Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Из опыта работы по повышению общей культуры выпускников СПО

20.04.2015 1049 1 1817
Карзунова Галина Владимировна
Карзунова Галина Владимировна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Воспитание – дело совести,

обучение – дело науки. Позднее,

уже в сложившемся человеке, оба

  эти вида познания дополняют друг друга.

 Виктор Гюго 

ФГОС СПО нового поколения в требованиях к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы, в частности, обязывают образовательное учреждение сформировать социокультурную среду, создавать условия, для всестороннего развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса. Таким образом,  выпускник СПО должен быть не только профессионально компетентным, конкурентно способным и инициативным специалистом, но и обладающим общей культурой, способный к саморазвитию и самореализации./1/

Имея диплом инженера-металлурга, и, проработав 30 лет преподавателем общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в Южно-Уральском многопрофильном колледже (ЮУМК), выпустив, как классный руководитель, семь групп студентов, до сих пор задаю себе вопросы в процессе работы над общей культурой выпускников. «Куда мне вести вас? К великим идеям, высоким подвигам? Или привить лишь необходимые навыки, без которых изгоняют из общества? Но, научив сохранять свое достоинство? Имею ли я право в течение нескольких лет требовать, приказывать и желать? Может быть, для любого из вас свой путь, пусть на вид самый плохой, будет единственно верным?»/2/

 Мы все видим, как  последние двадцать пять лет менялось и изменилось наше общество. Раньше все держалось на ханжеской, но все-таки морали. Ни секрет, что кодекс строителя коммунизма был списан с христианских заповедей, поэтому люди нашего поколения имеют стержень нравственности и морали. А сейчас, все чаше и чаше преподаватели сталкиваются с цинизмом и бездуховностью молодежи. В ситуации падения культуры, развала экономики, социального противостояния  и сильнейшего психологического напряжения, в котором оказались люди нашего общества, духовный излом человека возник как ответ на создавшиеся социально-исторические условия жизни. Индивидуализм становится характеристикой начала нового века. При этом элемент демократии, предоставление личной свободы, провозглашение права на собственное выражение, а также отсутствие сдерживающих нормативных регуляторов предоставляют благодатную почву для интенсивного развития индивидуальности как социально-психологического феномена.  В результате, в работе со студенчеством, особенно во внеклассной воспитательной деятельности, необходим индивидуальный подход, который хорошо воплощается в подготовке и проведении тематических классных часов. В нашем колледже работает психологическая служба, которая обеспечивает каждого классного руководителя результатами психологического тестирования студентов первокурсников. Это хорошее подспорье на все четыре года работы с ребятами.

 В работе преподавателя, классного руководителя СПО необходимо учитывать и психологические особенности юношеского возраста, когда завершается подготовка  самостоятельной жизни человека, формируется мировоззрение, ценностные ориентации, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности. Как показывают данные ряда специальных исследований, к 16-18 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определенными и стойкими особенностями темперамента, характера, способностей. Но, в то же время эти особенности недостаточно осознаются самими студентами или неверно оцениваются. В связи с этим следует подчеркнуть, что для решения данной проблемы требуется специальная работа преподавателя с первокурсниками. Юность - это возраст интенсивного формирования мировоззрения. В данный период резко возрастает интерес к теоретическим знаниям, желание обобщить отдельные факты, установить общие принципы и закономерности. Такое положение подготовлено всем ходом предшествующего психического развития, и прежде всего развитием понятийного мышления.

Именно в ранней юности интенсивно развивается самосознание, причем изменяется его глубина и характер. Следует обратить внимание на то, что резко возрастает стремление к самостоятельности всех оценок, иногда неадекватных.

В характеристике психологических особенностей юношеского возраста следует выделить, что в этот период наблюдается значительный рост социальной активности. Весьма существенным моментом является то, на какие группы и коллективы ориентируется юноша или девушка, какие отношения определяют его духовные ценности и оценки.

Особенностями общения данного возраста является то, что общение – очень важный «канал информации», что общение – вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности, а также это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной стороны личности и формированию юношеского самоуважения. А самоуважение очень важно в этом возрасте.

Анализируя выше изложенный материал, следует подчеркнуть три важных условия успешного воспитания общей культуры студентов через внеклассную деятельность:

- педагогическое воздействие в этот возрастной период будет тем эффективнее, чем в большей мере воспитание будет перерастать в самовоспитание;

- развитие всех сторон личности человека, формирование активной жизненной позиции возможны в процессе собственной деятельности в образовании;

- обучение и воспитание в юношеском возрасте должно осуществляться с учетом сохраняющихся элементов детства, но опираться и ориентироваться следует на развивающуюся взрослость, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день развития». /6 /

Одной из приоритетных задач своего педагогического труда  считаю сохранение и развитие духовного потенциала каждого студента. И лучше всего эта задача решается в час классного руководителя.  Тот час, который позволяет педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное к воспитанию отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания не хаотичным, случайным, а управляемым и целенаправленным.

 Подготовка классных часов со студентами способствует развитию связей между всеми участниками воспитательного процесса, обеспечивает сплочение и сотрудничество, мобилизует разрозненные усилия членов коллектива, способствует формированию и развитию потребностей высшего уровня (чувство духовной близости, самоуважения, признания, самореализации); при этом за счет активного взаимодействия участников и постоянной саморефлексии оказывает на них необходимое воспитывающее влияние, обеспечивает развитие творческой инициативы, самостоятельности.

Модель воспитания «культурного человека ХХI века» с позиции теории социоприродной эволюции  предполагает развитие значимых качеств личности в процессе формирования мировоззрения, религиозного, экологического, эстетического, гражданского, духовно-нравственного воспитания, а также обладание такими качествами, как осознание собственных обязанностей перед будущим поколением, ответственность за сохранение жизни и умение выбирать.

В колледже мы продолжаем вслед за общеобразовательной школой осуществлять воспитательные воздействия, раскрывающие для студентов новые грани общечеловеческих ценностей – жизни, добра, истины, красоты, милосердия и сострадания – не только в обыденной жизни, но и в профессиональной деятельности. За годы работы классным руководителем  в группах металлургического профиля мной подготовлено и проведено значительное количество классных часов, в результате, был издан сборник по таким направлениям внеклассной работы:

  • патриотическое воспитание («Мир, Май, Победа!», «С кого начинается Родина? Или чем больна Россия?», «Помните люди!» и др.)
  • культурное, эстетическое, экологическое и физическое воспитание («Любовь в творчестве Людвига Ван Бетховена.», «Жизнь и творчество П.И.Чайковского», «Наш дом – Южный Урал», «Тургояк – младший брат Байкала», «Помоги себе сам», туристические экскурсии)
  • профессиональное самоопределение и самосовершенствование («ЧМК – лидер отрасли!», «Металлург – это звучит гордо!», конкурсы специалистов, «День защитника Отечества» и др.);
  • воспитание нравственности на основе общечеловеческих ценностей («Возьмемся за руки друзья!», «Вера, Надежда, Любовь», «Моя семья, моя опора» и др.).

Самая интересная, творческая и захватывающая часть в проведении тематического классного мероприятия – это подготовительная, когда всей группой обсуждается тема, иногда она формулируется спонтанно, в ходе стихийно возникшей дискуссии, иногда спланировано. Затем подбирается материал, распределяются роли, проводятся репетиции. Часто участниками наших классных часов становятся герои Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда, специалисты предприятия, хорошо, если это родные или члены семей самих студентов. В последние годы студенты практически самостоятельно выполняют все этапы и виды работ в подготовке и проведении классного часа. Мне, как классному руководителю, приходится чуть-чуть направить, подсказать, ободрить, похвалить.

 Развитие информационных технологий, автоматизированное место преподавателя расширяет содержание внеклассной воспитательной деятельности. Мы можем, не выходя из кабинета, посмотреть на DVD диске фильм и тут же его обсудить. Изучая наследие великих  композиторов, прослушать практически любое произведение, посмотреть балет, оперу и повторить любой понравившийся нам отрывок. А как интересно «пройтись» по залам Третьяковской галереи и не только.

Во время подготовки таких классных часов у студентов-металлургов наблюдается положительная динамика воспитания личности по принятым общечеловеческим критериям, значительно расширяется возможность для удовлетворения их разнообразных запросов во внеурочной деятельности. Конечно, для классного руководителя подготовка тематических мероприятий требует больших затрат времени, переживаний, сомнений, тревог, а иногда и разочарований. Но, стремясь сделать с нашими студентами что-то доброе и красивое, мы пытаемся преобразить для них мир, сделать его лучше, чище, светлее.

Знаем мы, как быстро в жизни

Всё забвенье поглощает.

Дети только равнодушья

Никогда нам не прощают!   (Никитина В.Т.)

 

Литература

1 Федеральный образовательный стандарт Среднего Профессионального образования по специальности       150401 Металлургия черных металлов, 150412 Обработка металлов давлением;

2 Януш Корчак  Как любить ребенка: книга о воспитании: Пер. с польского. – М.: Политиздат, 1990.-493с.;

3 Городницкий А.М. Петь ли о справедливости? –АиФ №1-2, 2012г;

4 Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании. Журнал «Классный руководитель» №4, 2011;

5 Щербаков А.И. Практикум по возрастной психологии –М.: «Просвещение»1987.- 237с.;

6 Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. М.; Российское педагогическое агентство, 1996.-599с.;

7 Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебник.-М.: Педагогическое общество России, 2004. – 480с.;

8 Журнал  «Классный руководитель», №3, 2011г, с.111;

9 Вернадский В.И., Моисеев Н.Н. и др. Модель воспитания культурного человека ХХI века;




Назад к списку

Комментарии
Спасибо! Очень интересный материал
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*