Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Медиатехнологии на службе библиотеки: буктрейлер

14.05.2015 2465 1 4983
Бердникова Ирина Анатольевна
Бердникова Ирина Анатольевна, преподаватель

Вятский колледж культуры

О том, что такое трейлер, известно всем любителям кино – это рекламный анонс нового фильма, видеоряд самых интересных и интригующих моментов. Как правило, именно после просмотра трейлера многие решают, стоит фильм внимания или нет, идти на него в кино или посмотреть дома.

Буктрейлер – это аналог кинотрейлера. Другими словами, это видеоряд, представляющий читателю новую книгу. Цель таких роликов - пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимание к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам.

Такие ролики снимают как к современным книгам, так и к книгам, ставшим литературной классикой. Специалисты психологи и педагоги утверждают, что молодое поколение обладает «клиповым мышлением» и о том, что «телевизор/ компьютер/ гаджеты вытеснили старую добрую книгу». Виртуальная культура имеет и сильные стороны, которые можно использовать при продвижении литературы.

Библиотеки могут использовать буктрейлеры для наполнения своих сайтов и продвижения фондов среди пользователей библиотечной продукции и услуг. По сути, самая сложная задача при создании буктрейлера — написать его сценарий, придумать сюжетную линию. С другой стороны, как раз эта работа большинству библиотекарей хорошо знакома. Этими же приемами специалисты библиотечной сферы пользуются при составлении текста бесед, библиографических обзоров, написания сценариев массовых мероприятий.

Буктрейлер — это прежде всего реклама. Она должна шокировать, увлекать видеорядом и спецэффектами, неожиданными решениями. И при этом быть очень краткой, в идеале — 1,5-3 минуты (можно и меньше). Более длительный видеоматериал рассеивает внимание зрителя.

До сих пор не существует общепринятых требований к буктрейлерам, даже к их продолжительности. Специализированный англоязычный блог о буктрейлерах заявляет как оптимальную продолжительность ролика одну-полторы минуты. Выходящие в последние несколько лет российские ролики в среднем укладываются в интервал от одной до трех минут.

Юлия Щербинина в своей статье «Смотреть нельзя читать: Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России» выделяет разновидности буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста буктрейлеры могут быть:

  1. игровые (минифильм по книге);
  2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами, рисунками, фотографиями и т. п.);
  3. анимационные (мультфильм по книге).

Буктрейлеры можно классифицировать и по содержанию. Так, встречаются ролики:

  1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения).
  2. атмосферные (передающие основные настроения книги и читательские эмоции).
  3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

Конечно, эти классификации очень условны и не универсальны. Например, неигровой буктрейлер может содержать элементы анимации; может быть одновременно «повествовательным» и «атмосферным».

Основные этапы создания буктрейлера:

  1. Выбор книги для рекламы.

Мотиваций в выборе книг для создания буктрейлера может быть множество. Это и реклама новых книг, и продвижение книг-юбиляров, и создание буктрейлеров, приуроченных к датам и событиям и др. Но самое главное: выбранную книгу надо любить.

  1. Создание сценария к буктрейлеру (продумать сюжет и написать текст).

По сути, это самая сложная задача при создании буктрейлера. Если это повествовательный буктрейлер - важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, чтобы читателю непременно захотелось узнать, что же будет дальше. А узнать это можно, если прочитаешь книгу. Если атмосферный – надо определить, какое же настроение у этой книги, и с помощью каких средств его можно передать. Поэтому к написанию текста сценария нужно подходить очень продумано. Стоит взвешивать не то что каждое предложение, а каждое слово.

  1. Подбор материалов для видеоряда.

Подобрать картинки, отсканировать иллюстрации книги, снять свое видео или найти видео в интернете. Если книга была экранизирована, можно использовать кадры из фильмов-экранизаций, но не увлекаться, иначе будет реклама не книги, а фильма. Первым и последним слайдом наиболее удачно использовать изображение рекомендуемой книги, что позволяет лишний раз заострить свое внимание на печатном источнике.

  1. Записать озвученный текст, если это предусмотрено по сценарию. Или подобрать музыку.
  1. Выбрать программу для работы с видео. Их представлено множество. Вот некоторые из них:

а) Windows Movie Maker. Эту программу могут использовать начинающие. Она есть на всех ПК, так как входит в пакет Microsoft Windows. Программа Movie Maker способна брать и обрабатывать видеофайлы с цифровой видеокамеры, создавать из изображений слайд-шоу, добавлять к видео заготовки, титры, звук, вырезать необходимые фрагменты и склеивать их, создавая при этом эффектные переходы от фрагмента к фрагменту. Широко используется для создания клипов, видеопрезентаций и обработки любительского видео. Минусы - одна звуковая дорожка.

б) SonyVegas Pro является более профессиональной программой для видеомонтажа. Благодаря специальным инструментам, она позволяет пользователям редактировать различные параметры видео и аудио. У нее удобная настройка интерфейса, добавление большого количества эффектов, поддержка огромного количества форматов. Удобно работать с аудио, так как можно соединять две звуковые дорожки (накладывать музыку и голос), отделять звук от видео если необходимо. Большое количество спецэфектов, переходов, кадр в кадре.

  1. Заключительный этап - видеомонтаж (вырезать/склеить несколько фрагментов видео, добавить звуковую дорожку, изменить размер видео, субтитры и пр., наложить эффекты, переходы, разнообразную музыку, «свести» звук), потом записать на жесткий диск ПК.

При использовании чужих материалов в своем видео, следует в титрах или в описании под видео указать ресурсы, откуда скачан материал, авторов и правообладателей.

Конечно, лучшая реклама произведения – это наличие постоянной и активной читательской аудитории. Однако использование буктрейлера как раз дает возможность привлечь внимание к произведению и постепенно сформировать круг читателей и почитателей.

 

Список литературы

  1. Буктрейлер - современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Вып. 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В. Ф. Морозова; [авт.-сост. Т. А. Лисовская]. – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. – 16 с.
  2. Оборин, Л. Скоро на полках [Электронный ресурс] / Лев Оборин. – Режим доступа : URL http://os.colta.ru/literature/projects/122/details/17834/?expand=yes#expand.
  3. Плохотник, Т.М. Новое блюдо библиотечной кухни. Буктрейлер подан / Т.М. Плохотник // Библиотечное дело – 2012. – № 6. – С. 9 – 11.
  4. Сиппель, Н.О. Буктрейлер: как создать? / Н.О. Сиппель // Современная библиотека. – 2014. – № 7. – С. 18 – 23. – (ИКТ.Информационно-коммуникационные технологии).
  5. Щербинина, Ю. Смотреть нельзя читать. Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России / Юлия Щербинина // Вопросы литературы. – 2012. - № 3. – С. 10 - 18. – (Буктрейлерство как издательская стратегия в современной России).



Назад к списку

Комментарии
По-моему, Вашей библиотекой можно гордиться. Удачи!
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*