Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСегодня в мире информационные технологии развиваются очень стремительно, поэтому чтобы успевать за их развитием необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование. А для профессионального применения вычислительной техники нужна целеустремлённость и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
В настоящее время одной из важнейших задач обучения будущего специалиста - выпускника техникума является формирование у него компьютерной грамотности, как показателя соответствия уровня образования современным требованиям. Само понятие «компьютерная грамотность» изменяется с развитием и совершенствованием компьютерной техники. На сегодняшний день можно сказать, что “компьютерная грамотность” — это совокупность теоретических и практических знаний в области работы с компьютерными системами, знание информационных технологий, готовность к использованию профессиональных программ в различных сферах деятельности.
Основы компьютерной грамотности формируются у студентов техникума при изучении дисциплин: «Информатика и ИКТ», «Информационные технологии в профессиональной деятельности» и развиваются в течение всего времени обучения. Усвоенная компьютерная грамотность студента реализуется в пространстве каждого из видов его профессиональной деятельности, связанной с обработкой информации и способствует повышению эффективности учебной деятельности в техникуме. Например, грамотное применение готовых программных продуктов позволяет сокращать время на расчеты, чертежи, поиск информации при выполнении лабораторно-практических работ, а так же в курсовом и дипломном проектировании и соответственно вызывает положительную оценку преподавателей
Дисциплина «Информатика», в рамках которой даются основы компьютерной грамотности, изучается на первом курсе в течение двух семестров, ее цель – изучение как теоретических базовых понятий, так и формирование практических навыков работы на персональном компьютере на пользовательском уровне, куда входят основные приемы работы с операционной системой Windows, текстовым процессором Word и табличным процессором Excel, системой управления базами данных Access.
Следует отметить низкий уровень школьной подготовки по информатике студентов, начинающих изучение данного предмета в рамках средне профессионального образования. Слабо подготовленные в области информатики студенты только на уроках по-настоящему начинают работу на персональном компьютере, но за отсутствием соответствующих навыков не видят и не осознают практической направленности занятий. Всё это существенно снижает познавательный интерес и мотивацию к процессу обучения. Далее компьютерные технологии интегрируются в другие учебные предметы, где овладение определенными элементами компьютерной грамотности необходимо для решения экономических задач. По учебному плану изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин начинается в основном на втором курсе, к которому за отсутствием возможности практической работы студенты теряют значительную часть полученных умений и навыков, так и не успев понять, к чему их можно было применить. При этом процесс стремительного развития информационных технологий приводит к тому, что к моменту начала выпускниками самостоятельной профессиональной работы оставшиеся знания в области информатики морально устаревают и нуждаются в обновлении. В настоящее время у значительной части выпускников отмечается недостаточность подготовки к решению профессиональных задач с применением компьютера, отсутствие навыков творческого использования информационно-компьютерных технологий для решения нестандартных задач. В связи с этим актуализируется проблема поиска технологий обучения, интенсифицирующих процесс формирования компьютерной грамотности, адаптированных к потребностям будущего профессионала
Большинство студентов, которые причисляют себя к опытным пользователям, не обладают элементарными навыками практического применения компьютерных программ: плохо знают возможности текстового редактора, не могут грамотно оформить набранный документ, не умеют правильно архивировать информацию, готовить презентации и быстро находить необходимую информацию в сети Интернет и т. д. Все это способствует появлению на рынке труда нерасторопных и неконкурентоспособных работников [1, с. 7–9]. Одним из главных условий успешной работы с компьютером является способность студента работать в первую очередь самостоятельно. Если такая способность отсутствует, вызывает серьезные проблемы или не имеет отдачи, уровень компьютерной грамотности такого студента можно поставить под сомнение. Многие студенты, прекрасно разбираясь в устройстве компьютера, передовых новинках, нередко оказываются бессильными перед элементарными задачами. Обширная компьютеризация общества неизбежно привела к его интернетизации. Использование ресурсов глобальной сети Интернет не только создает условия для оперативного получения искомой информации, но и несет в какой-то степени скорее вред, чем пользу, поскольку целевое использование глобальной сети в первую очередь сводится к поиску информации (которую еще необходимо уметь найти), которой, зачастую суждено стать плагиатом (рефераты, курсовые работы и т. д.). У определенной части сегодняшних студентов независимо от формы обучения навыки работы в Интернете сводятся лишь к работе с почтой и поиску информации посредством поисковых ресурсов. Наблюдения последних лет за работой студентов в компьютерном классе показало, что подавляющее большинство молодых людей проводит время в социальных сетях (Одноклассники, в контакте и т. п.), даже в ущерб занятиям. Работа с данным типом ресурсов требует определенных элементарных навыков работы с компьютером (операции с файлами, работа с сообщениями). Но говорит ли это о компьютерной грамотности, если студент не способен извлечь найденную информацию, чтобы унести ее с собой?
Изучение динамики развития компьютерной грамотности студента показывает, что ее структура и содержание постоянно развиваются и совершенствуются. Сейчас компьютерную грамотность можно рассматривать как структуру, состоящую из двух основных частей: базовую («компьютерный минимум», необходимый для освоения и практического применения любого прикладного программного обеспечения), профессиональную (комплекс знаний и умений, соответствующий уровню компьютеризации профессиональной среды). Использование такой структуры в обучении позволяет достигать хороших результатов в формировании у студентов компьютерной грамотности, которая станет залогом его успешной профессиональной карьеры.
Современные информационные технологии обеспечивают не только доступ к практически неограниченному объему информации, но и позволяют осуществлять ее аналитическую обработку. Таким образом, они представляют одно из средств развития учебной, познавательной и исследовательской деятельности и в сочетании с традиционными технологиями, методами и средствами, обеспечивают условия для обучения грамотного специалиста в любой области
Необходимость приобщения к современным информационно-комуникативным технологиям значительной части общества подразумевает начало их решения на начальных этапах подготовки будущих специалистов.
Безусловно, каждому человеку сегодня необходимы компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров.
Анализ сущности понятия «компьютерная грамотность» возникшего в годы компьютеризации образования с полной уверенностью можно назвать первым шагом на пути к формированию готовности студентов к использованию информационно-коммуникативных технологий в профессиональной деятельности.
Компьютерная грамотность начинается с правильного ввода информации в компьютер.
Процесс овладения компьютерной грамотностью не должен сводиться лишь к обучению составления программ и работы с ними на компьютере. Этот процесс должен протекать на широком общекультурном фоне, повышении духовной культуры обучающегося субъекта, что предохранит от опасности технократических подходов к обучению и воспитанию. Целью такой работы должна быть не компьютеризация, а информатизация образования. В таких условиях обучающему становится доступен большой объем информации и максимальное использование информационного потока.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.