Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСистемный кризис, который затронул российское общество в наибольшей степени оказал воздействие на духовную сферу и прежде всего различные аспекты политического сознания. Существующий в стране на сегодняшний день духовно-нравственный уровень молодежи и студенчества в целом далеко не благополучный. Еще происходит процесс вымывания национальных духовных традиций и устоев. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых гражданами принципов и норм жизни, не всегда присутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.
Одной из важнейших задач, заявленных на государственном уровне является создание и функционирование государственной системы патриотического воспитания в стране. В Положении об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам подчеркивается необходимость укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи [5].
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений», подчеркивалось в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ.
Постановлениями Правительства РФ выражена суть политики патриотического воспитания как вектора становления нравственной основы формирования активной жизненной позиции граждан [3] и возрождения духовно-нравственных ценностей российского общества.
Образования является, пожалуй, самой всеобъемлющей после семьи сферой, которая в большей степени влияет на воспитание молодежи, а следовательно, ответственна за ее духовно-нравственное становление. Духовно-нравственное воспитание и развитие молодежи явилось основополагающим аспектом в Национальной доктрине образования РФ на период до 2025 года, в которой стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества.
Посредством государственной политики в области образования Доктриной определены цели воспитания и обучения, пути их достижения, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года, включая:
В связи с этим на первый план образования в РФ выносятся:
Закон Российской Федерации «Об образовании» трактует один из принципов государственной политики в области образования как «…воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к родине, семье» [4].
Основные задачи патриотического воспитания личности в России решаются в ходе реализации последовательно принятых Правительственных Государственных программ: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации…» на 2001-2005, 2006-2010, 2011–2015 годы [6], целью которых является создание системы патриотического воспитания молодежи России. Каждая Программа является продолжением предшествующих государственных программ, сохраняя непрерывность процесса формирования и развития патриотического сознания российских граждан как важнейшего фактора единения российского народа.
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определен современный национальный воспитательный идеал гражданина России как высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации .
Основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности:
Хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению нравственные и моральные устои позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений, что обеспечивает успешное развитие страны в современных условиях.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом учебно-воспитательного процесса.
Ситуация, сложившаяся в России в ходе реформаторских процессов, привела к ломке прежней системы ценностей. Следовательно, на качественно новом уровне должны рассматриваться проблемы духовных и нравственных ценностей студенчества.
Каковы же основные пути гражданско-патриотического воспитания?
Гражданское воспитание – это система воспитания и обучения личности, предусматривающая прежде всего создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно-полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Создание и функционирование социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся в образовательных организациях осуществляется на основе:
Формирование и развитие базовых национальных ценностей невозможно реализовать через отдельную учебную дисциплину. Это – целостная система, охватывающая все сферы деятельности образовательной организации, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Компетентностный подход в гражданско-патриотическом воспитании предполагает, что гражданская компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов, и может быть раскрыта через ряд ключевых компетентностей, каждая из которых удерживается определенным набором способностей, составляющих эту компетентность:
Поскольку духовно-нравственное развитие синтезирует комплекс гражданско-патриотических, моральных ценностей и базируется на целом ряде ключевых компетентностей, то задача создания условий для его становления не может быть решена средствами только традиционного образования (дисциплины и курсов социально-политического цикла). Огромную роль в этом процессе играют другие образовательные компоненты. Именно поэтому новые стандарты построены на принципиально иных основаниях и, прежде всего, не как стандарты-минимумы, а как многоуровневые и многопозиционные стандарты-ориентиры. Введение образовательных стандартов нового поколения обусловлено не только научно-экономическим развитием страны, но и существующими проблемами в духовно-нравственном уровне нации. Заложенные во ФГОС общие и профессиональные компетенции для дисциплин всех циклов и профессиональных модулей стали базовой основой целостности системы гражданско-патриотического воспитания на протяжении всего срока обучения. Реализация требований федеральных государственных стандартов позволяет более полно осуществлять процесс гражданско-патриотического и духовного воспитания, а следовательно, и выполнять государственную задачу по духовно-нравственному развитию российского общества.
Цели и задачи гражданского образования реализуются в рамках всех предметов на интегративной основе (методологической, содержательной, технологической и других).
Дисциплины социально-гуманитарного цикла дают обучающимся систематическое представление об обществе и непосредственно направлены на становление гражданских компетентностей. Эти дисциплины должны и являются основой системы гражданского образования, осуществляемого в рамках учебного процесса. Вместе с тем, они должны быть тесно взаимосвязаны с другими дисциплинами и с внеаудиторной деятельностью обучающихся, а также с деятельностью по развитию уклада жизни образовательной организации. В этом плане учебное занятие может и должно стать тем местом, на котором происходит либо запуск процессов демократизации в образовательной организации, либо анализ опыта гражданского действия и поведения.
Патриотическое воспитание – это своего рода социальный проект для всей образовательной организации. Демократический уклад образовательной организации, как модель открытого гражданского общества, в совокупности с разнообразной внеаудиторной деятельностью, является условием, при котором только и возможно обретение обучающимися и педагогами опыта демократического поведения, опыта активной гражданской позиции.
Значительную роль в гражданско-патриотическом воспитании и духовном развитии обучающихся играет привнесение в жизненный уклад опыта участия студентов в образовательных и социальных пространствах вне учебного заведения. Это требует тесного взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, социальными и общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью такого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Основным субъектом воспитания является личность преподавателя, которая выступает и в роли объекта воспитания. Преподаватель, осуществляя функцию коррекции и сопровождения процесса социализации и самовоспитания студентов, должен обеспечивать качество взаимодействия участников педагогического процесса, в первую очередь – в аспекте реализации духовно-нравственного потенциала патриотического воспитания студенчества. При этом не только самому быть гражданином и обладать гражданскими компетентностями, но и должен уметь создавать условия для становления гражданской компетентности и соответствующих ценностей у обучающихся.
Эффективность образовательной деятельности по формированию активной гражданской позиции, патриотизма, духовности студентов может быть выражена в решении следующих педагогических задач:
Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на патриотическое воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.
Проблемы духовных и нравственных основ патриотического воспитания молодежи не могут быть решены вне общего процесса духовного и нравственного развития россиян. В целом российская молодежь высказывается за создание гражданского демократического общества, строительство нового государства. В последние годы вместе с положительными тенденциями в экономике наблюдаются патриотические настроения молодежи, в том числе студенческой.
Процесс гражданского воспитания предполагает в качестве важнейшего ценностного приоритета достижение на личностном уровне массового масштаба реальных образцов одобряемого обществом правового поведения, соблюдение нравственных норм и толерантности в деловых, межнациональных, межличностных и межконфессиональных отношениях.
Духовное и экономическое возрождение России предъявляет новые требования к профессиональному образованию, к подготовке гармонично развитой и духовно богатой личности. Это возможно при каждодневном сочетании и взаимообогащении общечеловеческих и национальных традиций в воспитании студентов, что, несомненно, сказывается на интеллектуальном потенциале общества, утверждает и развивает гуманистическое предназначение профессионального образования.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.