Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАктуальность. Современные условия активизируют новые образовательные потребности, отражающие необходимость для личности непрерывного получения и применения знаний, повышения общекультурного уровня, самостоятельного решения возникающих в познании проблем. В этой ситуации крайне важным является реализация потенциальных возможностей образовательных учреждений, прежде всего, за счет организации самостоятельного познавательного процесса каждого студента путём приобщения к исследовательской деятельности.
В «Концепции модернизации российского образования» ставилась задача создания системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Возрастает ответственность образовательных учреждений за их интеллектуальное творческое развитие. Возрастает и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них – технология организации исследовательской деятельности студентов. Под «исследовательской деятельностью студентов» понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой студенты ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет студентам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации [6., С. 188].
Теоретическая часть. Исследовательская деятельность студентов – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательскую – это вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний, и учебно-исследовательскую деятельность, главная цель которой – образовательный результат, она направлена на обучение студентов, развитие у них исследовательского типа мышления. Исследовательская деятельность позволяет развивать у студентов умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Исследовательскую деятельность, в свою очередь можно делить на урочную и внеурочную. Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме. Здесь уместно использовать различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, исследовательская и творческая работа, анкетирование на разных этапах.
В рамках развития образования основными стратегическими целями деятельности образовательного учреждения являются:
Изучение теоретических аспектов организации исследовательской деятельности студентов показало, что в настоящее время она является показателем результативности и нормативной составляющей образовательного процесса современных образовательных организаций. С одной стороны, она обеспечивает построение содержания образования, направленного на формирование актуальных для личности знаний, совокупности умений, мышления, мировоззрения, развитие опыта творческой деятельности и самостоятельности студентов, воспитание коммуникативных, нравственных качеств. С другой стороны, организация исследований учащихся, создает дополнительные возможности в интеграции основных и дополнительных образовательных программ, ориентирует профессионально-техническое образование на формирование профессиональных компетенций.
Рассмотрение вопросов организации студенческих исследований дает основание полагать, что исследовательская деятельность становится самостоятельной подсистемой в системе образования, которая представлена в урочной и внеурочной работе образовательного учреждения. Это приводит к применению разных организационных форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию функций исследовательской деятельности:
Задачами преподавателя становятся сопровождение проектной или исследовательской деятельности студента, создание наиболее эффективных условий для совершения этой деятельности. Распространение в образовательных учреждениях методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности должно воспитывать свободную личность, формировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принятые решения, планировать дальнейшую деятельность.
Поскольку освоение студентами новых способов получения знаний через собственные исследования сближается с логикой научно-познавательного процесса, поэтому должны применяться и развиваться все перечисленные функции. Это предъявляет особые требования к содержанию образовательного процесса и актуализирует разработку технологии организации исследовательской деятельности учащихся, интенсифицирующей и оптимизирующей исследовательский процесс [1., С. 228-229].
Для стимулирования интереса студентов к исследовательской деятельности необходимы методы создания ситуации новизны и актуальности исследуемых проблем. Для исследователей профессионально важными качествами являются: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми. Формирование таких качеств должно быть целенаправленным и проходить сквозными линиями через все ступени образования [2., С. 14].
Преподавателю необходимо замечать детей, склонных к экспериментальной и исследовательской работе. Важно подготовить студентов, умеющих работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им и придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива, этому можно и нужно обучать.
Перечисленные направления деятельности подразумевают определенное преобразование образовательного процесса и повышение качества знаний в результате совершенствования содержания образования и внедрения современных педагогических технологий, а также создание условий для обеспечения единого образовательного пространства «профессиональная образовательная организация - вуз».
Одним из способов развития научно-исследовательской деятельности студентов является внеклассная работа. При этом создаются большие возможности для организации проектной деятельности студентов. Это связано с тем, что занятия такого рода подчинены интересам студентов. Кроме того, они менее ограничены как строгими рамками содержания учебной дисциплины, так и временными рамками. Именно на этих занятиях возможно сотворчество студентов и педагогов, приводящее к новому личностно значимому результату [4., С. 114].
Индивидуальная внеклассная работа должна проводиться с учетом конкретных интересов каждого студента. Главная цель такой работы – выявление творческих способностей студентов и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности. Во внеклассной работе большое внимание должно уделяться межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации студентов. Это развивает кругозор и воображение студентов, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Такая работа разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.
Практическая часть. Работу над научно-исследовательскими проектами целесообразно начинать со студентами первого курса, так как к этому периоду имеются объективные возможности для работы над некоторыми этапами проекта. Студенты могут формулировать проблему, разрабатывать примерный план работы, они уже получили определенный опыт и знания – все это создает предпосылки для успешного выполнения научно-исследовательского проекта. Первокурсники имеют возможность продолжить работу на следующий год, что позволяет скорректировать направленность исследования, расширить ее область и заинтересовать, таким образом, в получении профессии, связанной с теми науками, в которых они проявились как самостоятельные исследователи. Студент должен чувствовать, что проект – это его работа, реализация его собственных идей, замыслов, должен видеть, что преподаватель с уважением относится к его точке зрения. Студент должен проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем [5., С. 13.]
В ходе работы над проектом у студентов растет самооценка и уверенность в себе. Подростки ориентируются на совершенствование внимания, памяти и мышления. Участие в конкурсах способствует усилению ответственности студентов за свою учебную работу и формированию уважительного отношения к результатам труда. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает не только эффективное усвоение знаний, но также способствует усилению практической, социально значимой составляющей обучения и формированию коммуникативной компетентности.
Процесс организации исследовательской работы состоит из трех основных этапов: организационный, обучение студентов основам исследовательской деятельности, выполнение ими исследовательской работы и представление ее результатов на научно-практической конференции.
Организационный этап – один из самых сложных этапов, так как правильно выбрать студентов, способных к подобной деятельности и мотивированных на нее, порой довольно трудно. С этой целью необходимо проводить диагностику по выявлению одаренных детей, которая будет включать анкетирование по выявлению психологической готовности детей к данной деятельности. Часто бывает, что одаренные дети далеко не первые ученики в группе, но именно они удивляют своими нестандартными решениями задачи, способностью прогнозировать результаты эксперимента. Кроме того, нужно отслеживать еще и такое качество как умение выдвигать гипотезу и умение кропотливо обрабатывать полученные данные. Диагностировать студентов возможно во время проведения практических работ, создания творческих презентаций, подготовке докладов и рефератов. Разнообразна и мотивация студентов к началу исследовательской деятельности. Чаще всего это: мотивация по процессу (заинтересован самим процессом деятельности), мотивация на оценку (заинтересован в получении хорошей оценки). После самоопределения студентов необходимо правильно подобрать тему, с учетом возраста, личных интересов и психологических особенностей [6., С. 190].
Этап обучения основам исследовательской деятельности нацелен на овладение студентами основами методологии проектной исследовательской деятельности.
Выступление на научно-практической конференции является логическим окончанием деятельности над заданным исследовательским проектом. Преподавателю необходимо обратить особое внимание на психологическую готовность студентов к выступлению, публичному представлению собственного исследования. Им необходима помощь в составлении доклада, тезисов выступления в соответствии с азами ораторского искусства, также необходима помощь в расстановке акцентов.
Преподаватель, как руководитель научной работы, должен направлять действия студента, применяя при этом неавторитарные способы преподавания, чтобы студент мог отразить в работе именно свои наработки, проявить свои индивидуальные способности. Очень важным на третьем этапе является создание ситуации успеха. Преподаватель должен постоянно помнить о том, что исследователи всего лишь подростки и создание ситуации успеха будет способствовать достижение главной цели - развитие творческих способностей при организации исследовательской работы.
Выполнение исследовательской работы студентами позволяет приобрести им уникальный опыт сопричастности к научным открытиям и достижениям, заставляет поверить в собственные силу, переносить полученные знания и умения на решение других задач. Формирует у них навык практической деятельности, помогает им в профессиональном самоопределении.
Резюмируя, хотелось бы обратиться к опыту нашего образовательного учреждения по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. В нашей образовательной организации активно используется вышеприведенная технология организации исследовательской деятельности учащихся. С 2011 г. функционирует секция научного общества учащихся по направлению «История», руководителем которой является автор. Отбор участников научного общества производится непосредственно на учебных занятиях по истории, с помощью включения в стандартные контрольные процедуры аналитических заданий и заданий повышенной сложности. Далее работа с одаренными детьми организуется в рамках предметного кружка или секции научного общества учащихся по направлению «История». Занятия с подростками проводятся еженедельно по установленному расписанию. Спектр тем занятий обширен: от истории науки в целом до специальных исторических методов познания в частности.
Следующим логическим этапом работы с интеллектуально одаренными детьми является написание научно-исследовательской работы. Студент совместно с руководителем выбирают возможный спектр тем и по мере поиска источников информации сужают этот спектр до одной-двух тем исследования. Далее происходит накопление фактологического материала. В первую очередь мы стараемся прививать студентам исследовательскую и поисковую культуру, поэтому работу по поиску информации мы начинаем с архивов. К сожалению, в нашем городе архивный фонд небольшой, но даже его объемов достаточно для студенческой исследовательской работы. Следующим шагом по накоплению материала является поход в библиотеки и проведение интервью (если это возможно). Оформление результатов исследовательской работы производится по требованиям ГОСТа и отвечает всем правилам и канонам научного стиля речи, с которым мы соответственно знакомим наших студентов.
Подготовка к защите исследовательской работы и ее презентации – это заключительный этап работы в НОУ по направлению «История». Первым опытом наших студентов по публичной защите исследовательских работ является традиционный у нас «День науки», проходящий в начале февраля. На этой «пробной» конференции студенты получают уникальную возможность впервые встретиться с большой аудиторией и преодолеть страх перед публикой. Подготовке доклада и презентации мы традиционно уделяем большое внимание, т.к. эти элементы дают публике наиболее обобщенное представление об исследовательской работе. Искусству презентации и доклада мы также посвящаем несколько занятий.
Итогом нашей совместной со студентами работы выступает готовое научно-исследовательское сочинение, которое проходит все этапы ученических исследовательских конференций, высшим уровнем которых, несомненно, выступают конкурсы научно-исследовальских работ федерального и международного уровня.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.
Сидоренко Марина Александровна
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"