Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Дистанционные формы повышения квалификации как средство развития профессионализма педагога

13.05.2015 2663 4823
Макарова Валентина Прокопьевна
Макарова Валентина Прокопьевна, преподаватель

Чурапчинский колледж

Аннотация

Актуальность: Современное образование должно стать качественным, доступным, эффективным, инновационным. Необходима такая система повышения квалификации, которая будет помогать каждому преподавателю выстроить ту образовательную траекторию переподготовки, которая наиболее полно соответствует его профессиональным потребностям. Это – система дистанционных форм обучения.

Цель работы: Изучение дистанционной формы повышения квалификации педагогов, разработка и экспериментальная апробация модели дистанционной образовательной среды в системе повышения квалификации преподавателей Чурапчинского колледжа.

Задачи:

  1. Изучить и составить каталог сайтов дистанционного повышения квалификации.
  2. Внедрить и апробировать дистанционную форму повышения квалификации среди преподавателей Чурапчинского колледжа.
  3. Сделать сравнение дистанционной и очной формы повышения квалификации.

Новизна: Проведение исследования среди преподавателей Чурапчинского колледжа

План исследований

Объект исследования: Чурапчинский колледж.

Предмет исследования: Дистанционное обучение.

Этапы исследования:

1 этап: Изучение дистанционной формы повышения квалификации.

2 этап: Экспериментальная апробация (внедрение) дистанционной формы повышения квалификации среди преподавателей Чурапчинского колледжа.

3 этап: Сравнение дистанционной и очной формы повышения квалификации.

Научная статья

В настоящее время все более очевидным становится понимание того, что профессиональные навыки и умения должны формироваться не только в условиях традиционного аудиторного обучения, но и в рамках обучения дистанционного. Принимая во внимание бурное развитие новейших технологий, поддержание дистанционного обучения переходит в разряд наиболее приоритетных задач открытого образования.

В настоящее время исследователями и практиками даны следующие определения дистанционного обучения:

  • ДО – «это синтетическая, интегральная гуманистическая форма обучения , базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые применяются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, , причем процесс обучения в общем случае некритичен к их расположению в пространстве и во времени»;
  • ДО – «это форма обучения, при которой взаимодействие учителя и учащихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты, реализуемые специфичными средствами интернет технологий»

Необходима такая система повышения квалификации, которая будет помогать каждому преподавателю выстроить ту образовательную траекторию переподготовки, которая наиболее полно соответствует его профессиональным потребностям. Необходимы такие формы организации повышения квалификации, которые позволят эффективно реализовать личностно-ориентированный, деятельностный подход, опирающийся на самообразование, индивидуальный темп усвоения предлагаемого содержания курсов. Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.

Информационные и коммуникационные технологии признаны во всем мире ключевыми технологиями XXI века, которые на ближайшие десятилетия будут являться залогом экономического роста государства и основным двигателем научно-технического прогресса. И именно информационные технологии обеспечивают современное образование теми механизмами, которые предоставляют учительству России неограниченные возможности непрерывного повышения профессионального образования. Это – система дистанционных форм обучения.

Дистанционные формы работы обеспечивают:

  • создание условий для реализации педагогом возможностей непрерывного самообразования через организацию открытого образовательного пространства;
  • самостоятельное конструирование образовательного маршрута с учетом своих компетентностей, своих профессиональных потребностей, дефицитов и выбор наиболее приемлемых для себя сроков и форм его реализации.

Среди явных плюсов внедрения ДО в повышении квалификации выделяют следующие:

  • гибкий учебный график, возможность совмещать работу и учёбу;
  • индивидуальную учебную программу и график контроля;
  • формирование компетенций по работе с ИКТ-технологиями;
  • самостоятельную систематическую работу с учебным материалом и информационными источниками;
  • формирование (совершенствование) навыка излагать свои мысли письменно;
  • экономическую эффективность (уменьшение материальных затрат на бытовые, транспортные расходы);
  • динамичность ДО (электронная форма позволяет часто обновлять учебный материал);
  • доступ к источникам информации по всей сети Интернет (электронные библиотеки, каталоги, справочники и т.д.);
  • интерактивное взаимодействие с информационным материалом;
  • возможность хранения, оперативной передачи, редактирования, обработки и распечатки информации различного объема и вида.

Существующая в мировой практике сеть дистанционного обучения базируется на шести моделях, на основе которых выделяют характерные отличия дистанционного обучения в системе повышения квалификации педагогов:

Модели

Характерные отличия

Для школьной и студенческой среды

Для системы повышения квалификации работников образования

Модель 1

Обучение по типу экстерната. Ориентировано на школьные и вузовские требования. Предназначено для обучающихся, которые по каким-либо причинам не могут посещать очные учебные заведения. Эта модель является фактически заочной формой обучения экстернатом.

Повышение квалификации в форме экстерната. В основе должны лежать требования к постдипломному образованию как основному этапу непрерывного образования взрослого человека. Обучение предназначено для работников образования, которые по производственным или по личностным причинам не имеют возможности включиться в очную форму обучения.

Модель 2

Университетское обучение. Система обучения базируется на ресурсах одного образовательного учреждения и организована на расстоянии с использованием информационных технологий. Учебный материал передается на печатных носителях информации, аудио- и видеокассетах, СD-дисках или через телекоммуникационные технологии.

Повышение квалификации на базе одного из учреждений постдипломного образования. Обучение построено на основе образовательных ресурсов, разработанных в отдельном учреждении. Образовательные ресурсы доступны на страницах сайта (образовательного портала) этого учреждения или передаются в учебно-методических комплексах, видеокассетах, СD-дисках.

Модель 3

Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Его предназначение в предоставлении возможности получить образование по выбранному направлению на базе любого образовательного учреждения. В любом учреждении обучение ведется по единой образовательной программе, разработанной в результате сотрудничества нескольких образовательных организаций.

Обучение взрослых на основе региональных (федеральных) ресурсов. В рамках развития единой информационной образовательной среды формируется банк образовательных ресурсов, доступный обучающемуся через образовательный портал. В процессе обучения взрослый человек осознано выбирает не только уровень образовательных ресурсов, но и кадры, управляющие их реализацией.

Модель 4

Обучение в специализированных образовательных учреждениях. В компетенцию образовательного учреждения входит не только разработка мультимедийных образовательных курсов, но и оценка знаний обучаемых по определенным специализированным профилям (например, инженерные специальности). Головной университет объединяет телекоммуникационной сетью несколько образовательных учреждений (колледжей) и осуществляет координацию учебного процесса.

Постдипломное образование в ИПКРО и других учреждениях ведется под общим руководством академии. Формирование образовательных ресурсов с контролирующими функциями для дистанционных форм обучения ведется на основе единых требований, разработанных головным образовательным учреждением. Образовательные ресурсы предназначены для разных уровней обучения по актуальным проблемам и направлениям, ориентированным на все категории работников системы образования: от учителя и руководителя ОУ до организаторов постдипломного образования.

Модель 5

Автономные обучающие системы. Обучение предполагает основу на централизованные телевизионные или радиопрограммы, CD-диски и дополнительные печатные пособия по определенному предмету образования. Образовательные программы основаны на самообразовательной подготовке.

Автономное образование взрослых имеет сетевой подход к распространению образовательных ресурсов через доступные каналы средств массовой информации (телевидение, радио, газеты, сборники и журналы). Предполагает основу на самообразование.

Модель 6

Неформальное, интегрированное обучение на основе мультимедийных программ. Программы ориентированы на самообразование взрослых людей, не получивших школьного образования в свое время.

Неформальное обучение взрослых как гибкая и разнообразная по организации и формам система обучения, ориентированная на конкретные потребности и интересы обучаемых.

Каталог сайтов дистанционного повышения квалификации педагогов:

  1. www.eidos.ru. В дистанционных курсах и семинарах Центра "Эйдос" участвуют учителя и администраторы школ, лицеев, гимназий, методисты Институтов повышения квалификации, вузовские педагоги, студенты, аспиранты, школьники и их родители, научные сотрудники.  Кроме курсов, предлагаются также дистанционные Мастер-классы для учителей и Профиль-курсы для школьников, которые ведут педагоги-практики. Координатором дистанционного мастер-класса может стать любой из слушателей школы, показавший творческую активность в процессе прохождения курсов.
  2. www.dlmsk.ru. Центр дистанционного обучения при Федерации Интернет-образования. Все курсы здесь бесплатны, группы формируются по мере поступления заявок. Тематика курсов определена профилем организации – использование Интернет-технологий в образовательной деятельности. Курсы направлены как на освоение Интернет-технологий, так и на внедрение их в образовательный процесс.
  3. www.botik.ru предназначен для учителей информатики, а также для групп учащихся, работающих вместе над одной проблемой. Этосайт Роботландского университета
  4. http://escc.narod.ru. Дистанционные курсы для самых разных категорий населения предлагает и ЕШКО  – Европейская школа корреспондентского обучения.
  5. www.orenip.ru
  6. ito.ru
  7. http://teacher.firo.ru
  8. http://center.firo.ru

Заключение

В применении дистанционных форм повышения квалификации могу сделать следующие выводы:

  • в процессе реализации дистанционных курсов практикуются различные совместные виды деятельности, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений в форуме, чате, интернет-конференции и т.п., которые дают каждому участнику группы не только получить необходимую информацию, но и поделиться своими знаниями;
  • внедрение дистанционных образовательных технологий в практику профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования;
  • дистанционные технологии позволяет сделать учебный процесс более гибким, удобным, практико-ориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов.

Перспективой исследования является дальнейшее развитие, разработка и исследование моделей дистанционной образовательной среды в системе повышения квалификации работников образования, совершенствование и модернизация программно – методических комплексов для системы повышения квалификации работников образования, разработка методических рекомендаций для образовательных учреждений системы повышения квалификации работников образования, использующих дистанционные технологии в образовательном процессе.

 

Использованная литература:

  1. Озеркова И. А. Типология образовательных курсов в дистанционном обучении. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-2.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  2. Николаева В. А. От дистанционного ученика до учителя: опыт рефлексивного осмысления целей педагогической деятельности. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-8.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  3. Завьялова О. А. Методы дистанционного обучения педагогов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-6.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  4. Одинец К. А. Дистанционные курсы повышения квалификации ЦДО «Эйдос» как возможность самообразования учителя. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-9.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  5. Хуторской А.В., Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  6. Никуличева Н. В., зав. кафедрой дистанционного обучения Центра развития профессионального и личностного потенциала научно-педагогических кадров ФИРО. Дистанционное обучение: проблемы и решения. http://www.nikulicheva.narod.ru, nikulicheva@mail.ru.
  7. Полилова Т. А., д.ф.-м.н., старший научный сотрудник МИПКРО, координатор проекта "Московский образовательный Интернет". Опыт проведения дистанционных курсов. polilova@online.ru.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*