Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаФормы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
Рейтинговая система требует заданий, которые можно оценить в баллах, поэтому она подразумевает широкое использование предметных тестов (тестов достижений) - наборов стандартизованных заданий по определенному материалу. Это накопительная система оценки знаний, основанная на систематически повторяющихся рейтинговых измерениях, она отражает систематичность учебной деятельности обучающегося, стимулирует его к самостоятельной работе и самоконтролю.
На протяжении 10 лет нами проводилась опытно-экспериментальная работа со студентами Чурапчинского колледжа, в которой приняли участие около 300 студентов.
На основе Положения о рейтинговой системе контроля академической успеваемости студентов ГОУ СПО "Чурапчинский колледж" от 2007 года в учебный процесс нами была внедрена балльно-рейтинговая система оценивания. Она представляет собой метод оценки успеваемости студентов в учебном семестре и учитывает не только ответ студента на зачете и экзамене, но и совокупность всех текущих показателей его работы.
Итоговая оценка успеваемости студентов за семестр по дисциплине выводится на основе суммирования рейтинговых баллов, полученных студентом в ходе посещений лекций, выполнения СРС, устных ответов у доски, защиты рефератов, подготовки семинарского урока, выполнения контрольных работ, тестов, выступлений на конференциях. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения этой системы в учебный процесс по преподаваемым дисциплинам для трех специальностей.
Оценивание работы студентов осуществлялось, согласно 2 пункту положения, которые изложены в таблице 1.
Таблица 1.
Рейтинговая система контроля успеваемости
Виды оценивания работы студентов |
Количество баллов |
лекция |
5 баллов за каждое посещение; |
РГР, СРС |
15 баллов за каждую правильно выполненную работу; |
пропуски занятий |
-5 баллов за каждый пропуск; |
опоздание |
-2 балла за каждое опоздание |
выполнение тестов |
1 балл за каждый правильный ответ в тестах от 30 до 90 вопросов; |
за невыполнение СРС в срок |
0 баллов, т.е. потеря всех баллов. |
Рейтинговая система требует заданий, которые можно оценить в баллах, поэтому она подразумевает широкое использование предметных тестов – наборов стандартизованных заданий по определенному материалу. В целях стимулирования более активной работы студентов по преподаваемым дисциплинам, осуществление контроля над качеством знаний студентов ввели призовой фонд баллов, которые они получают за дополнительную работу (таблица 2).
Таблица 2.
Дополнительные баллы к рейтинговой системе контроля
ведение рабочих «идеальных» тетрадей для лекций и СРС |
100 баллов; |
реферат или коллаж |
100 баллов; |
научная работа (доклад к НПК) |
150 баллов; |
викторина «Своя игра» |
от 5 до 50 баллов за каждый правильный ответ (в среднем до 150 баллов); |
Итак, учитывая академические часы по программе определенной дисциплины, выводится максимальное количество баллов, за достижение которых студенту автоматически выставляется «зачет» или «отлично» (таблица 3).
Таблица 3.
Модульно-рейтинговая система преподавателя Жергиной М.В. на 2014-15 учебный год
Дисциплина/ Количество ауд. часов |
Группа |
Посещение (5 баллов) |
СРС Макс.по 15 баллов |
Бонус: Своя игра, словарь и т.д. |
Контр.тест. Макс. 1 тест – 30 б |
Итого макс. количество баллов |
Отлично (85-100%) |
Хорошо (75-84%) |
Удовлетворительно (60-74%) |
МиИ - 60 |
ГС-14 |
150 |
225 |
265 |
60 |
700 |
595-700 |
525-594 |
420-524 |
ОТС 61 |
ГС-14 |
150 |
225 |
295 |
30 |
700 |
595-700 |
525-594 |
420-524 |
ОТТС - 110 |
ГС-14 |
275 |
375 |
270 |
30 |
950 |
805-950 |
710-804 |
570-709 |
ОТ-34 |
ГС-11 |
85 |
120 |
285 |
60 |
550 |
465-550 |
410-464 |
330-409 |
ОТ-32 |
ЭС-12 |
80 |
120 |
290 |
60 |
550 |
465-550 |
410-464 |
330-409 |
ОТ - 38 |
СТ-13 |
95 |
120 |
275 |
60 |
550 |
465-550 |
410-464 |
330-409 |
НТиС 60 |
ГС-12 |
150 |
225 |
265 |
60 |
700 |
595-700 |
525-594 |
420-524 |
НТиС 42 |
ЭС-12 |
105 |
165 |
270 |
60 |
600 |
510-600 |
450-509 |
360-449 |
СМиИ 92 |
СТ-14 |
230 |
345 |
265 |
60 |
900 |
765-900 |
675-764 |
540-674 |
ЗиС 96 |
ПБ-14 |
240 |
420 |
260 |
30 |
950 |
805-950 |
710-804 |
570-709 |
ЗиС 36 |
ПБ-13 |
90 |
120 |
260 |
30 |
500 |
425-500 |
375-424 |
300-374 |
ТГВ 70 |
ПБ-14 |
175 |
255 |
290 |
30 |
750 |
640-750 |
560-639 |
450-559 |
Таким образом, метод рейтинговой системы контроля академической успеваемости позволяет отследить качество знаний и умений каждого студента в отдельности на протяжении всего срока обучения, а также группы, выработать рекомендации по совершенствованию организации образовательного процесса.
Проведен сравнительный анализ успеваемости студентов по группам за время проведения эксперимента с 2006 по 2015 г., сводные результаты которого показаны в диаграммах.
Успеваемость студентов по группам по дисциплине «Материаловедение» с 2006 по 2012 учебные годы.
Диаграмма 1
Успеваемость студентов по группам по дисциплине «Оборудование, техника и технология сварки» с 2006 по 2012 год.
Диаграмма 2.
Успеваемость студентов по группам по дисциплине «Технология сварочных работ» с 2006-2012 г.
Диаграмма 3.
Успеваемость студентов по группам по дисциплине «Нормирование труда и сметы» с 2006 по 2012 год.
Диаграмма 4.
На основе набранных студентами баллов по дисциплине «Материаловедение» определено качество успеваемости по группам (диаграмма 5).
Качество успеваемости студентов групп «Газоснабжение» по дисциплине «Материаловедение» с 2006 по2012 учебные годы.
Диаграмма 5.
Проведенная работа дает возможность наглядно увидеть динамику повышения качества успеваемости студентов.
Пример ведения рейтинговой системы контроля академической успеваемости студентов показан в таблице 4.
Журнал группы ГС-10 дисциплины «Нормирование труда и сметы»
Таблица 4.
№ |
ФИО студента |
Лекции |
СРС |
викторина |
опоздание |
Коллаж/ реферат |
тесты |
Количество баллов |
оценка |
1 |
Андросов Алек |
125 |
100 |
10 |
-6 |
- |
28 |
257 |
3 |
2 |
Аммосова Туяра |
145 |
170 |
35 |
- |
100 |
50 |
500 |
5 |
3 |
Алексеев Артур |
115 |
127 |
75 |
-2 |
90 |
39 |
444 |
5 |
4 |
Алексеев Мичил |
135 |
165 |
- |
-4 |
90 |
40 |
426 |
5 |
5 |
Борисов Айсен |
110 |
40 |
100 |
-4 |
100 |
34 |
380 |
4 |
6 |
Григорьев Виталий |
120 |
64 |
30 |
-4 |
- |
43 |
253 |
3 |
7 |
Гермогенов Агит |
145 |
123 |
- |
- |
90 |
52 |
410 |
4 |
8 |
Егоров Егор |
135 |
128 |
135 |
-4 |
90 |
51 |
535 |
5 |
9 |
Иванов Алексей |
95 |
60 |
100 |
-10 |
- |
- |
245 |
3 |
10 |
Килбясов Семен |
150 |
103 |
20 |
-2 |
90 |
55 |
416 |
4 |
11 |
Кривошапкин М |
150 |
148 |
95 |
-2 |
90 |
56 |
425 |
5 |
12 |
Кузьмин Кеша |
145 |
106 |
25 |
-4 |
- |
41 |
313 |
3 |
13 |
Матросов Женя |
120 |
65 |
- |
-2 |
90 |
19 |
292 |
3 |
14 |
Никитин Андрей |
140 |
134 |
- |
-6 |
- |
34 |
302 |
3 |
15 |
Рахлеев Павел |
135 |
130 |
180 |
- |
90 |
59 |
594 |
5 |
16 |
Ушницкий Ньургун |
130 |
61 |
130 |
-2 |
90 |
52 |
461 |
5 |
17 |
Федоров Назар |
145 |
97 |
- |
-4 |
- |
49 |
287 |
3 |
18 |
Филиппов Андрей |
110 |
25 |
50 |
-6 |
- |
24 |
203 |
3 |
19 |
Харитонов Виктор |
140 |
136 |
60 |
-2 |
90 |
48 |
472 |
5 |
20 |
Хастаева Сардана |
140 |
150 |
5 |
- |
100 |
37 |
432 |
5 |
21 |
Эляков Эдик |
80 |
15 |
80 |
-2 |
- |
27 |
200 |
3 |
Заключение
Перечисленные особенности рейтинговой системы контроля успеваемости студентов позволяют сделать вывод о серьезных достоинствах данной технологии оценки, основные из которых заключаются в обеспечении комплексного подхода к оцениванию результатов учебной деятельности учащихся, повышении объективности оценки, роста мотивации учащегося к учебной деятельности.
Введение рейтинговой системы оценок знаний помогает реализовать дифференцированный подход к учащимся, исключая одинаковые оценки разных результатов, обеспечивая объективную позицию преподавателя по отношению к учащемуся.
Рейтинговая оценка является интегральной оценкой, она учитывает самый малый положительный результат учащегося, охватывает и объективно оценивает не только конкретный вид занятия, но и производит их согласования по суммарному результату. Это является мощным стимулом работы учащегося в течение всего учебного года.
В целом, результаты реализации проекта позволили сформулировать следующие основные выводы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.