Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Инновационная деятельность библиотек

15.05.2015 56381 1 83913
Санникова Ирина Анатольевна
Санникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Вятский колледж культуры
  1. Основные понятия инновационной деятельности

Под инновациями в библиотечном деле понимается результат изменений. Для библиотек – это реализованные в библиотечной практике результаты библиотековедческих и смежных исследований, передовой практики, связанные с разработкой новых продуктов, услуг, технологических процессов, качественно совершенствующих библиотечную деятельность и отличающихся от предыдущих аналогов новыми свойствами.

Инновационная деятельность – это ведущее направление работы библиотеки, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и применение библиотечных новшеств.

Под новшествами в библиотечном деле понимается результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в материальном объекте, описании технологии или услуги.

В понятие «новшество» включаются новые или известные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. Источниками новшеств в библиотеке являются передовая библиотечная практика, рационализаторские предложения библиотекарей, рекомендации научных исследований, новые информационные технологии. Разумеется, должны использоваться и адаптироваться к библиотечной практике и новшества, заимствованные из других сфер деятельности (например, информационные технологии, электронные мультимедийные ресурсы, использование компьютерных сетей связи). Процесс ввода новшества в библиотечную практику называется нововведением. Нововведение – промежуточный результат инновационной деятельности, когда новшество внедрено, но не ясен окончательный результат изменений.

Весь цикл воплощения идеи в реальный объект изменений является инновационным процессом.

 

  1. Классификация библиотечных инноваций:

По признаку содержания:

Продуктивные (сервисные) инновации – создание новых услуг, библиотечно-библиографической продукции или совершенствование существующих. Ориентированы на пользователей, общество и сотрудников, внедряющих новшество.

Технологические инновации – создание новых технологий, совершенствование технологических процессов, использование новых технических средств. Ориентированы на сотрудников библиотек, внедряющих новшество.

Управленческие (социальные и организационные) инновации – направлены на реорганизацию структуры библиотеки, изменение методов руководства. Ориентированы на сотрудников библиотеки, профессиональное сообщество.

Продуктовые и технологические инновации видимы для пользователей и различных категорий партнеров библиотеки. Быстро становятся известны профессиональному сообществу. Изменения в ассортименте и технологии обслуживания повышают интерес к библиотеке различных групп общественности, привлекают к сотрудничеству новых партнеров, спонсоров, издателей.

Социальные и организационные инновации распространяются на внутреннюю жизнь библиотеки, касаются средств и способов управления, развития творческих способностей. Они в большей степени, чем продуктовые и технологические инновации, основаны на традициях библиотеки, зависят от позиции ее руководителей.

По признаку новизны:

Радикальные

  • внедрение автоматизированных систем, обеспечивающих выполнение отдельных или всех библиотечных процессов;
  • использование в автоматизированных системах новых технологий;
  • изменения в законодательстве, которые могут повлиять на деятельность библиотек;
  • социальные перемены (например, изменения численности, состава и размещения населения);
  • внедрение новых видов услуг (выдача на дом программных продуктов, сервисное обслуживание определенных групп населения);
  • изменения в финансировании;
  • реорганизация;
  • переезд на новое место;
  • строительство нового здания.

Модифицирующие (улучшающие)

  • изменение формы или размера печатной продукции библиотеки;
  • расширение какого-либо вида услуг.

 

  1. Основные этапы инновационного процесса

Инновационный процесс начинается с осознания необходимости изменений и формирования образа желаемого новшества, целей и задач необходимых изменений. На этом этапе осознается, что нужно изменить в библиотеке для того, чтобы ее функционирование было максимально эффективным и устойчивым по отношению к внешнему воздействию (конкуренции и росту цен на печатные издания и программные продукты, усложнению потребностей пользователей, сокращению ресурсов и пр.). Результатом этого этапа является определение инновационной идеи и путей (возможностей) ее реализации в библиотеке, то есть инициация инновации. Этот этап предполагает проведение специальных исследований, по результатам которых формулируются цели, определяется инновационная стратегия, последовательность изменений, разрабатываются замыслы взаимосвязанных инноваций, определяются ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, организации библиотечного производства, про­движения новой услуги/продукции.

На втором этапе реализации инноваций (инновационного цикла) важно определить, есть ли необходимые разработки на «рынке новшеств», где, кому и как их можно заказать и можно ли самим осуществить разработку. На этом этапе предстоит найти и отобрать готовые инновационные решения, пригодные для использования, оценить воз­можности их заимствования и адаптации к конкретным условиям.

В том случае, если поиск оказался непродуктивным и готовых разработок (инновационных предложений), пригодных для применения не найдено, речь пойдет о необходимости следующего этапа инновационной деятельности – создания новшества собственными силами или с использованием услуг другой организации (вуза, методического центра и пр.). Важно также сформулировать запрос, отражающий инновационную потребность, установить аспекты и признаки предстоящих изменений, позволяющих разработать новшество. Для четкости формулирования инновационной потребности заказ на разработку новшества фиксируется в специальном документе – инновационной заявке, позволяющей конкретизировать все необходимые требования к потенциальному новшеству (новому объекту). Если же библиотека обладает необходимым инновационным потенциалом для самостоятельной разработки инновационной идеи, то создается временная проектная группа, на которую возлагается весь комплекс работ от разработки новшества до внедрения. Она составляет программу действий и осуществляет детальное проектирование процесса, учитывает ресурсные ограничения, принимает конкретные решения, взаимоувязывающие потенциальный спрос на инновацию и ресурсный потенциал библиотеки. Конечная цель этого этапа – не только создать новшество, но и подготовить библиотеку к его внедрению.

На четвертом этапе осуществляется организация производства пробных объектов и проведения испытаний. Конечная его цель заключается в том, чтобы определить все нюансы внедрения новшества, подготовить информационную базу для осуществления нововведения и его превращения в инновацию.

Наконец, на пятом, заключительном этапе происходит главное – использование (освоение) инновации, ее слияние с существующим производством, осознание новых инновационных потребностей. Таким образом, инновационный процесс – это последовательно осуществляемый цикл работ, объединяющий всех участников инновационной деятельности.

 

  1. Условия успешной инновационной деятельности

Осуществление инновационной деятельности предполагает:

  • обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
  • поддержка высшего руководства библиотеки;
  • удачная организационная структура: исследовательский потенциал и широкие возможности;
  • ориентация разработчиков новаций на потребности сотрудников и пользователей как высшего критерия успеха;
  • поведение участников процесса, а также наличие сильного организатора;
  • уникальность новой продукции;
  • разработку планов и программ инновационной деятельности;
  • наблюдение за ходом разработки новаций и их внедрением;
  • проведение единой инновационной политики, координация деятельности в этой области в структурных подразделениях библиотеки;
  • обеспечение финансовыми и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
  • создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем от идеи до ее внедрения.

 

  1. Проектная деятельность библиотек

Сущность и содержание проектной деятельности

Проект определяется как: 1) разработанный план сооружения, изготовления, реконструкции, организации чего-либо; 2) план, замысел, намерение.

Проектный подход к организации деятельности библиотеки является средством, обеспечивающим достижение конкретных результатов в сжатые сроки с использованием ограниченных интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Существенное отличие текущей работы библиотеки от проектной работы состоит в том, что по завершении проекта появляются принципиально новые результаты деятельности библиотеки.

Импульсом к разработке проекта является проблема (потребность). Как правило, проблема затрагивает не только организационные вопросы библиотеки (низкая заработная плата, отсутствие молодых специалистов, необходимость реконструкции здания, приобретение компьютеров и др.), но и социальные проблемы (доступ населения к информации, обеспечение равных возможностей в получении образования, развитие определенных услуг и пр.). При определении круга проблем, требующих первоочередного решения для развития библиотечной деятельности, следует обратить внимание на то, чтобы их решение не стало невозможной задачей для коллектива библиотеки или библиотечной сети.

Проекты представляют собой отдельную от текущей работы библиотек деятельность. К отличительным особенностям библиотечного проекта относятся:

  • конкретные сроки начала и окончания работ;
  • специально выделенные для осуществления проекта ресурсы (специалисты, финансы, оборудование);
  • возможность определения количественных и качественных результатов до начала работы над проектом.

Проекты отличаются от программ развития. В отличие от проектов, программы развития могут быть рассмотрены как комплекс различных проектов. При этом проекты выступают в качестве механизма реализации комплексной программы.

В библиотечной практике принято разделять проекты по объему работ. Характерно, что «большие» проекты (например, создание центра правовой информации) заметны чаще, чем «маленькие» проекты (предоставление новых видов услуг).

Проекты библиотек носят преимущественно некоммерческий характер. Они направлены на решение актуальных социальных проблем населения (организация досуга детей и подростков, работа с инвалидами, охрана окружающей среды и др.). При этом основная социальная задача библиотеки заключается, главным образом, в обеспечении открытого и равного доступа к информации населения города, региона. Поэтому эффективные библиотечные проекты в большей степени ориентированы на предоставление доступа к информации самых разных групп общества, в том числе социально незащищенных слоев населения. Эта направленность позволяет не только предоставлять новые информационные услуги, реализовать социальные задачи, стоящие перед библиотеками, но и активно развивать профессиональную библиотечную деятельность, внедряя новые информационные технологии, инновационные формы работы.

Библиотечные проекты (в отличие, например, от научных проектов) осуществляют команды, поэтому умение работать в команде является одним из ключевых условий успешной реализации проекта, наряду с лидерскими качествами его руководителя.

Немаловажным фактором успеха проекта является также наличие внешней поддержки властей, партнеров и клиентов.

Не менее важен выбор руководителя проекта. Традиционно в биб­лиотеках эти функции осуществляет директор. Однако в роли руководителя проекта могут выступать и руководители структурных подразделений, в рамках которых будет осуществляться большинство работ. От руководителя проекта требуются следующие личностные и профессиональные качества: способность управлять в меняющейся ситуации, принимать компромиссные решения, уметь формировать команду и работать в ней, привлекать внебюджетные средства, а также четкая ориентация на интересы пользователей и других заинтересованных в проекте лиц (партнеров, спонсоров, общественности), видение краткосрочных и долгосрочных преимуществ организации, установка на развитие библиотеки и персонала. В обязанности руководителя проекта входит: добиваться выполнения задач проекта; следить за тем, чтобы работа велась строго с учетом специфики, времени и сметы проекта; своевременно выявлять проблемы, ошибки, недостачу ресурсов; предпринимать корректирующие действия.

Разработка проекта может сопровождаться определенными трудностями, в частности, постоянным недостатком ресурсов, отсутствием поддержки заинтересованных лиц и сотрудников библиотеки, непредвиденными ситуациями (например, отказ от участия в проекте ведущих специалистов, совпадение сроков различных мероприятий, не менее важных для городской или библиотечной жизни и др.). Следует также заранее определить конкурентоспособность проекта, возможности партнерского взаимодействия с другими структурами города или региона. Важно понимать, что любой проект даже на самых первых стадиях разработки имеет свой жизненный цикл, который будет завершен.

Проектная деятельность включает несколько этапов, которые могут быть как временными, так и функциональными. К ним относятся:

  1. Анализ ситуации и возникновение идеи.
  2. Планирование работ и привлечение средств.
  3. Реализация проекта. Контроль над его реализацией.
  4. Завершение и анализ эффективности проекта.

Участие в проектной деятельности дает много преимуществ для развития библиотеки:

  • коллектив подтверждает свой профессионализм и способность обеспечить нововведения;
  • проектами библиотека подстраховывается финансово, а утверждение проекта на соответствующем уровне дает уверенность в завтрашнем дне;
  • привлекаются дополнительные средства для реализации проектов;
  • специалисты библиотеки получают возможность самореализации и стимул для повышения творческой активности.

 

Вопросы для самопроверки

  1. В чем различие понятий «новшество», «инновация», «инновационная деятельность»?
  2. Охарактеризуйте основные виды библиотечных инноваций?
  3. Каковы этапы инновационного цикла?
  4. В чем сущность основных видов инновационных проектов в библиотечном деле?
  5. Каковы основные условия, влияющие на успешность инновационного проекта?

 

Литература

  1. Бачалдин, Б.Н. Менеджмент в научно-методической работе: В помощь библиотекарю / Б.Н. Бачалдин, Л.М. Инькова.- М., 1993.- С. 152-170.
  2. Ванеев, А.Н. Методическое обеспечение библиотечной деятельности: учебное пособие / А.Н. Ванеев.- М.: ИПО Профиздат, 2000.- 144 с.
  3. Ветчанова, О. В. Инновации в библиотеке: технологии формирования инновационного климата / О. В. Ветчанова // Справочник руководителя Учреждения Культуры. – 2007. – № 11. – С. 12-21. – (Организация и управление).
  4. Гусева, Е. Н. Инновации и современное состояние библиотек / Е. Н. Гусева // Библиотековедение. – 2010. – №3. – С. 28-31.
  5. Качанова, Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие / Е. Ю. Качанова; ХГИИК; научный ред. А. Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с. – («Библиотека»).
  6. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / Е.Ю. Качанова.- СПб.: Профессия, 2003.- 319 с.
  7. Матвеева, И. Ю. Инновационный менеджмент: от идеи до реализации: научно-практ. пособие / И. Ю. Матвеева; ред. совет О. О. Борисова [и др.]. – М., 2011. – 160 с. – (Серия «Современная библиотека»; вып. 84).
  8. Паршукова, Г. Стратегическая проектная деятельность библиотек: (к постановке проблемы) // Библиотековедение. – 2004. – № 1. – С. 18 – 22.



Назад к списку

Комментарии
Спасибо за инновационные предложения! Очень полезно для работы
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*