Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаГеоргий Васильевич Свиридов - художник со своей оригинальной, неожиданно простой манерой. Композитор словно напоминает своим творчеством старую истину: вновь открытая мелодия всегда будет самой естественной частицей выражения внутреннего мира. Как-то однажды он сказал, что художнику необходимо стремиться к простоте, ибо внутренний мир его всегда сложен. Но в этой простоте - своя новизна!
«Сложность, в которую внесена ясность, - вот что такое современная простота», - сформулировал сущность этого явления биограф Свиридова Арнольд Сохор.
Музыку Свиридова всегда интересно слушать. Не только потому, что он очень ярок мелодически. Есть в его музыке свой настрой, свое движение, естественное дыхание, свое индивидуальное ощущение фразы. Присутствует в ней и особый эмоциональный тон. Самый неискушенный слушатель воспримет красоту музыки Свиридова, а знающий музыкант несомненно найдет и оценит в ней новизну лада, открытия в области музыкальной формы или оркестровых звучаний.
Хочется сказать и о гармонии – ведь некоторые тенденции её развития приводят к тому, что она превратилась в сплошные пятна или кляксы. При всей эффективности «на первый слух» этого приёма он быстро надоедает, ибо все пятна похожи. Опять же надо удивляться композитору, который, пользуясь традиционными для 19 века и первой половины 20 века аккордами: трезвучиями, септаккордами, реже – квартовыми созвучиями, полифункциональностью или кластерами (они у него тоже есть, но не из них одних состоит гармония!), сумел создать оригинальный гармонический язык.
Особенности творчества Свиридова – поэтичность, связанность с природой, её постоянными и разнообразными проявлениями в человеческой жизни, пристальное внимание к самой жизни, к человеческим характерам и судьбам. Это находит союзника в музыке слова, красоте стиха, его насыщенности, обобщённости, очищенности от малозначительных деталей, тонком проникновении в мир души. Душа музыки Свиридова – мелодия. В лучших его произведениях мелодия настолько сливается, срастается со словом, что кажется: иначе и сказать, не только что пропеть, нельзя.
Музыка – и в самом деле целый мир. Мир, который наполнен любовью к родной земле, к родному народу. Мир глубоких раздумий о судьбах своей страны, напряжённых размышлений о глубинных процессах человеческого бытия. Мир, проникнутый пронзительным ощущением красоты родной природы.
Всё творчество Свиридова говорит об отношении композитора к миссии художника и к своему народу. Чаще всего он делает лирическим героем Человека, поэта, стихотворения которого кладутся в основу той или иной кантаты, оратории, вокального цикла. Так стали героями свиридовских поэм Пушкин, Есенин, Маяковский, Роберт Бёрнс.
Уже давно отмечено исследователями, что среди поэтов, к которым обращается Свиридов особое место занимает Сергей Есенин. Отмечено также, что некоторые стороны есенинского миросозерцания и эстетики очень близки, родственны по духу Свиридову. Образ Есенина, гениального сына России, воплощён в музыке Свиридова исключительно поэтично, возвышенно.
Есенин – «последний поэт деревни» - близок и дорог композитору, чего не скажешь о некоторых его любовных стихах. Национальная, крестьянская и область высокой лирики – то, что характеризует Есенина именно как большого поэта, органически связанного с родиной, - привлекает композитора больше всего.
Среди выбранных Свиридовым есенинских стихов есть такие, которые объединяют образ неба, или даже намёк на него, намёк обычно цветом – голубым или синим. Цвет неба – один из самых любимых у поэта – в есенинской поэтике многозначен. Иногда он служит конкретной деталью в изображении действительного, иногда является символом или метафорой состояния, чувства. Наиболее устойчивое и часто встречающееся символическое значение синевы – Родина. Но в то же время у него есть и дневное небо, при сиянии солнца, или васильковый цвет души («Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня», «Васильками сердце светится, горит в нём бирюза» или: «Несказанное, синее, нежное...»). Выбор «синих» цитат можно продолжать бесконечно и находить массу самых разнообразных смысловых оттенков цвета. Однако для нас важны главные, наиболее устойчивые метафоры и символы синего цвета. Среди них есть два существенных для поэтики Свиридова. У Есенина синий или голубой цвет бывает цветом мечты, идеального, цветом ушедшего или недоступного счастья (этот оттенок часто встречается в стихах на тему об уходящих, «голубых годах юности»: «Что-то всеми навек утрачено. Май мой синий. Июнь голубой!», «Низкий дом с голубыми ставнями…»), а также символом неба, «нездешней земли» - родины души поэта: «Душа грустит о небесах…», «О розовом тоскуешь небе и голубиных облаках…», «Глаза, увидевшие землю, в иную землю влюблены».
Фортепианное сопровождение – одно из мощных действенных средств, помогающих композитору ввести слушателя в мир своего произведения. Почти нигде оно не служит только поддержкой пению, а всегда образно насыщено, создает необходимую атмосферу и вносит ряд деталей, штрихов, нюансов, дополняющих слова и мелодию. Для Свиридова зрительный образ, как и слово, - начало его музыки. Синева, реальная, зримое небо России часто присутствует в свиридовской музыке, особенно в его пейзажах. Этот образ создаётся за счёт разреженной фактуры, «пустых» интервалов (октав, квинт), педали, за счёт звонных тембров, фонических свойств ряда аккордов или их расположения. В хоре он достигается особыми педалями, октавными удвоениями или утроениями, как в примере из хора «Табун».
Культура видения-слышания необычайно развита у Свиридова и составляет одну из основных черт его стиля.
Для музыки на слова Есенина Свиридов нашёл даже особый аккорд (его можно назвать «аккордом синевы»), который рождает ощущение бездонного, уходящего в звонкую высь пространства.
Впрочем, как у Есенина синей цвет, так у Свиридова его излюбленный аккорд имеет различную смысловую наполненность, несёт разную образную нагрузку. Этот минорный ундецимаккорд появляется то в полном, то не в полном виде (без ноны, ундецимы, терции или нижнего, основного тона), но главное в нём – интервал квинты, благодаря которому и возникает ощущение открытого пространства. Именно пространственность, «пустоту» квинты Свиридов подчёркивает в «Колоколах и рожках» «Весенней кантаты», где его излюбленная лейтгармония выступает в своём обнажённом, хотя и неполном виде. Здесь даже не только «лад», то есть звуковысотное начало, но и тембры виброфона, челесты, колоколов и арф своей звонностью, колокольностью, эффектом эха составляют особое образно-конкретное и одновременно символическое содержание. Здесь, пользуясь метафорой Есенина, «Небо – как колокол». В «Колоколах и рожках» есть и другой смысловой оттенок. Неподвижность «лада», отсутствие гармонического развития, движения и при этом абсолютно мерный, ровный ритм бесконечного остинато создают ощущение временной застылости, неподвижности. Здесь – вечность. Возникает образно-смысловой ряд: колокол – небо – вечность. В то же время и пастушеский рожок, и колокол – два музыкальных символа России. Поэтому логическим заключением смыслового ряда музыкально-поэтической символики «Колоколов и рожков» будет Родина: колокол – небо – вечность – Родина. Вечная Россия, её бездонное синее небо – как колокол.
В свиридовской «Поэме памяти Сергея Есенина» так же присутствует «аккорд синевы», играющий в ней важную, конструктивную и образную роль. С него начинается «Поэма», им она и заканчивается.
В первой части этот аккорд – зримый образ и символ России, «края заброшенного», «забытого», «края родного», где крыши изб «запенились в заревую гадь», где «синий плат небес».
И в финале он – как символ неба. Небо – синий колокол («В колокол синий месяцем бью»).
В некоторых сочинениях, например, в кантате «Деревянная Русь» («Я странник убогий…») Свиридов стремится к абсолютной консонантности, устойчивости. Он достигает этого, используя в мелодии только звуки основного аккорда-лада (своего излюбленного минорного ундецимаккорда, «аккорда синевы»), причём все устои покоятся по сути дела на одном и том же гармоническом, условно говоря, «тоническом комплексе», изредка окрашиваемом вкраплениями хроматических тонов. Неустойчивые ступени здесь почти отсутствуют, исчезает и привычное для слуха звуковое тяготение неустоя в устой, все созвучия и аккорды «тоникальны», консонантны. В соответствии с поэтическим образом здесь достигается как бы полное растворение человека в каком-то абсолютном чистом, лазурном звуковом пространстве.
Полный вид аккорд приобретает в кульминационный момент финала «Весенней кантаты».
Творчество Г. В. Свиридова – явление исконно русское и как творчество любого большого художника выражает глубинные черты его характера, его души. Он жил и писал под несказанным обаянием России, русского народа, русского языка и поэзии. Музыка Свиридова выполняет ту же задачу, что и классическое мировое, русское или советское искусство: не отвлекаясь на внешнюю эстрадность, оригинальничание, стремление поразить проходящим эффектом, она учит людей как жить, как разбираться в сложных проблемах бытия, в том, что нравственно и высоко в человеке и его поступках, и учит этому современного человека, с его современным кругом задач и проблем.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.