Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВведение
Управленческая деятельность является специфическим видом профессиональной деятельности, присущим любым предприятиям, организациям и учреждениям. Руководители направляют, организуют и координируют деятельность коллективов на любом уровне. С увеличением количества и технологичности человеческой активности количество руководителей будет постоянно расти, а их специализация увеличиваться и разделение труда специалистов динамически изменяться. Эти факторы предопределяют обособление управленческих функций от трудовых функций специалистов и работников в организации [1]. Профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» направлен на формирование нового отношения к деятельности по руководству организацией [2]. Введение профессиональных стандартов вызывает необходимость в совмещении требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и требований профессионального стандарта руководителя коммерческой (некоммерческой) организации, что требует от образовательных учреждений разработки методик и средств оценки не только профессиональных и общих компетенций по профилю специальности, но и оценки готовности к управленческой деятельности специалистов.
Для оценки готовности специалистов среднего звена к управленческой деятельности в образовательных учреждениях среднего профессионального образования с учетом требований и ФГОС СПО, и ПС «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» нами разработана методика экспертных оценок специалистов среднего звена.
1) Экспертная оценка студентов осуществляется с целью определения уровня развития у них деловых качеств и управленческих умений.
2) Данную методику экспертной оценки рекомендуется использовать в следующих ситуациях: при окончании изучения курса дисциплин, профессиональных модулей; после прохождения практики; при составлении рекомендаций работодателям и т.п.
3) Данную методику целесообразно применять для экспертной оценки лиц, обучавшихся специальности более 1 года [3].
1) В организации работы по проведению экспертной оценки участвуют:
- студенты группы;
- преподаватели и сотрудники отделения среднего профессионального образования;
- педагог-психолог.
2) В случае аттестации выпускников по специальности экспертная оценка проводится в соответствии со списком и графиком аттестации.
3) Списки лиц, подлежащих экспертной оценке (см. Приложение 1), а также списки экспертов (см. Приложение 2) утверждаются руководством учебного учреждения. Список экспертов доводится до сведения лицам, подлежащим экспертизе.
4) В методике на основании требований профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации») и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО), выделены 20 профессионально-важных качеств руководителя среднего звена. Качества, по которым осуществляется экспертная оценка выпускников, объединены в две нормативные модели. Первая - модель деловых качеств и управленческих умений руководителя среднего звена, вторая, взаимосвязанная с ней, - модель готовности к управленческой деятельности руководителя среднего звена.
Нормативная модель деловых и управленческих качеств - это описание набора профессионально важных качеств (ПВК), выраженность которых в определенной степени необходима руководителю среднего звена.
Профессионально важные качества (ПВК) - это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда. Для реального выполнения профессиональной деятельности человек должен обладать рядом психологических качеств, необходимых для данной профессии.
В структуру ПВК входят:
общечеловеческие способности - это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую деятельность;
на фоне общечеловеческих способностей возникают специальные способности (технические, гуманитарные, способности к общению и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком определенных видов деятельности;
общие профессиональные способности - психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельности;
специальные профессиональные способности - психологические свойства личности, требуемые при более узкой профессиональности;
профессиональный стиль деятельности - преобладающий тип приемов решения задач в данной профессиональной области и способов осуществления решений;
профессиональное самосознание - профессиональное мировоззрение, личное профессиональное кредо.
Первая модель включает в себя три блока.
Блок I. Отношение к работе и стиль деятельности:
а) уровень общих способностей (работоспособность, самостоятельность в решениях и действиях, целеустремленность);
б) особенности профессионального стиля деятельности (уверенность в конечном успехе дела, соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте, направленность на дело, ответственность за решение и его выполнение).
Блок II. Организационно-управленческие умения и знания:
а) общие и специальные способности к общению (способность отстоять свою точку зрения, использование своих прав и полномочий, повышение собственной квалификации);
б) специальные управленческие навыки (умение налаживать деловые отношения, подбор и расстановка кадров, умение стимулировать подчиненных, повышение квалификации и служебный рост подчиненных).
Блок III. Информационно-аналитические умения и навыки:
а) общие профессиональные способности и умения (профессиональные знания, результативный поиск ошибок; умение планировать работу, способность к самоконтролю хода дел);
б) специальные профессиональные способности и умения (знания по организации и нормированию труда, экономические знания, умение перерабатывать информацию).
Для нормативной модели готовности к управленческой деятельности те же ПВК сгруппированы по функциям управления, которые повседневно руководитель среднего звена выполняет в своей профессиональной деятельности.
5) По каждому из трех блоков качеств нормативной модели деловых и управленческих качеств, а также шести функций нормативной модели готовности к управленческой деятельности найден среднеарифметический нормативный показатель. Для получения итоговой (интегральной) экспертной оценки и оценки уровня готовности к управленческой деятельности среднеарифметические показатели по блокам качеств суммируются, взвешиваются, находится среднее значение и делается заключение.
1) На основании списка лиц, подлежащих экспертной оценке (см. Приложение 1) формируется и утверждается список экспертов (см. Приложение 2), соблюдая следующие требования:
- эксперты хорошо знают оцениваемого студента (не менее 1 года);
- эксперты профессионально компетентны в сфере его трудовой деятельности;
- количество экспертов должно быть не менее шести;
Далее эксперты приступают к экспертизе. Экспертам предлагается:
а) Бланк для ответов с инструкцией (см. Приложение 3);
б) Список качеств для экспертной оценки руководителя среднего звена (см. Приложение 4).
2) Следуя положениям инструкции, эксперты оценивают качества студента и проставляют свои оценки в бланке для ответов.
3) Заполненные бланки передаются на обработку.
4) На основе оценок экспертов составляется итоговая Карта деловых качеств и управленческих умений руководителя и Карта уровня готовности к управленческой деятельности (см. Приложения 5, 6).
5) Далее по каждому из четырех блоков качеств деловых и личностных качеств, и шести функций управления находится среднеарифметический показатель, который сравнивается с нормативом. Показатель по блоку качеств может быть низкий, средний, высокий.
Для получения итоговой экспертной оценки среднеарифметические показатели по блокам качеств суммируются, взвешиваются, находится среднее значение и делается заключение:
- оцениваемый студент имеет низкий, недостаточно развитый уровень деловых, профессиональных качеств и управленческих умений, не соответствует требованиям профессионального стандарта и ФГОС СПО по специальности;
- оцениваемый имеет средний уровень развития деловых, профессиональных качеств и управленческих умений, соответствует требованиям профессионального стандарта и ФГОС СПО по специальности;
- оцениваемый студент имеет высокий уровень развития некоторых деловых, профессиональных качеств и управленческих умений, соответствует требованиям профессионального стандарта и ФГОС СПО по специальности, рекомендовано дальнейшее обучение.
Экспертные характеристики в итоге выглядят следующим образом:
Характеристика деловых качеств и управленческих умений
Низкий уровень: Отношение к работе характеризуется как безответственное. Работа не нравится. Не исполнителен, имеет нарушения дисциплины. Со сложной работой не справляется. Не имеет управленческих умений и навыков. Руководит неграмотно. Не умеет устанавливать хорошие деловые отношения, применять свои права и власть. Имеет слабые профессиональные и информационно-аналитические знания и умения.
Оценка экспертизы: не соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО.
Средний уровень: Отношение к работе характеризуется как ответственное. Работа нравится. Исполнителен, соблюдает дисциплину. Справляется со сложной работой. Имеет хорошие управленческие умения и навыки. Руководит грамотно. Устанавливает хорошие деловые отношения. Умело применяет свои права и власть. Имеет хорошие профессиональные и информационно-аналитические знания и умения.
Оценка экспертизы: соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО.
Высокий уровень: Отношение к работе характеризуется как ответственное. Работа нравится, готов тратить на нее личное время. Всегда исполнителен, строго соблюдает дисциплину. Хорошо справляется со сложной работой. Имеет хорошие управленческие умения и навыки. Руководит грамотно и эффективно. Устанавливает очень хорошие деловые отношения. Умело применяет свои права и власть. Имеет очень хорошие профессиональные и информационно-аналитические знания и умения.
Оценка экспертизы: соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО, рекомендовано получение высшего образования.
Характеристика уровней готовности к управленческой деятельности
Низкий уровень: нечеткое формулирование целей; результат не соответствует целям; отсутствует описание реальных возможностей и сроков выполнения заданий; задания выполняются не своевременно, с большими отклонениями от требований к качеству; допускается более трех ошибок, ошибки обнаруживаются не своевременно, отсутствуют формулировки причин ошибок; допускается необъективная оценка действий и взаимодействия; отсутствует обоснование принятого решения; решения не соответствуют поставленным целям либо не принимаются вообще.
Оценка экспертизы: не соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО.
Средний уровень: формулирование целей; не полное соответствие результата целям; не полное соответствие мотивов полученному результату; соответствие содержания и последовательности действий целям; отражение реальных возможностей и сроков; своевременное выполнение заданий; наличие небольших отклонений от требований к качеству; одна-две ошибки, своевременное их обнаружение и формулирование причин; оценка действий и взаимодействия; обоснование мнения; соответствие решения поставленным целям, его аргументированность.
Оценка экспертизы: соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО.
Высокий уровень: четкое формулирование целей; соответствие результата - целям; отражение реальных возможностей и сроков; выполнение заданий своевременно, в соответствии с требованиями к качеству; отсутствие ошибок или своевременное их обнаружение, формулирование причин; объективная оценка действий и взаимодействия; логически обоснованное мнение; соответствие решения поставленным целям, его аргументированность.
Оценка экспертизы: соответствует требованиям профессионального стандарта «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации» и ФГОС СПО, рекомендовано получение высшего образования.
3а. Нормативная модель деловых качеств и управленческих умений руководителя среднего звена
Таблица 1
№ п/п |
Качество |
Оценка требований |
||
Низкая (1) |
Средняя (2) |
Высокая (3) |
||
|
Блок 1. Отношение к работе и стиль деятельности |
|||
1 |
Целеустремленность |
|
* |
|
2 |
Уверенность в конечном успехе дела |
|
* |
|
3 |
Направленность на дело |
|
* |
|
4 |
Соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте |
|
|
* |
5 |
Работоспособность |
|
|
* |
6 |
Самостоятельность в решениях и действиях |
|
* |
|
7 |
Ответственность за решение и его выполнение |
|
|
* |
|
Средний балл по блоку |
2,4 |
||
|
Блок 2. Организационно-управленческие умения и навыки |
|||
8 |
Способность отстоять свою точку зрения |
|
* |
|
9 |
Подбор и расстановка кадров |
|
|
* |
10 |
Умение налаживать деловые отношения |
|
* |
|
11 |
Умение стимулировать подчиненных |
|
|
* |
12 |
Повышение квалификации и служебный рост подчиненных |
|
* |
|
13 |
Повышение собственной квалификации |
|
* |
|
14 |
Использование своих прав и полномочий |
|
* |
|
|
Средний балл по блоку |
2,3 |
||
|
Блок 3. Информационно-аналитические умения и навыки |
|||
15 |
Умение планировать работу |
|
|
* |
16 |
Экономические знания |
|
* |
|
17 |
Знания по организации и нормированию труда |
|
* |
|
18 |
Профессиональные знания. Результативный поиск ошибок |
|
|
* |
19 |
Способность к самоконтролю хода дел |
|
|
* |
20 |
Умение перерабатывать информацию |
|
* |
|
|
Средний балл по блоку |
2,5 |
||
|
Интегральная оценка качеств |
2,4 |
3б. Значимость деловых качеств и управленческих умений руководителя среднего звена в нормативной модели
Таблица 2
Блок |
Наименование |
Нормативный показатель |
Степень выраженности показателя |
||
Низкая - до 50% |
Средняя - 50-80% |
Высокая - 80-100% |
|||
1 |
Отношение к работе и стиль деятельности |
2,4 |
до 1,2 |
1,2-1,8 |
1,9-2,4 |
2 |
Организационно-управленческие умения и знания |
2,3 |
до 1,1 |
1,1-1,7 |
1,8-2,3 |
3 |
Информационно-аналитические умения и навыки |
2,5 |
до 1,3 |
1,3-1,9 |
2,0-2,5 |
4 |
Интегральная экспертная оценка |
2,4 |
до 1,2 |
1,2-1,8 |
1,9-2,4 |
3в. Нормативная модель готовности к управленческой деятельности руководителя среднего звена
Таблица 3
№ п/п |
Качество |
Оценка требований |
||
Низкая (1) |
Средняя (2) |
Высокая (3) |
||
|
1. Функция целеполагания и планирования |
|||
1 |
Целеустремленность |
|
* |
|
2 |
Уверенность в конечном успехе дела |
|
* |
|
3 |
Умение планировать работу |
|
|
* |
|
Средний балл по функции |
2,3 |
||
|
2. Функция мотивации |
|||
4 |
Умение стимулировать подчиненных |
|
|
* |
5 |
Повышение квалификации и служебный рост подчиненных |
|
* |
|
6 |
Повышение собственной квалификации |
|
* |
|
|
Средний балл по функции |
2,3 |
||
|
3. Функция организации |
|||
7 |
Соблюдение дисциплины и порядка на рабочем месте |
|
|
* |
8 |
Работоспособность |
|
|
* |
9 |
Знания по организации и нормированию труда |
|
* |
|
10 |
Экономические знания |
|
* |
|
|
Средний балл по функции |
2,5 |
||
|
4. Функция координации |
|||
11 |
Умение налаживать деловые отношения |
|
|
* |
12 |
Способность отстоять свою точку зрения |
|
* |
|
13 |
Подбор и расстановка кадров |
|
* |
|
|
Средний балл по функции |
2,3 |
||
|
5. Функция контроля и анализа |
|||
14 |
Профессиональные знания. Результативный поиск ошибок |
|
|
* |
15 |
Способность к самоконтролю хода дел |
|
|
* |
16 |
Умение перерабатывать информацию |
|
* |
|
17 |
Направленность на дело |
|
* |
|
|
Средний балл по функции |
2,5 |
||
|
6. Принятие решений |
|||
18 |
Самостоятельность в решениях и действиях |
|
* |
|
19 |
Использование своих прав и полномочий |
|
* |
|
20 |
Ответственность за решение и его выполнение |
|
|
* |
|
Средний балл по функции |
2,3 |
||
|
Уровень готовности к управленческой деятельности |
2,4 |
3г. Значимость готовности к управленческой деятельности руководителя среднего звена в нормативной модели
Таблица 4
Блок |
Функции управления |
Нормативный показатель |
Степень выраженности показателя |
||
Низкая - до 50% |
Средняя - 50-80% |
Высокая - 80-100% |
|||
1 |
Целеполагания и планирования |
2,3 |
до 1,1 |
1,1-1,7 |
1,8-2,3 |
2 |
Мотивации |
2,3 |
до 1,1 |
1,1-1,7 |
1,8-2,3 |
3 |
Организации |
2,5 |
до 1,3 |
1,3-1,9 |
2,0-2,5 |
4 |
Координации |
2,3 |
до 1,1 |
1,1-1,7 |
1,8-2,3 |
5 |
Контроля и анализа |
2,5 |
до 1,3 |
1,3-1,9 |
2,0-2,5 |
6 |
Принятие решений |
2,3 |
до 1,1 |
1,1-1,7 |
1,8-2,3 |
7 |
Уровень готовности к управленческой деятельности (интегральная экспертная оценка) |
2,4 |
до 1,2 |
1,2-1,8 |
1,9-2,4 |
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Сидоренко Марина Александровна
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"