Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Исследовательская деятельность студентов – важное звено в подготовке специалистов для инновационной экономики

16.04.2015 3607 1 6382
Чуриков Артём Владимирович
Чуриков Артём Владимирович, преподаватель

Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко

Актуальность. Современные условия активизируют новые образовательные потребности, отражающие необходимость для личности непрерывного получения и применения знаний, повышения общекультурного уровня, самостоятельного решения возникающих в познании проблем. В этой ситуации крайне важным является реализация потенциальных возможностей образовательных учреждений, прежде всего, за счет организации самостоятельного познавательного процесса каждого студента путём приобщения к исследовательской деятельности.

В «Концепции модернизации российского образования» ставилась задача создания системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. Возрастает ответственность образовательных учреждений за их интеллектуальное творческое развитие. Возрастает и востребованность таких педагогических технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них – технология организации исследовательской деятельности студентов. Под «исследовательской деятельностью студентов» понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой студенты ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет студентам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации [6., С. 188].

Теоретическая часть. Исследовательская деятельность студентов – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.

Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательскую – это вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний, и учебно-исследовательскую деятельность, главная цель которой – образовательный результат, она направлена на обучение студентов, развитие у них исследовательского типа мышления. Исследовательская деятельность позволяет развивать у студентов умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. Исследовательскую деятельность, в свою очередь можно делить на урочную и внеурочную. Учебная деятельность – это творческие задания, создание проектов по определенной теме. Здесь уместно использовать различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, исследовательская и творческая работа, анкетирование на разных этапах.

В рамках развития образования основными стратегическими целями деятельности образовательного учреждения являются:

  1. Создание условий и возможностей для реализации способностей и устремлений студентов в собственных интересах и в интересах народного хозяйства Южного Урала
  2. Интеграция научно-методической, научно-исследовательской деятельности и образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях профессионального образования неформального образования [3., С. 10].

Изучение теоретических аспектов организации исследовательской деятельности студентов показало, что в настоящее время она является показателем результативности и нормативной составляющей образовательного процесса современных образовательных организаций. С одной стороны, она обеспечивает построение содержания образования, направленного на формирование актуальных для личности знаний, совокупности умений, мышления, мировоззрения, развитие опыта творческой деятельности и самостоятельности студентов, воспитание коммуникативных, нравственных качеств. С другой стороны, организация исследований учащихся, создает дополнительные возможности в интеграции основных и дополнительных образовательных программ, ориентирует профессионально-техническое образование на формирование профессиональных компетенций.

Рассмотрение вопросов организации студенческих исследований дает основание полагать, что исследовательская деятельность становится самостоятельной подсистемой в системе образования, которая представлена в урочной и внеурочной работе образовательного учреждения. Это приводит к применению разных организационных форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию функций исследовательской деятельности:

  • поиск проблемы для исследования;
  • научное осмысление проблемы;
  • выдвижение ключевых идей и формирование плана решения проблемы;
  • освоение или создание необходимых обеспечивающих средств;
  • реализация отдельных составляющих плана решения проблемы;
  • синтез отдельных результатов в целостное решение проблемы;
  • оформление результата;
  • ввод результата в научный обиход, защиту и сопровождение решения;
  • внутренний критический анализ решения [2., С. 14].

Задачами преподавателя становятся сопровождение проектной или исследовательской деятельности студента, создание наиболее эффективных условий для совершения этой деятельности. Распространение в образовательных учреждениях методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности должно воспитывать свободную личность, формировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принятые решения, планировать дальнейшую деятельность.

Поскольку освоение студентами новых способов получения знаний через собственные исследования сближается с логикой научно-познавательного процесса, поэтому должны применяться и развиваться все перечисленные функции. Это предъявляет особые требования к содержанию образовательного процесса и актуализирует разработку технологии организации исследовательской деятельности учащихся, интенсифицирующей и оптимизирующей исследовательский процесс [1., С. 228-229].

Для стимулирования интереса студентов к исследовательской деятельности необходимы методы создания ситуации новизны и актуальности исследуемых проблем. Для исследователей профессионально важными качествами являются: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми. Формирование таких качеств должно быть целенаправленным и проходить сквозными линиями через все ступени образования [2., С. 14].

Преподавателю необходимо замечать детей, склонных к экспериментальной и исследовательской работе. Важно подготовить студентов, умеющих работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им и придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Скорость «прихода» информации к человеку увеличилась в тысячи раз. Поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыками сбора, обработки и систематизации, анализа информационного массива, этому можно и нужно обучать.

Перечисленные направления деятельности подразумевают определенное преобразование образовательного процесса и повышение качества знаний в результате совершенствования содержания образования и внедрения современных педагогических технологий, а также создание условий для обеспечения единого образовательного пространства «профессиональная образовательная организация - вуз».

Одним из способов развития научно-исследовательской деятельности студентов является внеклассная работа. При этом создаются большие возможности для организации проектной деятельности студентов. Это связано с тем, что занятия такого рода подчинены интересам студентов. Кроме того, они менее ограничены как строгими рамками содержания учебной дисциплины, так и временными рамками. Именно на этих занятиях возможно сотворчество студентов и педагогов, приводящее к новому личностно значимому результату [4., С. 114].

Индивидуальная внеклассная работа должна проводиться с учетом конкретных интересов каждого студента. Главная цель такой работы – выявление творческих способностей студентов и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности. Во внеклассной работе большое внимание должно уделяться межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации студентов. Это развивает кругозор и воображение студентов, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Такая работа разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.

Практическая часть. Работу над научно-исследовательскими проектами целесообразно начинать со студентами первого курса, так как к этому периоду имеются объективные возможности для работы над некоторыми этапами проекта. Студенты могут формулировать проблему, разрабатывать примерный план работы, они уже получили определенный опыт и знания – все это создает предпосылки для успешного выполнения научно-исследовательского проекта. Первокурсники имеют возможность продолжить работу на следующий год, что позволяет скорректировать направленность исследования, расширить ее область и заинтересовать, таким образом, в получении профессии, связанной с теми науками, в которых они проявились как самостоятельные исследователи. Студент должен чувствовать, что проект – это его работа, реализация его собственных идей, замыслов, должен видеть, что преподаватель с уважением относится к его точке зрения. Студент должен проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем [5., С. 13.]

В ходе работы над проектом у студентов растет самооценка и уверенность в себе. Подростки ориентируются на совершенствование внимания, памяти и мышления. Участие в конкурсах способствует усилению ответственности студентов за свою учебную работу и формированию уважительного отношения к результатам труда. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает не только эффективное усвоение знаний, но также способствует усилению практической, социально значимой составляющей обучения и формированию коммуникативной компетентности.

Процесс организации исследовательской работы состоит из трех основных этапов: организационный, обучение студентов основам исследовательской деятельности, выполнение ими исследовательской работы и представление ее результатов на научно-практической конференции.

Организационный этап – один из самых сложных этапов, так как правильно выбрать студентов, способных к подобной деятельности и мотивированных на нее, порой довольно трудно. С этой целью необходимо проводить диагностику по выявлению одаренных детей, которая будет включать анкетирование по выявлению психологической готовности детей к данной деятельности. Часто бывает, что одаренные дети далеко не первые ученики в группе, но именно они удивляют своими нестандартными решениями задачи, способностью прогнозировать результаты эксперимента. Кроме того, нужно отслеживать еще и такое качество как умение выдвигать гипотезу и умение кропотливо обрабатывать полученные данные. Диагностировать студентов возможно во время проведения практических работ, создания творческих презентаций, подготовке докладов и рефератов. Разнообразна и мотивация студентов к началу исследовательской деятельности. Чаще всего это: мотивация по процессу (заинтересован самим процессом деятельности), мотивация на оценку (заинтересован в получении хорошей оценки). После самоопределения студентов необходимо правильно подобрать тему, с учетом возраста, личных интересов и психологических особенностей [6., С. 190].

Этап обучения основам исследовательской деятельности нацелен на овладение студентами основами методологии проектной исследовательской деятельности.

Выступление на научно-практической конференции является логическим окончанием деятельности над заданным исследовательским проектом. Преподавателю необходимо обратить особое внимание на психологическую готовность студентов к выступлению, публичному представлению собственного исследования. Им необходима помощь в составлении доклада, тезисов выступления в соответствии с азами ораторского искусства, также необходима помощь в расстановке акцентов.

Преподаватель, как руководитель научной работы, должен направлять действия студента, применяя при этом неавторитарные способы преподавания, чтобы студент мог отразить в работе именно свои наработки, проявить свои индивидуальные способности. Очень важным на третьем этапе является создание ситуации успеха. Преподаватель должен постоянно помнить о том, что исследователи всего лишь подростки и создание ситуации успеха будет способствовать достижение главной цели - развитие творческих способностей при организации исследовательской работы.

Выполнение исследовательской работы студентами позволяет приобрести им уникальный опыт сопричастности к научным открытиям и достижениям, заставляет поверить в собственные силу, переносить полученные знания и умения на решение других задач. Формирует у них навык практической деятельности, помогает им в профессиональном самоопределении.

Резюмируя, хотелось бы обратиться к опыту нашего образовательного учреждения по организации научно-исследовательской деятельности учащихся. В нашей образовательной организации активно используется вышеприведенная технология организации исследовательской деятельности учащихся. С 2011 г. функционирует секция научного общества учащихся по направлению «История», руководителем которой является автор. Отбор участников научного общества производится непосредственно на учебных занятиях по истории, с помощью включения в стандартные контрольные процедуры аналитических заданий и заданий повышенной сложности. Далее работа с одаренными детьми организуется в рамках предметного кружка или секции научного общества учащихся по направлению «История». Занятия с подростками проводятся еженедельно по установленному расписанию. Спектр тем занятий обширен: от истории науки в целом до специальных исторических методов познания в частности.

Следующим логическим этапом работы с интеллектуально одаренными детьми является написание научно-исследовательской работы. Студент совместно с руководителем выбирают возможный спектр тем и по мере поиска источников информации сужают этот спектр до одной-двух тем исследования. Далее происходит накопление фактологического материала. В первую очередь мы стараемся прививать студентам исследовательскую и поисковую культуру, поэтому работу по поиску информации мы начинаем с архивов. К сожалению, в нашем городе архивный фонд небольшой, но даже его объемов достаточно для студенческой исследовательской работы. Следующим шагом по накоплению материала является поход в библиотеки и проведение интервью (если это возможно). Оформление результатов исследовательской работы производится по требованиям ГОСТа и отвечает всем правилам и канонам научного стиля речи, с которым мы соответственно знакомим наших студентов.

Подготовка к защите исследовательской работы и ее презентации – это заключительный этап работы в НОУ по направлению «История». Первым опытом наших студентов по публичной защите исследовательских работ является традиционный у нас «День науки», проходящий в начале февраля. На этой «пробной» конференции студенты получают уникальную возможность впервые встретиться с большой аудиторией и преодолеть страх перед публикой. Подготовке доклада и презентации мы традиционно уделяем большое внимание, т.к. эти элементы дают публике наиболее обобщенное представление об исследовательской работе. Искусству презентации и доклада мы также посвящаем несколько занятий.

Итогом нашей совместной со студентами работы выступает готовое научно-исследовательское сочинение, которое проходит все этапы ученических исследовательских конференций, высшим уровнем которых, несомненно, выступают конкурсы научно-исследовальских работ федерального и международного уровня.

Литература

  1. Андрусенко С. Ф., Кравцова Е. Ю. Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие научно-исследовательской деятельности учащихся // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2010. – № 71. – С. 228-231
  2. Кандерова О. Н. Одаренные учащиеся и студенты как резерв научной элиты // Исследовательская работа школьников. – 2005. – № 3. – С. 13–17.
  3. Корсаков С.В. Неформальное образование в условиях СПО: научно-исследовательская деятельность // Среднее профессиональное образование. – 2012. – № 1. – С. 10-12.
  4. Липовецкая М. В. Исследовательская деятельность в профессиональном самоопределении учащихся школ // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. – 2010. – № 4. – С 112-115.
  5. Логунова Н. В. Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях // Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции (2–3 ноября 2011 г). Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – С. 13-15.
  6. Ченцова С. А. Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования: материалы международной научно-практической конференции 20–21 ноября 2011 года. – Пенза – Улан-Удэ: Научно-издательский центр «Социосфера», 2011. – С. 188-190.



Назад к списку

Комментарии
Интересный опыт, целая система! Спасибо за информацию.
Сидоренко Марина Александровна
зам. директора по НМР,
ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж"

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*