентов уверенности, профессиональной значимости изучаемого предмета и выработке самостоятельного мышления, умения анализировать и делать обобщающие выводы: студенты видят практическое применение математических методов при изучении специальных дисциплин.
Контрольно - оценочный компонент характеризует степень достижения поставленной цели, выявляет недостатки в математической подготовке студентов и способствует их своевременному устранению. Описанный компонент включает комплект оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины "Математика".
Комплексный подход в обучении студентов колледжа основам математических знаний способствует улучшению математической подготовки студентов технических специальностей и выпуску квалифицированных специалистов, обладающих необходимым запасом математических знаний и умеющих применять их в будущей деятельности при решении профессиональных задач.
Литература
1.Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения: кн.для учителя. - М.: Просвещение, 2014 .
2.Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: кн.для учителя. - М.: Просвещение, 2013.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.