Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В современном мире и профессиональной деятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации. От современного человека требуются качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Особое значение приобретает умение работать в группе, планировать свою деятельность, работать самостоятельно и оценивать результат своей деятельности.
Уроки по творчеству писателя XX века Михаила Зощенко разработаны с целью пробудить интерес обучающихся к чтению текстов художественных произведений, научить самостоятельно анализировать, постигать новый для современных читателей жанр cказа.
План урока
Цели урока:
Технология: Критическое мышление через чтение и письмо.
Прием: Чтение с остановками.
Средства обучения:
Деление группы на пары для совместной работы над текстом.
Условия заполнения оценочного листа обсуждаются со студенами.
Ход урока
I. Вызов
Какие факты биографии М. М. Зощенко (1895-1958) кажутся вам интересными?
Можно ли судьбу писателя назвать трагической?
Каковы судьбы его современников-писателей? (Есенин, Маяковский, Бабель)
Задание: Составить хронологическую таблицу биографии писателя.
Чтение рассказа «Аристократка» (по рядам)
Первая остановка во время чтения
Герой рассказа «Аристократка» малообразованный и малокультурный человек, занятый «мелочами жизни», постоянно находящийся в конфликте с окружающими, попадающий в нелепые и смешные ситуации.
Чтение и анализ рассказа «Кризис» (преподаватель)
Вторая остановка во время чтения
Чтение и анализ рассказа «Нервные люди»
Третья остановка во время чтения
Этот человек вырван революцией из привычного жизненного уклада и все свои силы тратит на борьбу с мелкими житейскими неурядицами, как маргинальная личность он отказался от прежних ценностей и не воспринял новых.
Чтение и анализ рассказа «Жертва революции»
Четвертая остановка во время чтения
Подобная личность самодовольна и самодостаточна, способна к мимикрии, признает только культ силы, культ тоталитарного государства
Выполнение практической работы в парах.
Заполнение таблицы ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сформулировать проблемы героев рассказов М. Зощенко
Информационный лист. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приложение 1
РАЗНООБРАЗИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ РАССКАЗОВ МИХАИЛА ЗОЩЕНКО
(Практическая работа)
Михаил Зощенко вступает в литературу в первые послереволюционные годы. События революции потрясли не только государственное устройство, не только политические устои, но весь порядок жизни людей, которые пытаются найти себя в этом новом мире. Легко ли это? Почему герои рассказов М. Зощенко оказываются в нелепых и смешных ситуациях?
Задание: перечитайте указанные рассказы, проследите путь его героев, представьте себе заботы и проблемы, волновавшие писателя и его персонажей.
Рассказ |
Проблемы |
1. «Аристократка» |
|
2. «Кризис» |
|
3. «Нервные люди» |
|
4. «Жертва революции» |
|
Зачетный вопрос: Каков новый герой нового времени в изображении М. Зощенко?
Приложение 2
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.
И сразу как-то она мне ужасно понравилась. Зачастил я к ней. В седьмой номер. Бывало, приду. Как лицо официальное. Дескать, как у вас, гражданка, в смысле водопровода и уборной? Действует?
И сама кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше. Только глазами стрижет. И зуб во рте блестит. Походил я к ней месяц – привыкла. Стала подробней отвечать. Дескать, действует водопровод, спасибо вам, Григорий Иванович. “Аристократка”
Одно только неудобно – по вечерам коммунальные жильцы лезут в ванную мыться.
На это время всей семьей приходится в коридор подаваться.
Я уж и то просил:
А их, подлецов, тридцать два человека. И все ругаются. И, в случае чего, морду грозят набить.
Ну, что ж делать, - ничего не поделаешь. Живем как есть. “Кризис”
Недавно в нашей коммунальной квартире драка произошла. И не то, что драка, а целый бой. На углу Глазовой и Боровой.
Дрались, конечно, от чистого сердца. Инвалиду Гаврилову последнюю башку чуть не оттяпали.
Главная причина – народ уж очень нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится. И через это дерется грубо, как в тумане.
Оно, конечно, после гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются. Может, оно и так, а только у инвалида Гаврилова от этой идеологии башка поскорее не зарастет. “Нервные люди”
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.