Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Внеаудиторная работа, как условие активизации учебно-познавательной деятельности студентов специальности "Лечебное дело" при изучении МДК 02.04 "Лечение пациентов детского возраста

22.05.2015 895 1532
Дыль Эльвира Эдвиновна
Дыль Эльвира Эдвиновна, преподаватель

Ачинский медицинский техникум

«Было время, когда считали возможным

сообщать образование. Даже знание в собственном

смысле слова сообщить невозможно. Можно их

человеку предложить, подсказать, но овладеть ими

он должен путем собственной деятельности»

А. Дистервег

Сложившиеся социально – экономические условия в российском обществе, рост конкуренции на рынке образовательных услуг порождают необходимость результативной и эффективной системы качества подготовки специалистов для практического здравоохранения.

Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность. Однако, одной из трудностей профессионального образования является то, что студент, выбрав себе специальность, т.е. профессионально определившись, тем не менее, недостаточно активен в учебном процессе, безинициативен, ориентирован на указания преподавателя и не способен самостоятельно организовать собственную учебную деятельность. И перед педагогическими коллективами средних специальных учреждений стоит задача: формировать активную учебно-познавательную деятельность студентов на основе максимального использования индивидуальных творческих возможностей студента, развития его способностей к самообразованию и самообучению.

Такой подход к профессиональной подготовке студентов отражен в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, которые   обязывают преподавателей учить студентов работать самостоятельно, добывать и пополнять свои знания, воспитывать у них потребность в самообразовании. Достигнуть этих целей можно в ходе самостоятельной работы, которая выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе.

Сегодня при организации работы студентов большее значение приобретает внеаудиторная самостоятельная работа, в связи с чем увеличена доля часов на данный вид работы при освоении профессиональных модулей.

Внеаудиторная работа студентов является составной частью образовательной программы СПО и наряду с производственной практикой студентов остается наиболее сложной формой организации учебного процесса, требующей современной материально – технической базы, соответствующего методического сопровождения, соблюдения интересов работодателей и образовательного учреждения, а также потребностей студентов в самореализации.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в рабочих программах профессиональных модулей преподавателями нашего техникума определено количество часов внеаудиторной работы студентов. В частности, по МДК. 02.04. Лечение пациентов детского возраста внеаудиторная работа составляет 54 часа. Далее отражен фрагмент таблицы распределения вида работ по темам курса.

Наименование тем

Вид работы

Количество часов

III семестр

18

Тема 1. Лечение заболеваний новорожденных.

Обязательный: работа с пособием.

Дополнительный:

1. поиск и анализ показателей перинатальной, младенческой смертности;

2. работа с интернет – ресурсами.

6

Тема 2. Лечение хронических расстройств питания у детей

Обязательный: работа с учебной, дополнительной литературой.

Дополнительный:

1. разработка памяток для родителей;

2.примерное меню детям 6 – 10 месяцев.

4

Тема 3. Лечение нарушений минерального обмена у детей.

Обязательный вид работы: работа с пособием, просмотр слайд – лекции.

Дополнительный:

1. разработка памяток для родителей по режиму дня детей первого года жизни;

2. примерное меню детям 6 – 10 месяцев.

4

Тема 4. Медицинская помощь при аномалиях конституции, аллергических заболеваниях у детей.

Обязательный: просмотр слайд – лекции.

Дополнительный:

1. разработка рекомендаций по лечебному питанию детей, страдающих аллергическим диатезом;

2. составление глоссария;

3. составление кроссворда.

2

 

При организации самостоятельной работы учитываются следующие условия:

  • готовность студентов к самостоятельному труду;
  • мотивация получения знаний;
  • наличие и доступность необходимых учебно-методических и справочных материалов;
  • систематический контроль качества выполненной самостоятельной работы;
  • консультационная помощь преподавателя.

По МДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста разработаны методические рекомендации по организации и сопровождению внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят студентам самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование общих и профессиональных компетенций по ПМ 02. Лечебная деятельность.

В работе приводятся краткие характеристики различных видов заданий для СРС, рекомендации и требования к их выполнению, ролевые алгоритмы действия преподавателя и студента, критерии оценки выполненных заданий, перечень литературных источников, электронные ресурсы.

Все виды заданий для СРС, представленной выше, являются обязательными и дополнительными. Обязательные задания предлагаются преподавателем, дополнительные задания выбираются студентами. Предусмотрена вариабельность заданий для студентов: выполнение одного из дополнительных заданий студентами одной подгруппы, чтобы избежать однообразия домашней работы в группе. Таким образом, каждый студент сам определяет режим своей работы и меру труда, затрачиваемого на овладение учебным содержанием по каждой теме курса. Он выполняет внеаудиторную учебную работу по личному, индивидуальному плану, в зависимости от располагаемого времени и других условий. По каждому виду самостоятельной работы студенты получают информацию с указанием критериев оценки качества выполняемой работы.

Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением:

  • перечнем основной и дополнительной литературы;
  • электронной библиотекой;
  • списком видеоматериалов по различным темам дисциплины;
  • методическими указаниями по организации и выполнению различных видов СРС;
  • учебно-методическими пособиями по темам дисциплины.

Во время самостоятельной подготовки обучающимся рекомендуется обращаться к информационным ресурсам сети Интернет. Для регулирования самостоятельной работы необходимо учитывать трудность работы, сроки выполнения заданий, их соответствие заданным требованиям, в связи с чем преподаватель организует консультации.

Необходимо проводить систематический контроль за выполнением самостоятельной работы. Это дисциплинирует студентов, позволяет отследить усвоение учебного материала каждым студентом, группой в целом, выявить типичные ошибки, дать рекомендации.

Практический опыт показывает, что участие во внеаудиторной работе развивает творческие способности студентов, повышает мотивацию обучения, способствует повторению и закреплению теоретических знаний и практических навыков по педиатрии. Как правило, во внеаудиторной работе участвуют наиболее активные и подготовленные студенты, имеющие лучшие показатели успеваемости. Активность и самостоятельность, ответственность и исполнительность – качества, характеризующие интеллектуальные способности человека и стремление к учению. Как и другие качества, они проявляются и развиваются в деятельности. Поэтому важно с самого начала процесса обучения широко использовать различные методы и формы самостоятельной работы, побуждающих к учебно-познавательной деятельности, развивающих важные интеллектуальные качества студентов, обеспечивающие в дальнейшем его потребность в постоянном овладении знаниями и применении их на практике. Все это благоприятно сказывается на качестве подготовки и воспитания будущих специалистов.

 

Литература

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга. 3 изд., доп. М.: Центр тестирования. – 2002. – 240 с.
  1. Галактионова, М.Ю. Помощник врача (фельдшера) скорой помощи : учеб. пособие для студентов по производств. практике / М.Ю.Галактионова, А.В. Гордиец. – 2 - е изд., перераб. и доп.– Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. –184с.
  2. Мещерякова М.А. Система педагогического тестирования в преподавании учебной дисциплины медицинских специальностей (учебное пособие для преподавателей). М.: ММА им. И.М.Сеченова, 2002. – 90.
  3. Современные образовательные технологии в модульно-компетентностном обучении. Сборник материалов республиканской научно-методической конференции, Ижевск, 2012.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*