Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль конкурсов профессионального мастерства в подготовке квалифицированных специалистов СПО

15.05.2015 12770 21944
Хозяинова Людмила Александровна
Хозяинова Людмила Александровна, методист, преподаватель математики

Ненецкий аграрно-экономический техникум имени В.Г. Волкова

Интенсивные изменения в социальной, культурной и экономической жизни российского общества, происходящие в последние десятилетия, ставят новые, более сложные задачи перед системой профессионального образования.

Профессиональное образование, основанное на теоретических знаниях, давно перестало соответствовать запросам современного рынка труда. Современное производство требует качественно нового уровня образованности работника. Возрастает потребность в мобильных, креативных, имеющих навыки и опыт работы специалистах.

Рассматривать качество профессионального образования нужно не только как уровень и глубину усвоения знаний в профессиональной области, но и как определенный уровень освоения культуры профессиональной деятельности, способов постоянного профессионально-личностного саморазвития и самосовершенствования.

Улучшение качества подготовки специалистов связано с использованием научно-обоснованных методов и средств обучения, повышения эффективности труда основных участников процесса обучения – педагогов и студентов, что обеспечивает компетентностный подход к профессиональному образованию.

Конкурсы профессионального мастерства, как форма внеурочной деятельности, помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, позволяют создать благоприятную среду для развития интеллекта, совершенствования профессиональных умений и навыков, развития профессионального и креативного мышления студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.

Общие задачи: – выявить талантливых, творческих студентов, поднять престиж профессии, создать условия для профессионального и творческого роста студентов.

Конкурсы профессионального мастерства имеют свою историю. Одними из первых конкурсов профессионального мастерства являются Профессиональные педагогические конкурсы зародившиеся в России в 20-е годы прошлого столетия как потребность в выявлении и распространении опыта учителей. В 1923 году газета «Правда» совместно с Наркомпросом, Главполитпросветом, крупными издательствами, выделившими специальные премии победителям, организовала Всероссийский конкурс на лучшего учителя. В объявлении о конкурсе разъяснялось, что лучшим нужно считать учителя, «если он сумел при чрезвычайно тяжелых условиях сохранить школу, благоустроить её; если он научил детей любить школу; если учитель связал школу с производством и принимает активное участие в общественной жизни; если он борется с религиозными предрассудками; если учитель помогает организовать кооператив, показывает лучшие способы ведения хозяйства» («Правда» от 24апреля 1923 г. № 65).

Профессиональные педагогические конкурсы проводятся и по сей день так 27 февраля подведены итоги регионального этапа конкурса «Учитель года – 2014».

В последнее время конкурсы профессионального мастерства стали более актуальны. Конкурсы проводятся не только в учебных заведениях между студентами, но и на предприятиях. Так например в прошедшем году ГУП НАО «Нарьян-Марская электростанция» уже в третий раз провела конкурс профессионального мастерства. В 2013 году он проводился по двум номинациям – лучший электромонтер (по звеньям из двух электромонтеров) и лучшая оперативно-выездная бригада (по звеньям электромонтер - водитель автовышки).

В течении нескольких лет организации Группы «ЛУКОЙЛ» проводят конкурсы профессионального мастерства рабочих на звание «Лучший по профессии».

А на торжественном мероприятии к 90-летию со дня создания службы участковых уполномоченных полиции был поощрен победитель окружного этапа Всероссийского конкурса «Народный участковый» старший участковый, который в дальнейшем представил Ненецкий автономный округ на официальном подведении итогов Всероссийского конкурса «Народный участковый» в г. Москве.

В 2013 г. по инициативе Российской библиотечной ассоциации впервые объявлен Всероссийский конкурс «Библиотекарь года».

12 октября 2013года в на базе техникума был проведён конкурс «Лучший ветеринарный врач», приуроченный ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности. Организаторами конкурса были Управление агропромышленного комплекса и торговли НАО, КУ НАО «Станция по борьбе с болезнями животных», а также преподаватели «НАЭТ».

В ходе конкурса участникам было предложено два этапа: теоретический и практический. Молодые специалисты показали свои знания и умения в вопросах ветеринарии. Все участники конкурса являются выпускниками нашего учебного заведения.

Победителем конкурса стала Грибкова Анна Алексеевна. Призовые места были распределены между Соловьёвым Евгением Александровичем, Ануфриевым Сергеем Андреевичем и Ардеевым Михаилом Ивановичем.

Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса. Подобные конкурсы в РФ проводятся повсеместно и отличаются территориальным охватом. Чаще всего республиканский или областной конкурс представляет собой многоярусную систему: победители муниципальных конкурсов попадают на районный, а победители районных уже достигают уровня субъекта РФ.

В нашем техникуме конкурсы профессионально мастерства имеют свою историю. Так в 70-е годы на Зоотехническом отделении техникума проходили конкурсы Профессионального мастерства. Конкурс состоял из 3-х этапов: 1 этап – Теоретический проверка знаний студентов, 2 этап Практический проходил в актовом зале техникума (Сборка и разборка аппаратов машинного доения), 3 этап заключительный проходил на ферме участники определяли качество молока.

В нашем техникуме планирование и организация конкурсов профессионального мастерства осуществляется в течение каждого учебного года. Для каждого профессионального конкурса составляется положение, четко планируются этапы конкурса, разрабатываются теоретические и практические задания, обсуждаются критерии оценки и формы оценочных листов для объективной работы жюри, создаются необходимые условия для проведения конкурса.

Для участия в конкурсах Профессионального мастерства отбираются лучшие студенты в группах. Так 15 апреля 2014 года состоялся завершающий этап конкурса профессионального мастерства по специальности Технология продукции общественного питания, в котором студенты 462 группы приняли активное участие. В течение дня ребята готовили блюдо, и затем его презентовали, также конкурсантам необходимо было приготовить презентацию «Я и моя специальность». По итогам конкурса победителем стал Дитятев Иван Николаевич, а призёром Филиппова Ольга Евгеньевна.

А 18 апреля 2014 года прошёл заключительный этап конкурса профессионального мастерства по специальности Земельно-имущественные отношения в котором, участвовали студенты 384 группы. Победителем стал Канев Николай Викторович, призёрами Диденко Юлия Дмитриевна и Витязева Ирина Олеговна

22 апреля 2014 года прошёл заключительный этап конкурса профессионального мастерства по специальности Право и организация социального обеспечения в котором студены 332 группы соревновались за первое место. В ходе трудной борьбы Ануфриев Кирилл Николаевич стал победителем, а Ременюк Дария Анатольевна стала призёром.

И заключительным этапом сало участие студентов выпускных групп, победителей и призёров конкурсов профессионального мастерства в Конкурсе «Студент года 2014» который проходил в актовом зале техникума 25 апреля. Основной целью конкурса является выявление студентов, успешно освоивших общие и профессиональные компетенции в рамках соей специальности и готовых к профессиональной деятельности. Победителем конкурса стал студент группы 384 Канев Николай Викторович. Призёры – студентка группы 384 Диденко Юлия Дмитриевна и студент группы 462Дитятев Иван Николаевич.

Все Конкурсы проходили с приглашением работодателей, которые оценивали наших конкурсантов.

Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста.

Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».

Конкурсы в сравнении с другими формами внеклассной и внеурочной работы более эффективно способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся в системе начального профессионального образования, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации. Происходит накопление учащимися опыта творческой деятельности. Существует ряд специальностей в системе среднего профессионального образования, при обучении которым совершенно необходимо одновременное формирование такого опыта. Это должно стать неотъемлемым компонентом содержания производственного обучения.

Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах на областном, региональном и федеральном уровне просто жизненно необходимо, прежде всего, потому, что именно здесь сосредоточено всё ценное, новое, современное. Использование в процессе подготовки специалистов профессиональных конкурсов, как формы внеурочной учебной деятельности, гарантирует их эффективную подготовку, т.к. эта форма работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*