Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

«Деятельностный подход в обучении студентов физики: Описание опыта работы»

15.04.2015 888 1431
Красникова Любовь Николаевна
Красникова Любовь Николаевна, преподаватель

Липецкий металлургический колледж

Современное российское общество предъявляет новые требования к среднему профессиональному образованию, условиям реализации основных профессиональных образовательных программ и уровню подготовки специалистов среднего звена. На первый план выдвигаются такие личностно – профессиональные качества, которые позволяют выпускнику профессионального образовательного учреждения быстро адаптироваться в условиях высокотехнологичного производства. Среди них: конструктивное мышление, профессиональная компетентность, способность к саморазвитию и самореализации, коммуникативные умения и навыки.

Современные технологии и методы обучения направлены на достижение таких результатов, которые адекватны потребностям современной экономики, производства и работодателя.

Исходя из этого в основу собственной педагогической системы положено эффективное сочетание модульного, дифференцированного обучения и информационных технологий. Опыт педагогической деятельности свидетельствует, что успешность освоения учебной дисциплины, совершенствование умений и навыков напрямую связана с ориентацией на практическое применение теоретических знаний.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом изучение дисциплины «Физика» направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытий в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

-владение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использование достижений физики  на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за охрану окружающей среды;

- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни

Учитывая специфику дисциплины «Физика», деятельностный подход в обучении обеспечивает необходимые условия для активизации познавательной деятельности всей учебной группы, предоставляя каждому из студентов возможность осознать, осмыслить определенный теоретический материал, получить необходимую практику для совершенствования умений и навыков.

Деятельностный подход позволяет реализовать дидактические принципы, которые сформировались в системе развивающегося обучения. Отличительным признаком современного учебного занятия считается высокая степень активности студентов. С активностью непосредственно связана еще одна важная сторона мотивации учения – это самостоятельность. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные студенты, как правило, и более самостоятельнее, недостаточная собственная активность студента ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности. Управление активностью традиционно называют активизацией. Главная цель активизации – формирование активности студентов, повышение качества образовательного процесса. В своей педагогической практике использую различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения. Успех обучения, в конечном итоге, определяется отношением студентов к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным выводам. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что важным этапом в становлении и развитии личности студента является формирование творческих способностей при системно – деятельностном подходе.

Учебные занятия по дисциплине «Физика» проводится с целью формирования практических умений и навыков, способствуя реализации основных функций образования – развивающей и гуманистической.

В основу учебных занятий положен ведущий принцип деятельностного подхода – студенты активно работают в течение всего учебного занятия. Они проводят эксперименты, афишируют их результаты, делают выводы, выполняют самостоятельную работу .Активная мыслительная деятельность занимает 70% времени учебных занятий на которых созданы условия для того, чтобы каждый студент имел продвижение в учении: предлагается несколько видов деятельности, используется наглядность в виде презентации, оказывается помощь со стороны группы (тогда, когда это необходимо) и доверие учителя, который выставляет итоговые оценки в журнал.

В качестве эффективных технологий обучения используется исследовательская и проектная деятельность студентов, проблемное обучение. Реализация принципа индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении обеспечивается работой «малых групп», учета реальных возможностей и зоны ближайшего развития каждого студента.

Обучение студентов способам деятельности на учебном занятии по дисциплине «Физика» предполагается средствами системного подхода к учебному занятию, его содержанию, целям и задачам, использованным методам и приемам – как к целостному явлению. Системный анализ структуры и содержания учебного занятия осуществляется в дидактических ситуациях обобщения деятельности каждой «малой группы», что предоставляет возможность для развития и совершенствования коммуникативных умений и навыков студентов.

Задачей дальнейшей педагогической деятельности является совершенствование мастерства по освоению и применению системно-деятельностного подхода в обучении, что создаст условия для формирования социально зрелой личности, личности компетентной, нравственной, способной и стремящейся осуществлять деятельность в соответствии с запроса Комплексное использование современных дидактических средств обучения в колледже обеспечило переход от репродуктивных форм учебной деятельности к компетентностному и системно-деятельностному подходу в обучении, к самостоятельным проектным и учебно-исследовательским видам работы; к формированию практических действий и навыков у студентов первого курса всех специальностей колледжа.

Учебные кабинеты по ведущим дисциплинам для специальностей металлургического и технического профиля оснащены как современными техническими средствами обучения и обучающей цифровой лабораторной учебной техникой, так и традиционным демонстрационным оборудованием, наглядными пособиями по математике, физике, информатике, химии..

Например, обучающая цифровая лабораторная техника по учебным дисциплинам «Физика», «Химия», «Информатика» включает:

- технические средства обучения (персональные компьютеры, интерактивное оборудование, системы мультимедиа);

- комплект цифрового измерительного оборудования для проведения экспериментов, опытов, наблюдений;

- цифровой микроскоп;

- комплект лабораторных приборов, инструментов, микропрепаратов, вещественных и виртуально-наглядных моделей, предназначенных для отработки практических действий и навыков во время постановки фронтального лабораторного эксперимента, лабораторных работ.

Современные технические средства обучения, используемые наряду с изобразительными и натуральными наглядными пособиями, выступают как средство управления учебной деятельности студентов, так и самостоятельный источник учебной информации.

Список литературы.

  1. Смирнов В.И. Общая педагогика.-М.,2000
  2. Сластенин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.-М.,1986



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*