Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность нашего исследования.
Современные образовательные учреждения в основном обучают детей обоих полов. Для них пишутся одинаковые программы, учебники. Учителя (в большинстве – женщины) всем одинаково объясняют урок, по одинаковым критериям дают оценку учебной деятельности. В учебниках по педагогике обычно пишут о различиях в познавательной деятельности учеников разного возраста, но очень мало говорят о различиях между детьми разного пола. А эти различия значительны. Юноши и девушки обладают различными типами психики, разными типами познания, что определяется разной структурной и функциональной организацией мужского и женского мозга. В особенностях функционирования разных полушарий мозга и кроются важнейшие различия между юношами и девушками
Цель: выявление трансформации гендерных стереотипов и определение статусных характеристик студентов АМК.
Задачи:
1) Выявить существующие традиционные гендерные стереотипы.
2) Выяснить гендерные проявления у студентов АМК.
3) Сравнить современные взгляды на гендерные проявления с традиционными.
Что такое гендер?
Разделение людей на мужчин и женщин является центральной установкой восприятия нами различий, имеющихся в психике и поведении человека. Многие считают, что эти различия связаны с генетическими, анатомическими и физиологическими особенностями мужского и женского организма. Идея противоположности мужского и женского начал встречается в мифах и традициях всех известных обществ. Она закреплена в разнообразных социальных институтах (таких, как семья, армия, воспитательные учреждения, право). Но факт телесного несходства мужчин и женщин еще не говорит о том, что именно отсюда происходят и все наблюдаемые различия между ними. Ведь помимо конституциональной стороны эти различия имеют социокультурный контекст: они отражают то, что в данное время и в данном обществе считается свойственным мужчине, а что — женщине. Кроме того, существует точка зрения, что наше восприятие биологических различий между полами тоже определяется культурными факторами. Например, со времен античности до конца XVII века в Европе преобладало представление о том, что женский организм является недоразвитым вариантом мужского. Именно поэтому различительными признаками мужского и женского в то время выступали не столько конституциональные, сколько социальные признаки: занимаемый в обществе статус и выполняемые социальные роли. Начиная с эпохи Возрождения и мужчины, и женщины были признаны полярно различными по своей природе организмами. С этого момента социальные различия между мужчинами и женщинами стали связываться с различиями в их биологическом статусе.
Сегодня биологи выделяют несколько уровней сексуальной ориентации человека:
- генетический пол (определенный набор генов);
- гонадный пол (железы внутренней секреции);
- морфологический пол (наружные и внутренние половые органы);
- церебральный пол (дифференциация мозга под влиянием тестостерона).
Мужчины и женщины обладают различными социальными статусами и выполняют взаимодополняющие социальные роли. В рамках подобной социальной организации и возникает установка на рассмотрение различий между мужчинами и женщинами с точки зрения особенностей систем деторождения.
В последнее время в науке принято четко разграничивать конституциональные и социокультурные аспекты в различии мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера. Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми.
Нередко характеристики биологической активности смешивают с поведением в социально-психологическом смысле. И тогда возникает вопрос, о каких же характеристиках, собственно, идет речь, когда поведение обозначается как «истинно» мужское или женское?
Смешение половых и гендерных характеристик приводит к тому, что к характеристикам мужественности и женственности одновременно относят и психофизиологические, и социокультурные аспекты психологических различий, тогда как в ситуациях реального взаимодействия между собой люди редко связывают биологические особенности своего организма с гендерными характеристиками. На смешении половых и гендерных различий часто строится объяснение поведения людей. Итак, один термин делает акцент на биологических основаниях психологических различий и сводит все встречающееся многообразие к тому или иному строению гениталий, тогда как другой термин подчеркивает социокультурное происхождение психологических различий. И пол, и гендер являются системами условных обозначений, которые формируют определенный порядок отношений между людьми, их отношение к различным проявлениям сексуальности, а также определяют формы представления себя другим людям в разнообразных практиках социального взаимодействия.
Половые различия соматических свойств
Мужчины и женщины отличаются по целому ряду морфологических характеристик, в том числе по размерам тела. Рост человека колеблется в пределах 150-200 см и зависит от ряда факторов, среди которых основные – пол и расовая принадлежность. Мужчины и женщины имеют явные отличия в пропорциях тела – у мужчин по сравнению с женщинами явно большая ширина плеч и меньшая ширина бедер. Эти показатели отражают лишь общую тенденцию, имеют большой индивидуальный разброс, зависят от образа жизни человека. Например, физическая тренировка вызывает уменьшение жировой ткани и увеличение массы мышечной ткани.
Многие проявления полового диморфизма связаны с гормональной сферой. Женские половые гормоны (эстрогены) и мужские половые гормоны (андрогены) оказывают существенное влияние на развитие организма человека на всех этапах. Они регулируют половое созревание организма, развитие половых органов и формирование вторичных половых признаков. В частности, они влияют на развитие скелета, мускулатуры, формирование подкожного жирового слоя, распределение волосяного покрова, развитие грудных желез и т. д. Половые гормоны влияют на поведение. Например, у животных, для которых характерна социальная иерархия, доминирующие особи имеют наиболее высокий уровень тестостерона. В то же время любое человеческое поведение, в том числе связанное с репродуктивной функцией, обеспечивается эндокринной системой в тесном взаимодействии с нервной системой, а нервные связи способны перестраиваться под влияниям факторов среды, в том числе и социальной. Иными словами, поведение человека, его индивидуальные особенности определяются не столько генетическими или гормональными факторами, сколько социальными факторами через воспитание и обучение.
Гендерный стереотип и гендерные роли.
Гендерный стереотип – это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, межличностном общении, межгрупповом взаимодействии.
ГЕНДЕРНЫЕ стереотипы – самое труднопреодолимое препятствие в достижении фактического равенства между мужчинами и женщинами. Особенность гендерных стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще.
Каковы же основные гендерные стереотипы массового сознания?
Стереотип №1 - "Дело женщины - домашнее хозяйство и воспитание детей". Так называемая теория трех К. Ницше (Удел женщины - дети, кухня и церковь). Характерным признаком высказываний политических теоретиков прошлого является достаточно негативная оценка способности женщин мыслить в интересах всеобщего добра и общественного блага. Чрезвычайно удобная и излюбленная позиция подавляющего большинства современных мужчин. Данный стереотип настолько прочно проник в мужское сознание, что женщины, которые пытаются реализоваться в общественной работе или бизнесе, постоянно сталкиваются с давлением. . Мужчины продолжают упорно цепляться за патриархальные отношения и доминировать на всех позициях.
Стереотип №2 - "Принятие решений - мужское дело или "Молчи, женщина, твой день 8-е Марта". Не смотря на то, что женщины составляют большую часть населения, они по-прежнему остаются отстраненными от процесса принятия решений. На сегодняшний день женщины всего составляет всего 4 % парламентариев. .
Стереотип №3 - "Женщина без мужчины - неполноценный член общества". Очень прочно укоренившийся стереотип. "Порядочная женщина должна выйти замуж, родить детей и быть такой как все".
Стереотип №4 - "Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины". Однако жестокие реалии 20-го века доказали обратное. Войны, голод и революции показали, что женщины оказались выносливее мужчин.
Стереотип №5 - "Все они одинаковые". Потрясающий стереотип. Однажды или несколько раз столкнувшись с чьим-то неадекватным поведением, мы делаем выводы относительно всего противоположного пола - половины человечества.
Вот примеры еще некоторых гендерных стереотипов:
«Главное для мужчины – карьера.»
«Главное для женщины – семья».
«У мужчины нет навыков для воспитания детей.»
«Женщины эмоциональны. А мужчины – рациональны.»
Гендерные роли — это роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по признаку пола. Гендерные «роли всегда связаны с определенной нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своем сознании и поведении.
Гендерные роли можно рассматривать как внешние проявления моделей поведения и отношений, которые позволяют другим людям судить о принадлежности индивида к мужскому или женскому полу. Другими словами, это социальное проявление гендерной идентичности индивида.
Гендерные роли относятся к типу предписанных ролей. Статус будущего мужчины или будущей женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации ребенок обучается исполнять ту или иную гендерную роль. Существующие в обществе гендерные стереотипы оказывают большое влияние на процесс социализации детей, во многом определяя его направленность. Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское».
Гендерный стереотип, касающийся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом, относится к одному из самых распространенных стереотипов, предписывающих стандартные модели ролевого поведения мужчин и женщин. В соответствии с этим стереотипом для женщин главными социальными ролями считаются семейные роли (мать, хозяйка), для мужчин — профессиональные роли (работник, труженик, добытчик, кормилец). Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин — по наличию семьи и детей. Народная мудрость гласит, что «нормальная» женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые у них могут быть, вторичны по отношению к этим семейным ролям. Для выполнения традиционной роли домашней хозяйки женщина должна обладать чуткостью, сострадательностью и заботливостью. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуются ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений.
Мы провели исследование среди студентов 303 группы АМК о понимании гендерных ролей современной молодежью, проранжировав 10 качеств. Вот какие результаты мы получили:
Что значит быть настоящей женщиной? |
Что значит быть настоящим мужчиной? |
Это значит быть -умной; - нежной; - красивой; - сексуальной; - заботливой; - внимательной; - доброй; - целеустремленной; - материально независимой; - умной; - верной. |
Это значит быть: -умным - сильным; - заботливым; - надежным; - умным; - обеспеченным; - деловым; - верным; - честным; - добрым; - красивым. |
Как видно из ответов студентов, представление о социальных ролях претерпели изменения по сравнению с традиционными представлениями. Среди основных качеств женщины появились явно мужские – целеустремленность, ум, материальная независимость. Мужские качества отличаются лишь силой, честностью, деловитостью, а к традиционным добавились верность и красота.
Традиционные гендерные роли сдерживают развитие личности и реализацию имеющегося потенциала. Эта идея явилась толчком к разработке Сандрой Бэм концепции андрогинии, согласно которой человек, независимо от своего биологического пола, может о6ладать как чертами маскулинности, так и фемининности, соединяя в себе как традиционно женские, так и традиционно мужские качества. Это позволяет выделить маскулинную, фемининную, андрогинную модели гендерных ролей. Не существует единой мужской или женской роли. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей (жены, матери, деловой женщины и т. д.), зачастую эти роли могут не совмещаться, что ведет к ролевому внутриличностному конфликту.
Одной из задач нашего исследования является выяснение у студентов современных гендерных ролей: какими должны быть мужчины и женщины. Мы попросили студентов продолжить предложения. Результаты получили такие (выбрали ответы, наиболее часто повторяющиеся и близкие по значению):
-Замужество — признак … удавшейся жизни.
-Женщина должна всегда …хорошо выглядеть.
-Замужняя женщина хороша настолько, насколько она… хорошая
хозяйка.
-Мужчина может быть пьяным, и это… ему простительно.
-Женщина должна… родить ребенка.
-Мужчина —… защитник.
-В своем поведении женщина должна … приспосабливаться к мужчине;
-Мужчины и женщины - …сексуальные партнеры.
-Женщина должна быть… сексуально привлекательной, красивой
-Ответственность за ситуацию в семье лежит на… женщине.
-Материнство —… основа жизни женщины.
Как видно, у современных молодых людей распределение гендерных ролей близко к традиционным. Это, возможно, объясняется воспитанием, а также доминирующими образами мужчин и женщин в российских средствах массовой информации (в основном различные ток-шоу на ТВ, информационно-развлекательные журналы, рекламная продукция).
Кем ощущают себя наши студенты? Для этого им предложили тест «Кто Я ?» Нужно было написать 20 различных ответов на простой вопрос «кто я?».
Обработка данного теста показала:
Лишь 70 % респондентов смогли назвать все 20 качеств. 23 % назвали 10 качеств, 7% - менее 10 качеств.
Ответы девушек: |
Ответы юношей: |
- дочь – 58 % - человек - 46 % - красавица – 38 % - добрая – 38 % - подруга – 35 % - личность – 31 % - студентка – 31 % - девушка – 27 % - умница – 23 % - внучка – 19 % - веселая – 15 % - русская – 15 % - индивид – 15 % - аккуратная – 12 % - честная – 7 % - существо – 7 % - будущая жена - 3 % - будущая мать – 3 % - сильная – 3 % -общительная- 2% |
- человек – 59 % - умный – 41 % - мужчина – 36 % - спортсмен – 35 % - сын -35 % - студент – 35 % - друг – 29 % - красавец – 29 % - весельчак – 24 % - добрый – 24 % - ленивый – 24 % - музыкант – 18 % - мужественный – 18 % - личность – 18 % - животное – 12 % - индивид – 12 % - общительный – 12 % - честный – 12 % - жестокий – 6 % -сильный -2% |
Как видно из результатов опроса, юноши и девушки воспринимают себя по-разному и не однозначно. Девушки в большей степени ощущают себя частью своей семьи и называют свои личностные качества, при этом традиционные гендерные роли находятся на последних местах. Юноши приоритетные позиции отдали гендерным ролям, связали собственное восприятие с определенными видами деятельности
Выводы:
Гендерное равенство – это достижение равных прав, возможностей и положения женщин и мужчин в социальной, экономической, политической и культурной жизни.
Задумайтесь, как общество, в котором вы живете, формирует роли мужчин и женщин?
Литература:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.