Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Кейс – технология в формировании духовно-нравственной культуры студента через факторы народного воспитания

30.04.2015 1950 3290
Лоскина Татьяна Михайловна
Лоскина Татьяна Михайловна, преподаватель

Чурапчинский колледж

В настоящее время, когда с одной стороны идет активное возрождение и развитие национальных традиций в культуре, искусстве всех народов России, а с другой - все шире пропагандируются материальные блага как единственно неоспоримые ценности, проблема формирования духовного мира молодежи, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, приобретает особую актуальность.

В этих условиях содержание образования, но также педагогические технологии, методы, приемы призваны не только, развивать качественные компетенции обучающихся студентов, но и создават условия для развития их духовно-нравственной культуры.

При этом особую ценность имеют педагогические традиции родного народа, его нравственные, этические и духовные ценности, национальная культура, сохранение и развитие национальных традиций. Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа.

Анализ системы взглядов видных ученых-философов, педагогов, психологов (Аристотель, Платон, Гераклит, Сократ, И.Кант, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) показывают, что ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Во многих исследованиях ученых (К.Д.Ушинский, И.А. Арабов, Г.Н.Волков и др.) доказано, что этнокультурные традиции носят постоянный характер и признаются как неотъемлемая часть национальной культуры.

Например, К.Д.Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным», подразумевая под народностью воспитания учет культурно-исторического пути развития этноса, специфики этнокультурных традиций.

В связи с этим, целью данной работы является изучение педагогических основ кейс – технологии в формировании духовно-нравственной культуры студента СПО через факторы народного воспитания.

Объект исследованияобразовательный процесс формирования духовно-нравственной культуры студентов.

Предмет исследования – факторы народного воспитания как одно из средств формирования духовно-нравственной культуры студентов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследований нами поставлены следующие задачи:

Во-первых, охарактеризовать методологические основы кейс-технологии.

Во-вторых, изучить и предложить факторы народной педагогики как обучающие материалы по кейс-технологии в формировании духовно-нравственных ценностей студента.

В процессе работы использованы следующие методы исследования: анализ и систематизация педагогической, методической, научно-технической литературы; сравнение и обобщение условий реальной действительности; изучение трудов по этнопедагогике, материалов ФГОС.

Новизна исследования заключается в том, что в данной работе проблема формирования духовно-нравственной культуры студента решается посредством организации кейс-технологии, содержательным компонентом которого является применение факторов народной педагогики.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в обогащении теории и методики учебно-воспитательной деятельности средствами народной педагогики.

Итак, в настоящее время ученые выделяют новый тип формирования духовно-нравственной культуры личности – научно-исследовательский, когда человек начинает относиться к миру как к новому, требующему поисковых способов мышления. Такая ориентация образования требует широкого внедрения в образовательный процесс исследовательских способов познания.

Одной из разновидностей исследовательского образования является анализ конкретных ситуаций (case-study), который предполагает осмысление проблемной ситуации, инициирующий процесс мышления.

Метод конкретных ситуаций или «кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, в основе которого лежит имитация реального процесса, соответствующего содержанию обучения. Студентам предлагается «случай из жизни», содержащий проблему, для анализа и предложения своих решений.

Кейс-метод:

  • предполагает естественную потребность участников образовательного процесса обращаться к жизненным реалиям для их последующего осмысления и преобразования;
  • ставит обучающегося и преподавателя в позицию участника ситуации, который действует в реальных условиях и сталкивается с необходимостью принимать решения и разрабатывать на их основе план действий.

Кейс-метод включает специально подготовленные обучающие материалы, специальную технологию (techniques) использования этих материалов в учебном процессе. При этом студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases). Данный метод дает основу для совместных дискуссий и обсуждений в аудитории под руководством преподавателя.

Особенности метода конкретных ситуаций:

  • выступает как массовая форма активных методов обучения
  • не противостоит традиционным методам обучения (лекции, семинарские занятия), а дополняет их
  • формирует новый активный стиль учебного процесса

Существует множество классификаций проблемных ситуаций по разным основаниям. Так, А.А.Ивин (философ, специалист в области логики) подразделяет проблемные ситуации на несколько типов. В случае использования на занятии case-study чаще других применяется проблемная ситуация, когда известна формулировка проблемы, но неоднозначен метод ее решения и неизвестно конечное решение. Таким образом, кейс можно разделить на следующие виды:

  • классический кейс – развернутое описание ситуации
  • мини-кейс – сокращенное описание конкретной ситуации, в которой предельно конкретизирована учебная проблема
  • кейс, основанный на общей практике
  • кейс, представленный в форме видеоматериала
  • газетная статья
  • официальный документ или подборка документов
  • рассказ
  • статья (публицистическая, научная)
  • поэма
  • сказка
  • притча

Структура кейса включает в себя:

  • сюжетную часть – описание ситуации, которое содержит информацию, позволяющую понять, в какой обстановке развивается ситуация;
  • информационную часть – обеспечивает информацией, которая позволит правильно понять развитие событий;
  • методическую часть, которая разъясняет преподавателю некоторые приемы работы с конкретным кейсом.

В этой связи, нами предлагается использование в качестве кейса основные факторы и средства народной педагогики. Цель народной педагогики – это формирование традиционного мировоззрения; развитие нравственных привычек, воспитание трудолюбия; развитие интереса, внимания к окружающему миру; обогащение знаний о природе, развитие ума; забота о здоровье, физическое развитие; развитие эстетической, духовной культуры.

Как утверждал известный этнограф и педагог Г.С.Виноградов, народная педагогика – это не только сумма знаний, обязательных умений, а также совокупность навыков и приёмов, применяемых народом в целях развития и воспитания личности.

В пятидесятых годах ХХ века основателем этнопедагогики, выдающимся ученым Г.Н.Волковым сделана первая попытка в целом ряде публикаций (в том числе и монографических) раскрыть роль народных масс как творцов педагогической культуры, место педагогических традиций в духовной культуре народа. Г.Н.Волков определяет народную педагогику как совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.

Многими исследователями в области этнопедагогики основными факторами народного воспитания выделены следующие:

  • природа
  • традиции
  • труд
  • слово
  • общение
  • искусство
  • религия
  • игра

Средствами народной педагогики выступают пословицы, поговорки, скороговорки, былины, сказки, загадки, олонхо, народные игры, национальные праздники, обычаи и традиции и т.д.

Вышеуказанные факторы и средства могут служить прекрасным обучающим материалом, поучительным, нравственным примером в становлении личности студента. Использование в учебно-воспитательном процессе факторов народного воспитания позволит студентам:

  • вырабатывать самостоятельность оценок, свою мировоззренческую позицию, систему ценностей;
  • развивать критическое мышление, умение принимать решение в нестандартной ситуации, проявлять гибкость мышления и умение находить компромисс;
  • адаптироваться к условиям современной жизни, к будущей профессии, предполагающей умение вести дискуссию, конкурировать.
  • понимать и ценить красоту и богатство родной природы, уважение к культуре не только своего народа, но и к культуре народов всего мира.

Таким образом, в условиях компетентностного подхода в образовании, формирование духовно-нравственной культуры студенческой молодежи, основанное на народной педагогике, его культуре, традициям и обычаям, предоставляет возможность студенту сохранить свою культуру и индивидуальность, обладать особой компетенцией.

Использованная литература:

  1. Волков Г.Н. «Этнопедагогика»: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с.
  2. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М.: Народное образование, 1999. - 208 с.
  3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий// Исследование мышления в Советской психологии/ Под ред.Е.В.Шороховой. – М.: Педагогика, 1966. С.236-277.
  4. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования// Высшее образование в России.-2005.-№4.-С.23-30.
  5. Новикова Е.Б. Подготовка студентов к проектной деятельности. // Среднее профессиональное образование. – 2008. -№11.-С.9-10.
  6. Сухомлинский В. А. Не только разумом, но и сердцем.... - М.: Педагогика, 1986
  7. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М.: Педагогика, 1979.
  8. Талызина Н.Ф. Развитие П.Я.Гальпериным деятельностного подхода в психологии//Вопросы психологии.-2002.-№5.-С.42-50.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*