Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проявление гендерных стереотипов у студентов

22.04.2015 4630 10857
Демьяненко Раиса Борисовна
Демьяненко Раиса Борисовна, преподаватель

Павлухина Анастасия
Павлухина Анастасия, студент

Амурский медицинский колледж

Актуальность  нашего исследования.

Современные образовательные учреждения в основном обучают детей обоих полов. Для них пишутся одинаковые программы, учебники. Учителя (в большинстве – женщины) всем одинаково объясняют урок, по одинаковым критериям дают оценку учебной деятельности. В учебниках по педагогике обычно пишут о различиях в познавательной деятельности учеников разного возраста, но очень мало говорят о различиях между детьми разного пола. А эти различия значительны. Юноши и девушки обладают различными типами психики, разными типами познания, что определяется разной структурной и функциональной организацией мужского и женского мозга. В особенностях функционирования разных полушарий мозга и кроются важнейшие различия между юношами и девушками

Цель: выявление трансформации гендерных стереотипов и определение статусных характеристик студентов АМК. 

Задачи:

1) Выявить существующие традиционные гендерные стереотипы.

2) Выяснить гендерные проявления у студентов АМК.

3) Сравнить современные взгляды на гендерные проявления с традиционными. 

Что такое гендер?

Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что — женщине.    Кроме того, существует точка зрения, что наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Начиная с эпохи  Возрождения и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.

Сегодня биологи выделяют несколько уровней сексуальной ориентации человека:

- генетический пол (определенный набор генов);

- гонадный пол (железы внутренней секреции);

- морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);

- церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).

Мужчины и женщины обладают различными социальными статусами и выполняют взаимодополняющие социальные роли. В рамках подобной социальной организации и возникает установка на рассмотрение различий между мужчинами и женщинами с точки зрения особенностей систем деторождения.

В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.

Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. И тогда возникает вопрос, о каких же характеристиках, собственно, идет речь, когда поведение обозначается как «истинно» мужское или женское?

Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится объяснение поведения людей. Итак, один термин делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит все встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчеркивает социокультурное происхождение психологических различий. И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в раз­нообразных практиках социального взаимодействия.

Половые различия соматических свойств

Мужчины и женщины отличаются по целому ряду морфологических характеристик, в том числе по размерам тела. Рост человека колеблется в пределах 150-200 см и зависит от ряда факторов, среди которых основные – пол и расовая принадлежность. Мужчины и женщины  имеют явные отличия в пропорциях тела – у мужчин по сравнению с женщинами явно большая ширина плеч и меньшая ширина бедер. Эти показатели отражают лишь общую тенденцию, имеют большой индивидуальный разброс, зависят от образа жизни человека. Например, физическая тренировка вызывает уменьшение жировой ткани и увеличение массы мышечной ткани.

Многие проявления полового диморфизма связаны с гормональной сферой. Женские половые гормоны (эстрогены) и мужские половые гормоны (андрогены) оказывают существенное влияние на развитие организма человека на всех этапах. Они регулируют половое созревание организма, развитие половых органов и формирование вторичных половых признаков. В частности, они влияют на развитие скелета, мус­кулатуры, формирование подкожного жирового слоя, распределение волосяного покрова, развитие грудных желез и т. д. Половые гормоны влияют на поведение. Например, у животных, для которых характерна социальная иерархия, доминирующие особи имеют наиболее высокий уровень тестостерона. В то же время любое человеческое поведение, в том числе связанное с репродуктивной функцией, обеспечивается эндокринной системой в тесном взаимодействии с нервной системой, а нервные связи способны перестраиваться под влияниям факторов среды, в том числе и социальной. Иными словами, поведение человека, его индивидуальные особенности определяются не столько генетическими или гормональными факторами, сколько социальными факторами через воспитание и обучение.

Гендерный стереотип и гендерные роли.

Гендерный стереотип – это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, межличностном общении, межгрупповом взаимодействии.

ГЕНДЕРНЫЕ стереотипы – самое труднопреодолимое препятствие в достижении фактического равенства между мужчинами и женщинами. Особенность гендерных стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще.

Каковы же  основные гендерные стереотипы массового сознания?

Стереотип №1 - "Дело женщины - домашнее хозяйство и воспитание детей". Так называемая теория трех К. Ницше (Удел женщины - дети, кухня и церковь). Характерным признаком высказываний политических теоретиков прошлого является достаточно негативная оценка способности женщин мыслить в интересах всеобщего добра и общественного блага. Чрезвычайно удобная и излюбленная позиция подавляющего большинства современных мужчин. Данный стереотип настолько прочно проник в мужское сознание, что женщины, которые пытаются реализоваться в общественной работе или бизнесе, постоянно сталкиваются с давлением. . Мужчины продолжают упорно цепляться за патриархальные отношения и доминировать на всех позициях.
Стереотип №2 - "Принятие решений - мужское дело или "Молчи, женщина, твой день 8-е Марта". Не смотря на то, что женщины составляют большую часть населения, они по-прежнему остаются отстраненными от процесса принятия решений. На сегодняшний день женщины всего составляет всего 4 % парламентариев. .
Стереотип №3 - "Женщина без мужчины - неполноценный член общества". Очень прочно укоренившийся стереотип. "Порядочная женщина должна выйти замуж, родить детей и быть такой как все".
Стереотип №4 - "Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины". Однако жестокие реалии 20-го века доказали обратное. Войны, голод и революции показали, что женщины оказались выносливее мужчин.
Стереотип №5 - "Все они одинаковые". Потрясающий стереотип. Однажды или несколько раз столкнувшись с чьим-то неадекватным поведением, мы делаем выводы относительно всего противоположного пола - половины человечества. 

Вот примеры еще некоторых  гендерных стереотипов:

«Главное для мужчины – карьера.»

«Главное для женщины – семья».

«У мужчины нет навыков для воспитания детей.»

«Женщины эмоциональны. А мужчины – рациональны.»

Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола.  Гендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.

Гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют дру­гим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или жен­скому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида.

Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на про­цесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».

Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, корми­лец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.       

Мы провели исследование среди  студентов 303 группы АМК о понимании гендерных ролей современной молодежью, проранжировав 10 качеств.  Вот какие результаты мы получили:

Что значит быть настоящей женщиной?

Что значит быть настоящим мужчиной?

Это значит быть

-умной;

- нежной;

- красивой;

- сексуальной;

- заботливой;

- внимательной;

- доброй;

- целеустремленной;

- материально независимой;

- умной;

- верной.

Это значит быть:

-умным

- сильным;

- заботливым;

- надежным;

- умным;

- обеспеченным;

- деловым;

- верным;

- честным;

- добрым;

- красивым.

           

Как видно из ответов студентов, представление о социальных ролях претерпели изменения по сравнению с традиционными представлениями. Среди основных качеств женщины появились явно мужские – целеустремленность, ум, материальная независимость. Мужские качества отличаются лишь силой, честностью, деловитостью, а к традиционным добавились верность и красота.

Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может о6ладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей.  Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.

Одной из задач нашего исследования является выяснение у студентов современных гендерных ролей: какими должны быть мужчины и женщины.      Мы попросили студентов  продолжить предложения. Результаты получили такие (выбрали ответы, наиболее часто повторяющиеся и близкие по значению):

-Замужество — признак … удавшейся жизни.

-Женщина должна всегда …хорошо выглядеть.

-Замужняя женщина хороша настолько, насколько она… хорошая
хозяйка.

-Мужчина может быть пьяным, и это… ему простительно.

-Женщина должна… родить ребенка.

-Мужчина —… защитник.

-В своем поведении женщина должна … приспосабливаться к мужчине;

-Мужчины и женщины - …сексуаль­ные партнеры.

-Женщина должна быть… сексуально привлекательной, красивой

-Ответственность за ситуацию в семье лежит на… женщине.

-Материнство —… основа жизни женщины.

Как видно, у современных молодых людей распределение гендерных ролей близко к традиционным. Это, возможно, объясняется воспитанием, а также доминирующими образами мужчин и женщин в российских средствах массовой информации (в основном различные ток-шоу на ТВ, информационно-развлекательные журналы, рекламная продукция).

Кем ощущают себя наши студенты? Для этого им предложили тест «Кто Я ?» Нужно было  написать 20 различных ответов на простой вопрос «кто я?».

Обработка данного теста показала:

Лишь 70 % респондентов смогли назвать все 20 качеств.  23 % назвали  10 качеств, 7% - менее 10 качеств.

Ответы девушек:

Ответы юношей:

- дочь – 58 %

- человек - 46 %

- красавица – 38 %

- добрая – 38 %

- подруга – 35 %

- личность – 31 %

- студентка – 31 %

- девушка – 27 %

- умница – 23 %

- внучка – 19 %

- веселая – 15 %

- русская – 15 %

- индивид – 15 %

- аккуратная – 12 %

- честная – 7 %

- существо – 7 %

- будущая жена - 3 %

- будущая мать – 3 %

- сильная – 3 %

 -общительная- 2%

- человек – 59 %

- умный – 41 %

- мужчина – 36 %

- спортсмен – 35 %

-  сын -35 %

- студент – 35 %

- друг – 29 %

- красавец – 29 %

- весельчак – 24 %

- добрый – 24 %

- ленивый – 24 %

- музыкант – 18 %

- мужественный – 18 %

- личность – 18 %

- животное – 12 %

- индивид – 12 %

- общительный – 12 %

- честный – 12 %

- жестокий – 6 %

-сильный -2%

Как видно из результатов  опроса, юноши и девушки воспринимают себя по-разному и не однозначно. Девушки в большей степени ощущают себя частью своей семьи и называют свои личностные качества, при этом традиционные гендерные роли находятся на последних местах. Юноши приоритетные позиции отдали гендерным ролям, связали собственное восприятие с определенными видами деятельности

Выводы:

  1. У студентов  в основном уже сконструировано собственное мировоззрение, индивидуальная система ценностей и Я-концепции. Но образ Я еще нестабилен. Идет формирование альтернативных систем ценностей и поведенческих стереотипов по сравнению с предыдущими поколениями. Поэтому актуальным остается вопрос – как в реальном субъективном опыте студента колледжа отражается социальная обусловленность его Я. Все это становится базой для дальнейшего развития личности взрослого человека.
  2. По мнению большинства студентов (92 %), строгое следование традиционным гендерным стереотипам ограничивает самореализацию и жизненное пространство личности, ухудшает качество реальной жизни и даже сокращает ее продолжительность.
  3. Гендерные стереотипы в большей степени поддерживает семейное воспитание (88 %), культура (71 %), религия и церковь (100 %), школьное образование (56 %). В то же время «разрушителями» традиционных гендерных ролей являются телевидение (73 %), «желтая пресса» (84 %), окружающая действительность (58 %).
  4. 46 % опрошенных студентов считают, что в скором будущем наступит гендерное равенство, и общество освободится от гендерных стереотипов.

Гендерное  равенство  –  это достижение равных прав, возможностей и положения женщин и мужчин в социальной, экономической, политической и культурной жизни.

Задумайтесь, как общество, в котором вы живете, формирует роли мужчин и женщин?

Литература:

  1. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учебное пособие / Бендас Т.С. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 320 с.
  3. В. Еремеева. Какого пола ученик? // Здоровье детей. № 4.  2006 г
  4. Клёцина И.С. Гендерная идентичность и права человека / ред. Малинова О.Ю. и Сунгурова А.Ю. СПб.: Норма, 2005,
  5. Клёцина И.С. Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии / под.ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003.
  6. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. .
  7. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте.// Вопросы психологии.  № 2. 2000



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*