Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность данной темы обусловлена остротой социальных проблем современного российского общества, коренящихся в низком уровне духовно-нравственной культуры значительной части людей. Особая значимость духовно-нравственного воспитания и развития молодежи обусловлена тем, что в обществе отмечается усиление нестабильности жизни, разрушение нравственных ориентиров, наличие реального гуманистического кризиса, особенно влияющего на наименее приспособленную часть общества - молодежь. Согласно опросу НИИ социологии РАН, 55% молодых людей готовы переступить через моральные нормы, чтобы добиться успеха; молодежь устойчиво демонстрирует значительно меньший уровень осуждения аморальных поступков по сравнению со старшим поколением. Такие ценности как Истина, Добро и Красота отодвинуты на задний план. Снизилось значение гражданского долга и патриотизма, поменялось отношение к дружбе, любви, браку, семье.
Сегодня важно показать студентам, тем, кто ещё только вступает на путь взросления, как можно прожить счастливую жизнь, как научиться отличать правильные и неправильные поступки и видеть их последствия, помочь им поверить в свою уникальность, научить отличать факторы, помогающие человеку добиваться поставленных целей, помочь формировать собственные жизненные ценности.
Осмысление места и роли духовно-нравственного развития студентов в современном среднем профессиональном образовании должно быть направлено, прежде всего, на возвращение в образование и в жизнь молодежи вечных и неизменных общечеловеческих высших нравственно-духовных ценностей. Состояние современного российского общества требует не только изменения подхода к образованию, как одного из важнейших компонентов формирования человеческой личности, но и глубокого переосмысления самого понимания жизни человека, развития у него способности делать осознанный выбор, ставить перед собой достойные жизненные цели. Это возможно, если человек будет способен не только удовлетворять свои физические и материальные потребности, но и стремиться к духовно-нравственной самореализации, позволяющей проникать в свою собственную сущность и осознавать смысл своей жизни. При такой постановке вопроса на первый план образовательного процесса выходит не интеллектуально-когнитивная или операционально-профессиональная подготовка, а формирование человека, способного глубоко осмысливать происходящее, видеть позитивные пути решения жизненных проблем, находить силы воплощать их в собственной жизни и жизни окружающих.
В последние десятилетия в психолого-педагогической литературе была поставлена задача "формирования у студентов гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности". Особо актуальной становится проблема создания психолого-педагогических условий для эффективного воспитания студенческой молодежи, способствующего становлению и развитию духовно-нравственного компонента их личности и разработка программ оптимального психологического сопровождения этого процесса. Формирование специалиста нового типа, сочетающего профессиональную компетентность с высокой личной культурой, требует достижения такого качества психолого-педагогического сопровождения, которое способно помочь студенту в его духовном самообразовании.
Цель выступления – акцентировать внимание слушателей на психологических условиях и факторах, определяющих механизм духовно-нравственного развития личности студента в процессе получения профессионального образования.
Психологический механизм духовно-нравственного развития личности определяется как система взаимодействующих факторов и условий, обеспечивающих этот процесс (В.Г. Леонтьев).
Для того, чтобы образно представить себе процесс формирования и функционирования личности, следует обратиться к наглядной схеме предлагаемой Ю.Б.Гиппенрейтер (рис.1).
Рисунок 1. Схема Ю.Б.Гиппенрейтер
Индивид изображается в виде окружности. Социальная среда вокруг него сложно сконструирована, в частности в ней могут быть выделены иерархические слои различных «норм»: от правил внешнего поведения до духовных идеалов и ценностей. Нормы, предписываемые социальными ролями, находятся где-то посередине.
Индивид начинает жить в этой среде и интериоризировать систему правил, норм и ценностей; начинается рост личности. Этот процесс инериоризации можно уподобить математической операции, которая называется «инверсией плоскости в окружность». Согласно этой операции все внешние точки плоскости переходят во внутренние точки окружности. При этом соблюдается следующее правило: Точки, находящиеся близко от контура окружности снаружи, переходят в точки, которые также близки к контору изнутри; более удаленные точки плоскости оказываются ближе к центру окружности, наконец, бесконечность инвертируется в самый центр окружности. Процесс формирования личности напоминает такую инверсию:
Определение понятия духовности является базой для рассмотрения содержания духовно-нравственного развития личности. Такой подход используется вследствие существования системной связи между такими психологическими характеристиками личности как духовность и нравственность. Духовность и нравственность — не тождественные категории. Хотя обе из них проявляются через ценностные установками и поведенческие стереотипы во взаимодействии с другими личностями, формируются через взаимодействие с культурой семьи, общества, с культурным наследием современной цивилизации. Уровни нравственности и духовности являются характеристиками общей культуры личности.
Нравственность рассмотрена как система ценностных установок личности в социальных отношениях, как интегральная часть духовного потенциала личности. При рассмотрении сущности духовно-нравственного развития личности категории духовности и нравственности использованы как призма для рассмотрения остальных сфер человеческой личности.
Современная психолого-педагогическая наука под духовностью понимает сущностную, интегральную и динамичную характеристику личности, которая выражается в уровне свободы, ответственности, осознании смысла жизни, любви, стойкости личности и проявляется в ее способности давать нравственную оценку всему происходящему внутри и вне ее, действовать в соответствии с собственной системой нравственных ценностей и оказывать влияние на окружающий мир, исходя из своих ценностно-нравственных установок.
Оптимальные условия духовно-нравственного развития личности студентов может обеспечить специально организованная программа психологического сопровождения студентов, направленная на активизацию их духовного и ценностного потенциалов. Психолого-педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития студента предполагает целенаправленное создание психологических условий и определено как целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции духовно-нравственного становления личности студента. Основанием системы психологического сопровождения, согласно имеющимся взглядам, является концепция свободного выбора как условия развития. Важнейшим положением которой является приоритет опоры на внутренний личностный потенциал субъекта, его выбор и ответственность за него. Психологическое сопровождение носит обучающий, воспитывающий и формирующий характер. Такой характер ему придает диалогически организованное взаимодействие студентов и педагогов.
При организации и реализации различных форм и методов совместной деятельности главным воспитывающим фактором может стать характер субъект-субъектных отношений: степень их гуманистичности, доброжелательности, комфортности для студентов и преподавателей. Результатом работы по психологическому сопровождению духовно-нравственного развития является личностная зрелость студента.
Перед программой сопровождения стоит следующая цель: создать оптимальные условия психологической среды для формирования духовно-нравственного здоровья и личностного развития студентов техникума.
Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Основными направлениями работы по психологическому сопровождению студентов являются когнитивный, операциональный, рефлексивный и мотивационный компоненты.
Внутренний психологический конфликт, проявляющийся на этапе рефлексивной подготовки, с еще большей остротой поднимает вопрос о том, способен ли человек сам путем самосовершенствования достичь духовно-нравственного идеала. Когда человек ориентируется на идеал и стремится к нему, то он больше и больше понимает, что не способен жить в соответствии с этим идеалом. И общество, и внутренние побуждения часто противоречат нравственному закону и мотивируют поступать "как все", "как выгодно", "как удобно", а не "как правильно". Нарастает кризис самосознания личности. Не находится внутренних сил, не хватает внутренней мотивации и при определенных обстоятельствах человек идет против своей совести, поступает против нравственного закона, хотя на интеллектуальном уровне принимает его и считает верным. Такие противоречия подводят рефлексирующую личность к дилемме: либо что-то неверно с идеалом, либо что-то не так в моем "Я". Выходом из противоречия может быть отказ от идеала или его лицемерное, исключительно внешнее соблюдение.
Раскрытие творческого потенциала студентов, вовлечение их в диалоговое общение, положительная оценка результатов деятельности и поддержание адекватного уровня их самооценки - все эти элементы внешней и внутренней мотивации способствуют активизации процесса духовно-нравственного становления личности студента.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.