Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационные образовательные технологии: Опыт Якутского медицинского колледжа

02.06.2015 1601 2796
Алексеев Дмитрий Афанасьевич
Алексеев Дмитрий Афанасьевич, директор

Якутский медицинский колледж

Преимущества  применения современных образовательных технологий - меняются функции преподавателя и студента, преподаватель становится консультантом-координатором (а не выполняет информирующе-контролирующую функцию), а студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе путей усвоения учебного материала. Основой образования должны стать не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Необходимо не только выпустить специалиста, получившего подготовку высокого уровня, но и включить его уже на стадии обучения в разработку новых технологий, адаптировать к условиям конкретной производственной среды, сделать его проводником новых решений, успешно выполняющим функции менеджера.

Важную роль в организации медицинской помощи занимают специалисты со средним медицинским образованием, которым в настоящее время предоставляется возможность самостоятельно решать ряд медико-социальных проблем при обслуживании пациентов в пределах своих компетенций. В целях освоения профессиональных компетенций у студентов преподавателями Якутского медицинского колледжа разрабатываются и внедряются инновационные формы обучения.   

Одним из направлений внедрения инновационных технологий в ЯМК является разработка медицинских интерактивных игр-симуляторов совместно с ООО «Технопарк Якутии», т.к. подготовка квалифицированных специалистов в соответствии с ФГОС требует  творческого подхода к современному образовательному процессу. Цель разработки – повышение заинтересованности студентов в овладении общими и профессиональными компетенциями. Прежде чем приступить к разработке игр-симуляторов среди студентов был проведен опрос–анкетирование с целью выявления пробелов по изученным темам. По результатам, были выбраны пять тем: «Электрокардиография», «Забор крови из периферической вены системой VENOJEKT, VENOSOFT, VACUET», «Внутримышечное введение лекарственных средств», «Неотложная помощь при анафилактическом шоке», «Сердечно-легочная реанимация вне лечебного учреждения», «Оказание помощи при инфаркте миокарде», «Бронхиальная астма», которые в дальнейшем вошли в основу игр. Игры-симуляторы помогают студентам более качественно подготовиться к практическому занятию, при необходимости повторить пройденный теоретический материал, закрепить практические навыки, которые способствуют развитию клинического мышления.

Играя, студенты значительно лучше усваивают учебный материал, выполняют манипуляции, с интересом решают проблемно-ситуационные задачи и, безусловно, повышают качество преподаваемого предмета и освоение студентами профессиональных компетенций.

Второе направление - разработка Программы электронного УМК в виде приложения к телефону или планшету, которая позволяет быстрый доступ студентам к учебным материалам по дисциплинам. На современном этапе перехода к стандартам нового поколения вопрос о качественной организации самостоятельной работы студентов становится особенно актуальным. Внедрение электронных учебно-методических комплексов в процесс обучения создает принципиально новые педагогические инструменты, предоставляя, тем самым, и новые возможности. При этом изменяются функции педагога, и значительно расширяется сектор самостоятельной учебной работы студентов как неотъемлемой части учебного процесса.

Преимуществом  электронного учебно-методического комплекса является наличие сгруппированного материала, который включает в себя программы лекций и практических занятий, темы рефератов, программы экзаменов и зачетов, а так же методические рекомендации студентам по освоению учебных дисциплин, списки рекомендуемой литературы, методические рекомендации по самостоятельной работе студентов, указания по практическим и/или лабораторным занятиям (в соответствии с учебным планом профиля/специальности), в том числе лабораторные практикумы, задачники, методические рекомендации по написанию курсовых/контрольных работ, материалы по системе промежуточного и итогового тестирования, примерные вопросы для подготовки к экзамену (зачёту) по дисциплине, материально-техническое и лабораторное обеспечение дисциплины.

Данная программа установлена в двух компьютерных классах и библиотеке. Желающий пользователь может установить данное приложение в своем личном компьютере или в планшете, телефоне и в домашних условиях выполнять практические задания. Электронный учебно-методический комплекс должен предоставляться студентам на внешнем носителе и свободно распространяться по локальной сети и глобальной сети Интернет.

Следующее направление - обучение студентов на практических занятиях проходит в манипуляционных кабинетах колледжа, где созданы максимально приближенные к реальности условия. Манипуляционные кабинеты оснащены всем необходимым медицинским обрудованием, муляжами, фантомами, студенты до автоматизма  отрабатывают каждую манипуляцию, тем самым приобретают практический опыт.

Манипуляционный кабинет акушерства и гинекологии

Манипуляционный кабинет педиатрии

Кабинет сестринского ухода

Кроме этого, достигнута договоренность с Медицинским институтом Северо-Восточного Федерального университета об использовании базы Симуляционного Центра при отработке практических навыков студентов колледжа. Наш опыт показывает, что применение симуляционных технологий позволяет повысить безопасность учебного процесса, совершенствовать уровень профессионального мастерства и практических навыков студентов на учебном этапе, обеспечивая им более эффективный, плавный и безопасный переход к медицинской деятельности. Кроме того, при систематическом использовании симуляционных технологий отмечено снижение ошибок при выполнении манипуляций. Можно сказать, что это приведет к повышению качества медицинской помощи населению в целом, а также обеспечит непрерывное профессиональное обучение медицинских кадров в соответствии с современными алгоритмами.           

Еще одно направление – это развитие инновационного  социального партнерства в проекте «Практикоориентированность в подготовке медицинских сестер ХХI века». Суть данного проекта – персональное прикрепление каждого студента с первого курса до выпуска к одному из отделений 5 лечебно-профилактических организаций, участвующих в данном проекте. Подписано соглашение с ЛПО о формах и видах взаимодействия при совместной подготовке специалиста, который в будущем может трудоустроиться в прикрепленном отделении.

Таким образом, применение инновационных технологий в образовании дает широкие возможности дифференциации и индивидуализации учебной деятельности. Результат применения образовательных технологий в меньшей степени зависит от мастерства преподавателя, он определяется всей совокупностью её компонентов. Современные образовательные технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания и направлены на конечный результат образовательного процесса - это подготовка высококвалифицированных специалистов.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*